Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

политология отдельно.docx

— 200.72 Кб (Скачать)

3) создание бюрократического аппарата;

4) централизация власти;

5) вытеснение идеологических целей  инструментальными, т. е. немедленными  целями аппарата и лидеров, в ущерб интересам представляемого ими класса (социальной группы);

6) идеологический консерватизм - усиление  несоответствия между идеологическими установками и реальностью и подавление аппаратом всяких попыток идеологической модернизации;

7) рост несоответствия между  интересами рядовых членов и  лидеров, интересы которых становятся определяющими в деятельности организации;

8) уменьшение возможности членов  партии влиять на процесс принятия  решений;

9) включение лидеров оппозиционных  фракций партии в основной  руководящий состав (кооптация).

Переход от демократии к олигархии неизбежен, ибо функции народных масс сводятся к замене «своих господ» и «формированию правительства». Демократия - это фикция, так как все выражения типа «господства массы», «народное правительство» и т. д. выражают только принцип, но не действительное состояние. Для руководства организацией необходимо наличие профессионально подготовленных для этого людей, которые придают устойчивость организации, но вместе с тем вызывает изменения организационной массы.Процесс организации неизбежно делит любую партию на руководящее меньшинство и руководимое большинство. Меньшинство имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым гражданам, оно отрывается от «масс», образуя более или менее закрытый круг. В таких условиях суверенитет «масс» оказывается иллюзорным. Так действует «железный закон олигархических тенденций». 
21. Политическая элита. Основные способы рекрутирования.

Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивая, при этом, интеграцию, субординацию и отражение в политически установленных интересов различных слоев общества и создания механизма воплощения политических замыслов.

Другими словами, именно политическая элита принимает стратегические решения и обеспечивает их реализацию.

Политические элиты можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. Высокий социальный статус
  2. Высокий уровень контроля и информирования над информацией
  3. Непосредственное участие в политической государственной власти
  4. Способность к установлению  организации

В зависимости, от того, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты в различных политических институтах, устанавливают политические контакты, делают политическую карьеру напрямую зависит качество элитных групп, их профессионализм, а значит устойчивость и целенаправленность общественного развития.

Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают:

- открытость, широкие возможности  для представителей любых общественных  групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

- небольшое число институциональных  фильтров, то есть формальных  требований для занятия должностей;

- широкий круг участвующих в  отборе, в который могут войти  все избиратели страны;

- высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;

- первостепенная значимость личных  качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.

Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям.

Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.

В целом же, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.

Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.

Для системы гильдий характерны:

- закрытость, отбор претендентов  на высокие посты главным образом  из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии;

- высокая степень институционализации  процесса отбора, наличие многочисленных  фильтров - формальных требований  для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность  и т. д.;

- узкий, относительно закрытый  круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.;

- тенденция к воспроизводству  существующего типа элиты, вытекающая  из вышеизложенных характеристик.

Данная система способствует воспроизводству уже существующего типа элиты. Существует определенная стабильность, участники политической элиты квалифицированы и высокоподготовленны.

Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.

 

22. Природа и функции политического  лидерства.  Типология политического  лидерства М. Вебера

Политическое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляет отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Политическое лидерство возникает и функционирует как объективно- субъективный процесс. Объективность лидерства обусловлена социальными причинами его возникновения и развития, местом и ролью в организации жизни общества. Вместе с тем лидерство неразрывно связано с определённым субъектом, собственно с личностью лидера. Конкретная личность становится субъектом лидерства благодаря своим личным качествам, авторитету («харизме») и добровольному признанию и подчинения со стороны других с целью реализации общего интереса.

Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формальное - должностной статус, связанный с формальным занятием должности, и реальное лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе.

  В результате исследований понимания проблемы политического лидерства сформировалось несколько основных теоретических подходов в понимании сущности и происхождения лидерства: Теория элит : объясняет природу политического лидерства выдающимися индивидуальными чертами человека, которые рано или поздно приводят её к власти. Ситуационная теория: обосновывает идею зависимости поведения лидера от социальных условий. Теория определяющей роли последователей. В ней политическое лидерство рассматривается как особые отношения между лидером и ведомыми. Психологические теории: например Теория З. Фрейда. Истоки лидерства коренятся в человеческой психике. З. Фрейд объяснял лидерство неосознанным стремлением индивида господствовать над другими.

Функции: конструктивная (выражение в полит прог-ме и удовлет. интересов общ-ва), интегративная (сплочение едином-ов); организационная (созд-е кадров и сис-мы упр-я), координационная (согласование дейст-й полит инстит-ов власти и направ-е их деят-ти).

В политической литературе встречаются различные классификации лидерства. 
Одна из наиболее известных типологий лидерства принадлежит М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров - традиционный, рационально - легальный и харизматический. В основе традиционного лидерства - вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально - легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями. В зависимости от того, каким способам изменения политической и социальной действительности отдают предпочтение лидеры, их подразделяют на реформаторов, революционеров и консерваторов. 
23. Феномен бюрократии в учениях К.Маркса, М.Вебера, Р.Мертона.

Бюрократия - особая социальная группа, которая специализируется на выполнении административных функции в различных политических системах. Она имеет иерархическую, корпоративно-замкнутую организацию и играет роль посредника между элитой и массами, приводит в жизнь политическую волю элит. Стремится к расширению и сохранению своих властных полномочий.

К. Маркс считал, что:

- бюрократия имеет в своем  обладании государство, которое  она рассматривает как частную  собственность

-для отдельного бюрократа государственная  цель его деятельности подменяется  личными целями

-для бюрократии характерно узкогрупповое, а не общее мышление

-бюрократию характеризует иерархическая  организация

-бюрократия предстает как закрытая  организация по отношению к  внешнему миру

-бюрократия враждебна процессом  демократии

По мнению М.Вебера:

  1. Бюрократия, в силу своего объективного положения в системе власти, обеспечивает рациональное, эффективное решение вопросов управления
  2. Бюрократия выступает как особая социальная группа, «класс», формируемый по критерию обладания властью
  3. В современном обществе существует определенное противоречие между тенденцией бюрократизации систематического управления и процессами демократизации в обществе.
  4. Зависимость современного общества от бюрократии является неизбежной ценой, которую оно вынуждено платить за рациональное бюрократическое управление

Американский социолог Р. Мертон одним из первых выделил ставшие уже очевидными стороны бюрократии — формализм и неэффективность. Согласно Мертону, мнение Вебера о том, что жесткий контроль за происходящим обеспечивает надежность и предсказуемость поведения бюрократической машины, не является бесспорным, так как в то же время именно эти критерии бюрократии объясняют ее негибкость и скрытый потенциал к самоуничтожению.

 

24. Основные положения теории  политической системы (Д. Истон, Г. Алмонд)  

Дэвид Истон основную задачу политической системы видел во властном распределении ценностей и ресурсов.

Система взаимодействует с окружающей ее средой через определенные отношения:

o     суммирующие все поступающие извне импульсы – входы

o     суммирующие все выходящие воздействия на окружающую среду – выходы.

Окружающая среда ПС включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие.

Интрасоциетальная среда, в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем.

Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы.

ПС реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы.

По отношению к ПС импульсы могут быть двух типов: требования и поддержка.

Импульсы-требования и импульсы-поддержки, поступающие на вход, перерабатываются ПС в сигналы выхода.

Сигналы выхода оказывают определенное воздействие на окружающую среду, которая в свою очередь реагирует на решения ПС, посылая на ее вход новые импульсы.

Габриэль Алмонд считал, что ПС – это система общества, упорядоченная на основе принятых в данном обществе политических ценностей, норм и культурных традиций, совокупность политических институтов и отношений, посредством которых формируется и осуществляется государственная власть.

Алмонд, как и Истон, выделял функции «входа» и «выхода».

Главной задачей ПС он считал обеспечение легитимности властного принуждения, направленного на стабилизацию общества. При этом в зону системного анализа включались не только политические, но и социальные институты, такие как семья, школа, церковь, СМИ и др.

 

№25 Политическая система: понятие, структура, функция и типология

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"