Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат
Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Античная История демократий, по мнению Р.Даля, скорее напоминает путь по плоской и бескрайней пустыне с её редкими возвышенностями, чем непрерывное и победное движение. Долгий подъём к тем высотам, которых достигла демократия, начался в первобытную эпоху, когда при родоплеменном строе человечество осваивало азы общественного самоуправления. Оно выражалось в равенстве внутриобщинных отношений, в стремлении сообща обсуждать важнейшие вопросы бытия, принимать коллективные решения, избирать старейшин и т.д. Они присущи как западным, так и восточным, в т.ч. центральноазиатским, древним народам, поскольку наша древняя земля была одной' из колыбелей становления цивилизованных форм человеческого общежития. Республиканская форма демократии в Риме просуществовала гораздо больше (почти пять веков). Постепенно демократическая республика вырождалась в аристократию, а затем и в империю. Афины и Рим продемонстрировали во второй половине первого тысячелетия до нашей эры образцы уникальной античной демократии - представительской и плебисцитарной, укрепили корни, заложили основы её институционального структурирования.
Таким образом, античные мыслители глубоко и верно оценили основные достоинства демократического общества - свободу граждан, равноправие, справедливость, народовластие, силу законов. Но они также видели слабости демократии - вырождение безудержной свободы, тупики народных собраний в вопросах управления обществом, нарастающую неудовлетворённость хаосом народной власти, желание твёрдой руки властителя. Афинская демократия погибла под ударами македонских завоевателей, римская - уничтожила сама себя успешными военными завоеваниями, расширением своего пространства. Но задумаемся над мыслью, которая превалировала в политических воззрениях Аристотеля и Цицерона: никакая форма правления, взятая отдельно, не способна всецело удовлетворить общество и съедает сама себя. Только их органическое единство, гибридность создаст прочность и удовлетворение властью.
Наиболее ярким примером
классической демократии служит Афинская
рабовладельческая республика. Полисная
форма демократии была уникальной,
поскольку реализовывалась в рамках одного, по
нашим масштабам небольшого, города (во
времена Перикла в Афинах насчитывалось
не более 20–30 тысяч полноправных граждан).
Это создавало реальные возможности для
широкого и прямого участия граждан в
процессе принятия решений.
Основные институтом власти в афинском
полисе было народное собрание и все важнейшие
вопросы политической жизни решались
голосованием. Важнейшей чертой принятия
таких решений было стремление выработать
общее мнение по обсуждаемым вопросам.
Решение, как правило, принималось единогласно,
но в случае, когда не удавалось достигнуть
всеобщего согласия, решение считалось
принятым, если за него голосовало большинство.
При этом меньшинство должно было безоговорочно
подчиниться воле большинства. Античная
демократия не знала оппозиции в современном
понимании этого термина. По отношению
к инакомыслящим обычно применялась практика
остракизма – изгнание из полиса, а иногда
и более суровые меры наказания.
Одним из основополагающих принципов
классической демократии был принцип
равенства и всеобщего участия граждан
в управлении полисом. Этот принцип был
юридически закреплен как в правах, так
и обязанностях всех граждан принимать
участие в работе народного собрания,
выполнять определенные общественные
функции и осуществлять правосудие. Все
должностные лица избирались или занимали
свои должности по итогам жеребьевки на
строго определенный срок. Вся их деятельность,
особенно финансовая, строго контролировалась
народным собранием.
Таким образом, полисное самоуправление
в Древней Греции являлось классической
формой прямой, или непосредственной,
демократии. Все законы и важнейшие решения
принимались всенародно, без каких-либо
опосредующих звеньев (партий, парламентов,
чиновников) собранием граждан, неограниченная
власть которого распространялась не
только на все общественные, но и на многие
формы личной жизни. Поэтому полисная
демократия таила в себе опасность вырождения
в тиранию большинства.
В отличие от классической формы демократии,
принципиально новым элементом конституционной
либеральной демократии является появление
институтов народного представительства
(парламентов). Это означает, что народ
осуществляет власть не непосредственно,
а через избираемых и сменяемых представителей,
входящих в состав представительных органов
государственной власти. Тем самым парламент,
олицетворяя собой институт реализации
народного суверенитета, становится обладателем
высших законодательных полномочий. Непосредственное
же участие народа в разработке и принятии
важнейших политических решений ограничивается
проведением референдумов и плебисцитов
(опросов) или становится возможным путем
так называемых народных инициатив.
