Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

политология отдельно.docx

— 200.72 Кб (Скачать)

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем. Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.  
Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).  
Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения. Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.  
Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и задач  общества, выработка программ деятельности  в соответствии с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов и организация  деятельности общества для осуществления  его целей и задач.

3. Укрепление единства общества.

4. Распределение ценностей в  соответствии с интересами всего  общества и отдельных социальных  групп, наций, каждого человека.

5.Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода» относятся: 
1. Политическая социализация и привлечение к участию 
2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством

3. Агрегирование интересов, т.е. превращение  требований в альтернативы государственной  политики

4. Политическая коммуникация

Функции «вывода»:

1. Разработка норм-законов

2. Применение норм

3. Контроль за соблюдением норм

По характеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными. 
№26 Государство как основной политический институт: происхождение, признаки и функции.

Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения жизнедеятельности людей, дифференциации интересов групп и индивидов.

Государство имеет обязательные признаки:

1) территория (составляет физическую и материальную  основу государства)

  • суша, недра, водное и воздущное пространство.

2) население  – совокупность людей, проживающих  на данной территории

3) власть

4) суверенитет

5) монопольное  право на применение принуждения

6) монопольное  право на издание законов и  правовых актов, обязательных для  всего населения

7) монопольное  право на взимание налогов  и сборов с населения

Основные функции государства:

1)  внутренние – имеют приоритет над внешними функциями. Это основное направление деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним внутренних задач:

  • социальная функция, экономическая, идеологическая, организаторская, правовая, политическая, культурно-воспитательная, образовательная.

2)  внешние

  • функция развития взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами на основе принципа мирного существования
  • развитие равноправных отношений в другими странами
  • участие в международном делении труда и интеграции
  • защита интересов данного государства, его взаимовыгодных отношений с другими странами
  • защита от военной и экономической экспансии

Существует несколько концепций происхождения государства.

  • Теократическая связывает его возникновение с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции персона верховного правителя – божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евреев бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Современный католицизм предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.
  • Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство – это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе.
  • Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. В учениях Моцэы отстаивается принцип естественного равенства людей и идея договорного государство, в основе которой лежит воззрение о принадлежности верховной власти народу. Демокрит и Эпикур считали, что для сохранения государственного единства требуется единогласие граждан, взаимное сочувствие, взаимопомощь, братство. Т. Гоббс и Дж. Локк наиболее полно выразили идею общественного договора, считая, что государство это результат своеобразного соглашения, заключенного между суверенными властителями и подданными, и орган всестороннего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

 

№27. Формы правления государства: разновидности монархий и республик.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству. Монархия с точки зрения монархистов - это система власти, непроизводная от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога по праву рождения. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса - всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества) Монарх для монархиста - в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.

Виды монархий:

  • Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
  • Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
    • Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
    • Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
      • Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распуститьпредставительный орган (Иордания, Марокко).
      • Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность передизбирателями..

Виды республик:

  • Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
  • Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция). 
28 вопрос: Формы государственно устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное

Форма государственного устройства — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"