Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка
1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.
3) создание бюрократического аппарата;
4) централизация власти;
5) вытеснение идеологических
6) идеологический консерватизм - усиление
несоответствия между
7) рост несоответствия между интересами рядовых членов и лидеров, интересы которых становятся определяющими в деятельности организации;
8) уменьшение возможности членов
партии влиять на процесс
9) включение лидеров
Переход от демократии к олигархии неизбежен,
ибо функции народных масс сводятся к
замене «своих господ» и «формированию
правительства». Демократия - это фикция,
так как все выражения типа «господства
массы», «народное правительство» и т.
д. выражают только принцип, но не действительное
состояние. Для руководства организацией
необходимо наличие профессионально подготовленных
для этого людей, которые придают устойчивость
организации, но вместе с тем вызывает
изменения организационной массы.Процесс
организации неизбежно делит любую партию
на руководящее меньшинство и руководимое
большинство. Меньшинство имеет тенденцию
противопоставлять себя рядовым гражданам,
оно отрывается от «масс», образуя более
или менее закрытый круг. В таких условиях
суверенитет «масс» оказывается иллюзорным.
Так действует «железный закон олигархических
тенденций».
21. Политическая
элита. Основные способы рекрутирования.
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивая, при этом, интеграцию, субординацию и отражение в политически установленных интересов различных слоев общества и создания механизма воплощения политических замыслов.
Другими словами, именно политическая элита принимает стратегические решения и обеспечивает их реализацию.
Политические элиты можно охарактеризовать следующими чертами:
В зависимости, от того, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты в различных политических институтах, устанавливают политические контакты, делают политическую карьеру напрямую зависит качество элитных групп, их профессионализм, а значит устойчивость и целенаправленность общественного развития.
Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.
Антрепренерскую систему отличают:
- открытость, широкие возможности
для представителей любых
- небольшое число
- широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны;
- высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;
- первостепенная значимость
Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям.
Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.
В целом же, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.
Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.
Для системы гильдий характерны:
- закрытость, отбор претендентов
на высокие посты главным
- высокая степень
- узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.;
- тенденция к воспроизводству
существующего типа элиты, вытекающая
из вышеизложенных
Данная система способствует воспроизводству уже существующего типа элиты. Существует определенная стабильность, участники политической элиты квалифицированы и высокоподготовленны.
Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.
22. Природа и функции
Политическое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляет отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Политическое лидерство возникает и функционирует как объективно- субъективный процесс. Объективность лидерства обусловлена социальными причинами его возникновения и развития, местом и ролью в организации жизни общества. Вместе с тем лидерство неразрывно связано с определённым субъектом, собственно с личностью лидера. Конкретная личность становится субъектом лидерства благодаря своим личным качествам, авторитету («харизме») и добровольному признанию и подчинения со стороны других с целью реализации общего интереса.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формальное - должностной статус, связанный с формальным занятием должности, и реальное лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе.
В результате исследований понимания проблемы политического лидерства сформировалось несколько основных теоретических подходов в понимании сущности и происхождения лидерства: Теория элит : объясняет природу политического лидерства выдающимися индивидуальными чертами человека, которые рано или поздно приводят её к власти. Ситуационная теория: обосновывает идею зависимости поведения лидера от социальных условий. Теория определяющей роли последователей. В ней политическое лидерство рассматривается как особые отношения между лидером и ведомыми. Психологические теории: например Теория З. Фрейда. Истоки лидерства коренятся в человеческой психике. З. Фрейд объяснял лидерство неосознанным стремлением индивида господствовать над другими.
Функции: конструктивная (выражение в полит прог-ме и удовлет. интересов общ-ва), интегративная (сплочение едином-ов); организационная (созд-е кадров и сис-мы упр-я), координационная (согласование дейст-й полит инстит-ов власти и направ-е их деят-ти).
В политической литературе встречаются
различные классификации лидерства.
Одна из наиболее известных типологий
лидерства принадлежит
М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов
легитимизации власти выделяет три типа
лидеров -
традиционный, рационально - легальный
и харизматический. В основе традиционного
лидерства - вера
в святость традиций, вера подчинённых
в то, что власть является законной, поскольку
была всегда. Лидер в этом случае является
носителем традиции, хранителем и знатоком
ритуалов. Харизматическое
лидерство базируется
на вере подданных в исключительный талант,
дар, способности лидера, который, по мнению
народа, призван выполнить определённую
заранее намеченную миссию. Рационально
- легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется
через демократические процедуры путём
наделения лидера полномочиями, которые
ограничиваются законодательством и контролируется
избирателями. В зависимости от того, каким
способам изменения политической и социальной
действительности отдают предпочтение
лидеры, их подразделяют на реформаторов,
революционеров и консерваторов.
23. Феномен
бюрократии в учениях К.Маркса, М.Вебера,
Р.Мертона.
Бюрократия - особая социальная группа, которая специализируется на выполнении административных функции в различных политических системах. Она имеет иерархическую, корпоративно-замкнутую организацию и играет роль посредника между элитой и массами, приводит в жизнь политическую волю элит. Стремится к расширению и сохранению своих властных полномочий.
К. Маркс считал, что:
- бюрократия имеет в своем обладании государство, которое она рассматривает как частную собственность
-для отдельного бюрократа
-для бюрократии характерно
-бюрократию характеризует
-бюрократия предстает как
-бюрократия враждебна
По мнению М.Вебера:
Американский социолог Р. Мертон одним из первых выделил ставшие уже очевидными стороны бюрократии — формализм и неэффективность. Согласно Мертону, мнение Вебера о том, что жесткий контроль за происходящим обеспечивает надежность и предсказуемость поведения бюрократической машины, не является бесспорным, так как в то же время именно эти критерии бюрократии объясняют ее негибкость и скрытый потенциал к самоуничтожению.
24. Основные положения теории политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд)
Дэвид Истон основную задачу политической системы видел во властном распределении ценностей и ресурсов.
Система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения:
o суммирующие все поступающие извне импульсы – входы
o суммирующие все выходящие воздействия на окружающую среду – выходы.
Окружающая
среда ПС включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющи
Интрасоциетальная среда, в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем.
Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы.
ПС реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы.
По отношению к ПС импульсы могут быть двух типов: требования и поддержка.
Импульсы-требования и импульсы-поддержки, поступающие на вход, перерабатываются ПС в сигналы выхода.
Сигналы выхода оказывают определенное воздействие на окружающую среду, которая в свою очередь реагирует на решения ПС, посылая на ее вход новые импульсы.
Габриэль Алмонд считал, что ПС – это система общества, упорядоченная на основе принятых в данном обществе политических ценностей, норм и культурных традиций, совокупность политических институтов и отношений, посредством которых формируется и осуществляется государственная власть.
Алмонд, как и Истон, выделял функции «входа» и «выхода».
Главной задачей ПС он считал обеспечение легитимности властного принуждения, направленного на стабилизацию общества. При этом в зону системного анализа включались не только политические, но и социальные институты, такие как семья, школа, церковь, СМИ и др.
№25 Политическая система: понятие, структура, функция и типология
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.