Таким образом, либеральная форма демократии
– это не прямое, а представительное народовластие.
Народ выбирает своих представителей,
но не участвует в управлении, имея однако
достаточно широкие возможности оказания
влияния на власть. Особенностью либеральной
демократии является то, что право большинства
уравновешивается различными ограничениями
на применение власти, что позволяет учитывать
и уважать интересы меньшинства. Классическая
форма демократии как повседневное и непосредственное
участие в управлении всех граждан в рамках
большого политического сообщества, каким
является национальное государство, стало
практически невозможным. В результате
изменилось первоначальное значение понятия
демократии, которое по своей сути приблизилось
к современному.
Итак, преемственность демократических
политико-правовых и культурных традиций
западной цивилизации приводит к созданию
в эпоху Нового времени так называемой
либеральной формы демократии, заложившей
базовую основу современного демократического
правления, а также изменившей представления
и о самом понятии "демократия".
33)Общие принципы и институты демократии
Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии.Практическая реализация демократии зависит от множества обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.
34) Политическая модернизация: понятие, причины осуществления, основные пути развития.
Теории модернизации - теории, рассматривающие модернизацию как сложный глобальный процесс: - протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества; и - характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции. Различают: технологическую, функциональную и глобальную модернизации. В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современного Казахстана. Модернизация - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западно-европейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.
Процесс политической модернизации в Республике Казахстан осуществляется при детальном рассмотрении теоретических наработок и практического опыта зарубежных государств. Внедрение определенного типа политической модернизации и выбор той модели, которая наиболее подходит для условий Казахстана, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми проблемами. Президент Н. А. Назарбаев в своем Послании рекомендует начать политическую модернизацию с реформирования законодательного и представительного органа — парламента. Начинать действительно надо с самого главного, определяющего, от чего зависит эффективность и плодотворность всех последующих шагов. Будучи высшим представительным, законодательным органом, парламент концентрирует волю народа, энергию демократии. Через парламент народ имеет реальную возможность воздействовать на процесс принятия законов, соответствующих принципам свободы и разума. Процесс политической модернизации требует прежде всего усиления политического авторитета законодательной ветви власти. Процесс политической модернизации в Казахстане идет последовательно, по мере создания необходимых экономических условий.
35) Понятия политич. процесса
Полит процесс-
это совокупная деятельность
организации, обществ, и групп
отдельных лиц преследующих
36)Структура политического процесса.
Политическая система представляет собой субъектно-объектные элементы политического процесса: субъекты политики, ресурсы власти, средства, формы и методы их использования, промежуточные и конечные цели и задачи. Политический процесс включает множество несовпадающих по времени и темпам конкретных локальных направлений, охватывающих изменения, как в макросистеме, так и микросистемах. При этом некоторые политические институты могут функционировать практически в неизменном виде, другие – претерпевают серьезные сущностные преобразования в своей структуре, идейно-политической ориентации, формах работы, социальной базе и т.д.
Таким образом, политический процесс представляет собой не предопределенный и теоретически выдержанный курс развития общества, а результат взаимодействия многих и зачастую взаимоисключающих политических сил и факторов. Их постоянно меняющаяся совокупность и обусловливает реальную направленность политического процесса.
Однако непредсказуемость и случайность, хотя и имеют место в политике, но дело в том, что любой субъект политики (партия, движение, социальная группа) организует свое участие в политическом процессе на определенных принципах. Это, прежде всего целеполагание, выработка концепции, оценка имеющихся ресурсов борьбы за власть и выбор средств и методов реализации своей идеологии. Они могут быть различными, но в правовом государстве их объединяет критерий законности и соответствия нормам права. На данной почве и происходит согласование направленности политического процесса.
осуществлению.
37) Режимы функционирования политичю процесса
Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.
Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.
И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.
38) Стадии (фазы) политического процесса.
Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий. Основные виды политических процессов:
— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования;
— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих
процессов рождает сложное
Политический процесс вбирает в себя 3 основных элементов(этапов): 1.Представление интересов групп и граждан к различным политическим институтам принимая решения. 2.Выработка и принятие политических решений. 3. Реализация политических решений.
39) Политическое сознание сущность и структура
политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политиче-ской власти и государственности. Это наиболее общая категория, харак-теризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотиваци-онные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами.
Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии