Законы и категории, методы и функции политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Файлы: 1 файл

2 Законы и категории, методы и функции политологии.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей.

Сущность же нации наиболее отчетливо  выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего  политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

15) Формы национально-государственного устройства: унитаризм, федерация, конфедерация.

Унитаризм - фр. unitarism от лат.unitas - единство 
Унитаризм - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находится отдельные автономные образования, в том числе имеющие многие атрибуты собственной государственности (например наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в унитарном государстве - только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти. Составные части имеют статус единиц административно-территориального деления: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц. назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан)

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

В союзном государстве  верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых  федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве  федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерациях осуществляют федеральные  государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Обязательным  признаком федеративной формы считается  двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Конфедера́ция — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация – самая  редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном  устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

16) Политическая  система общества: понятие, структура,  подсистемы.

Политическая система - это образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Внутри этого организма представляется целесообразным выделить четыре подсистемы в зависимости от их роли и выполняемой функции: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическое сознание. Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.    Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.     Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия и др.       Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение.     Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функционально, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Структура полит. системы: — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации  и объединения, трудовые коллективы и т.п.;— политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;— политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта. В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как: Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству, государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан. Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти. Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами. Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления. Элементы полит. системы: Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная. Она составляет, по определению основоположников марксизма, суть политики, политической борьбы. Выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает установить компоненты этой системы, т. е. определить ее структуру, границы.     Кроме политических организаций в состав политической системы общества входят политические отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти либо по поводу нее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы: Прежде всего это отношения между классами, нациями и государствами. Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.      Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.       К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику.

Функции полит. системы: Основные ф-ии ПС разделяются на внешние  и внутренние. К внутренним относится: защита сущ. эк-их и соц-ых систем; регулирование  хоз. деят-ти, уп-ие экономикой страны; регулирование соц. отношений; охрана общественного порядка. Внешние ф-ии: защита суверенитета; развитие взаимовыгодного сотрудничества с др. странами; участие в решении глобальных проблем современности. Основные функции ПС, как правило, сводятся к проблемам защиты, упрочения и развития сложившихся общ. отношений в интересах опред. групп.

Классификация политических систем..В зависимости от политического  режима:- демократические; - тоталитарные. С учетом географических факторов:- европейские;- азиатские;- североамериканские;- и т.д. По общественно-экономическим формациям (с позиций марксисткой теории) существуют политические системы:- рабовладельческого общества;- феодального общества;- буржуазного общества; - социалистического общества. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характер политических систем: - арабских;- индуистских;- мусульманских;- и т.д

17) Функции политической системы: социализация, адаптация, регуляция, реагирование и коммуникации.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

Управление различными сферами жизнедеятельности людей  в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

Мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

Выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

Удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

Интеграция общества, создание необходимых условий для  взаимодействия различных элементов  его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система  пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

Политическая социализация (посредством которой формируется  политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

18)Теории и  критерии классификации политических  систем Д. Истона , Г. Алмонда и К. Дойча

Четыре типа классификации  политических систем предложенная Г. Алмоном.

1. Англо-американский тип политической системы характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между государствами, партиями и общественно-политическими объединениями, группами давления и т.д. Власть и влияние жестко распределены и уравновешены между различными звеньями политической системы, функционирующими в рамках механизма сдержек и противовесов. Основные политические ценности (свобода, частная собственность, права человека, невмешательство государства в личную жизнь и др

2. Континентально-европейский тип отличается тем, что политическая культура в них неоднородна, она отражает социальную разделенность общества и сосуществование противоположных ориентаций, идеалов, ценностей и традиций. Такой тип сочетается с наличием многопартийности, характеризуется колебаниями настроений и политического поведения граждан и соответственно меньшей стабильностью.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются смешанной политической культурой. В ней соединяются демократические ценности и собственные традиции (этнические, религиозные, племенные). Разделение властей здесь часто носит формальный характер, велика склонность к авторитаризму, использованию силовых методов.

4. Тоталитарные политические системы характеризуются строгой централизацией и подконтрольностью единому властному центру. Политическое участие и демократические процедуры носят формальный, декоративный характер. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц и концентрирует все стороны жизнедеятельности индивида и общества. В социокультурной сфере приоритет отдается классовым, национальным или религиозным ценностям, которые в обязательном порядке называются политической системой всему обществу. 

Информация о работе Законы и категории, методы и функции политологии