Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

Гражданское общество — система  самоорганизующаяся и само развивающаяся. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия.

Основополагающим условием жизнедеятельности  гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Важным условием успешного функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Следующим условием жизнедеятельности гражданского общества является высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества.

23) Типы государств

все государства делятся  на 2 группы: 1ая монархии . носитель власти один человек-монарх. Власть передается по наследству. Подразделяется на абсолютную (монарх-один правитель все ветви  власти в его руках,) и конституционную (наряду с монархом существует представительный выборный орган. Правит не монарх а парламент. 2ая группа это республики Носитель власти народ. Власть осущ через народ(выборы) Делятся на президентскую и парламентскую.

Каждое государство  в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы  государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы  государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной  монархии, существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма  правления, при которой главой государства  является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени  мандат от представителей органа или  непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического  управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого  и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форм правления. Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских  форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Существует 2 подхода  в изучении типологии гос-в. Это:1)формационный, 2)цивилизационный.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства  — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих  признаков: единством экономической  и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство  — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое  государство создано в целях  охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство  — основа феодал и его зависимые  крестьяне;

Буржуазное государство  — основа буржуазия и пролетариат;

При цивилизационном  подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.еством в условиях строительства социализма и коммунизм.

Типология государств — это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

24) Государство  как ядро политической системы  общества.

Государство является центральным  институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как “страна”, “общество”. В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Понятие гос-ва: Центральным  институтом политической системы является государство. В его деятельности  концентрируется  основное  содержание  политики.  Сам   термин «государство»  обычно  употребляется  в  двух  значениях.  В  широком  смысле государство понимается как общность  людей,  представляемая  и  организуемая органом  высшей  власти  и  проживающая  на  определенной  территории.   Оно тождественно стране и политически организованному народу. В  современной  науке  государство  в  узком  смысле   понимается   как организация,   система   учреждений,   обладающие   верховной   властью   на определенной территории.  Оно  существует  наряду  с  другими  политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п. Сущность гос-ва. Гос-во  -  это  п-кая  общность,  составляющими элементами  которой  является:  тер-рия,   население   и   власть.   1) Тер-рия   - пространств. основа гос-ва.  Физич.  основа  –  одно  из  условий,  делающих возможным существование гос-ва. В  конечном  счёте  без  тер-рии  гос-ва  не существует, хотя она может  изменяться  во  времени.  Тер-рия  гос-в  включ. землю, недра, воздушное пространство и тер-риальн. воды; она не  может  быть сведена к т.н. твёрдой земле. 2) Насел., т.е. чел-ское  сооб-во,  проживающ. на  его  тер-рии  и   подч.   его   власти.   Нац.   сознание   предполагает отождествление  себя  с  общими  культурными  ценностями,  а  также  наличие эмоцион. солидарных связей между лицами, принадлежащ. к одной нации.  Насел. гос-ва может  сост.  из  одного  народа  или  быть  многонац..  3) Власть  – отношения госп-ва и подч., существующ. между п-кой Э и остальной частью  об-ва. Итак, гос-во - это п-кая целостность, образуем.  нац-ной  или  многонац-ной общностью, закреплён. на  опр.  тер-рии,  где  поддерж.  юрид.  порядок, установлен.  элитой,  которая  монополизирует  институционализованную  власть, обладая законным  правом  применения  принуждения.

25)Понятие правового  государства 

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Теория и практика правового государства позволяет  выделить следующие его отличительные признаки:

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ  является конечным источником власти, государственный же суверенитет  носит представительный характер.

Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.

Всеобщность права, связанность  правом самого государства и его  органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все  органы государства и должностные  лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная ответственность  государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации  и учреждения несут ответственность  перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей. В  соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена  в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между  законодательной, исполнительной и  судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей  действует и в вертикальном аспекте  как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Незыблемость свободы  личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства  – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

Правовое государство  явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном  варианте концепция правового государства  делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства

26) Структура  гражданского общества.

В структуру гражданского общества входят семейные, экономические, религиозные и нравственные отношения, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами и субъектами политической жизни.                                  

Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.    Гражданское общество структурно  представлено своими организациями  и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая  их  часть приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы. В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими). Социально  -  политическая сфера гражданского общества включает: общественно  -  политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные средства массовой информации. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их  нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием.

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии