Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка
1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.
16.Ресурсы политической власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов. Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти, а также и с агентами власти – ее субъект и объект.
Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов.
Согласно А. Этциони, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности – на экономические, социальные, культурно–информационные, принудительные (силовые).
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы – способствуют повышению или понижению социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Культурно–информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно–информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико–силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно–информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
17.
Легитимность политической
Легитимность политической власти означает способность власти добиваться и поддерживать веру народа в то, что она в наибольшей степени отвечает интересам общества, соответствует сложившимся здесь представлениям о справедливости и потому – правомерна. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
М. Вебер различал 3 типа легитимности власти: легально-рациональный, традиционный, харизматический.
Легальный тип
политической власти основан на системе
законов, установленных и применяемых
в обществе, исходя из конкретно-исторических
обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую
власть, избраны или назначены в соответствии
с существующей правовой процедурой, а
правила их деятельности четко обозначены
в юридических документах общества.
Традиционный тип легитимности власти
опирается на веру людей в незыблемый
характер норм и традиций, сложившихся
в процессе конкретно-исторического развития
данного общества. Эти нормы и традиции
указывают, кто имеет право на власть,
а кто обязан подчиняться ей. Все члены
общества должны соблюдать традиционные
нормы, регулирующие властные отношения.
Неповиновение им ведет к применению по
отношению к отдельным индивидам определенных
санкций, установленных обществом. Типичным
выражением названного способа обретения
законности государственной власти являются
абсолютные монархические режимы, при
которых ее переход от одного лица к другому
осуществляется в соответствии с традицией.
Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации. Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах.
18. Политическая элита. Теория «круговорота элит» Вильфредо Парето.
В основе мотивов человеческой деятельности лежат психические стимулы, инстинкты, иррациональные чувства. Именно психические различия составляют основу социального неравенства, многообразия социальных интересов и статусов индивидов, а следовательно – основу самого их участия в политической жизни общества. Парето по существу обосновал психологический подход к анализу общества и политики.
Все общества делятся на 2 части: управляющих и управляемых.
Управляющие – элита, принадлежность к которой определяется врождёнными психологическими свойствами индивидов.
Элиты делятся на правящую и неправящую (контр-элиту). Правящая непосредственно участвует в управлении. Контр-элита – определенная группа людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющая доступа к руководству и лишенная возможности принимать политические решения.
Различаются 2 типа элит: «львы» и «лисы».
Социальные изменения в обществе являются следствием борьбы элит. Поступательность и стабильность в развитии общества может быть обеспечена при пропорциональном взвешенном притоке в элиту лидеров I и II типа.
Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству элитарных элементов. Постоянно происходит замена старых элит новыми. Данный процесс Парето определяет как «циркуляцию элит» или их «круговорот». Прекращение циркуляции элит превращает правящую элиту в замкнутую касту, которая утрачивает способность к эффективному управлению и ведет к утверждению в ее действиях насилия как основного способа власти. Это ведет к революции ( самый радикальный способ смены элит).
Наилучшим вариантом удержания власти элитой является взвешенное сочетание силы и согласия в обществе, что зависит от умения правящей элиты убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами большинства («Политика правительства тем эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции»).
19. Теория политических элит по Гаэтану Моске
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политич группировках интересов различных слоев общества и создающая механическое воплощение политических замыслов. ПЭ осуществляют непосредственные властные функции.
Существует несколько классических теорий политических элит. Одной из них является теория Г.Моска.
1)Во всех обществах, достигших фазы цивилизации, существует 2 класса: управляющие и управляемые.
2)Класс управляющих(
3)Монопольное положение политич класса в системе власти обеспечивается благодаря наличию у них организации
4)Гл.критерием доступа в политич класс является способность управлять, означающая: а)знание национального характера, менталитета народа б)собственно опыт управления
5)Политич класс нуждается в собственном обновлении, чтобы активно реагировать на вызовы времени
6) Процесс обновления политич элиты характеризуется 2мя основными тенденциями: аристократическая и демократическая. Оптимальной моделью Моска считал такую, которая обеспечивает равновесие между этими тенденциями.
7)Политич класс управляет: а)с помощью силы б)посредством политич и идеологической доктрины в)путем манипуляций.
20.Политическая элита. Теория «железного закона олигархических тенденций» Р. Михельсона
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политич группировках интересов различных слоев общества и создающая механическое воплощение политических замыслов. ПЭ осуществляют непосредственные властные функции.
Существует несколько классических теорий политических элит. Одной из них является теория Р.Михельса.
Главное открытие Михельса — «железный закон олигархии», основной смысл которого заключается в том, что политические партии, движения и вообще любые социальные и политические организации уязвимы перед тенденциями олигархизации и бюрократизации, выражающимися
и профессионального аппарата (партийной бюрократии),
Под «олигархизацией» («олигархией») понимается несколько специфических процессов:
1) возникновение лидерства;
2) возникновение и