Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка
1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.
Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некот праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в полит и идейном отношении являются преемниками фашистских орган-ий, распущ после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности. Важнейшие отличит черты многих неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильствен, террористич методов политической борьбы. Неофашистская идеология в целом отвергается массовым сознанием. А неофашисты, не имеющие широкой поддержки, представляют собой малочисленные маргинальные группировки, Однако при поддержке властей (например, теперешняя ситуация на Украине) они представляю огромную опасность для общества. Фундаментализм религиозный - религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели. Как правило, Ф возникает в периоды социальной и политической нестабильности. Основными чертами Ф являются буквальные восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возмож-ти альтернатив. истолкования Свящ. Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний. Фундаментализм представляет собой форму сопротивления секуляризационным процессам, ориентацию на поиск религиозных решений социальных и нравственных проблем в современных условиях. Терроризм – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестких форм и средств политич. насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Т довольно широко использовали в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства. В соврем. условиях Т получил значительное распространение. В мировой политике. Модернизируются его формы, способы осуществления; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной и античеловечной.
Экстремизм — приверженность крайним
взглядам и, в особенности, мерам (обычно
в политике). Среди таких мер можно отметить
провокацию беспорядков, гражд. неповиновение,
террор-е акции, методы партизан. войны.
Наиболее радикально настроенные экстремисты
часто отрицают в принципе какие-либо
компромиссы, переговоры, соглашения.
Росту экстремизма обычно способствуют:
соц.-экон. кризисы, резкое падение жизненного
уровня основной массы населения, тоталитарный
политический режим с подавлением властями
оппозиции и преследованием инакомыслия, нарастание чувства ущемления нац.
достоинства и т.д.. В таких ситуациях крайние
меры могут стать для некот. лиц и организаций
единств. возможностью реально повлиять
на ситуацию, особенно если складывается
революц. ситуация или государство охвачено
длительной гражд. войной — можно говорить
о «вынужденном экстремизме».
43. Политическая культура: понятие,
структура и функции
Понятие «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер еще в 18 в. А ее научное изучение началось лишь в 50-хгг. 20в.
Ранее политическая культура рассматривалась как совокупность наиболее устойчивых, укоренившихся и значимых для людей представлений и суждений о политической жизни, которые включают знания, убеждения, ценности, ориентации, установки.
В современной научной литературе политическая культура рассматривается в более широком смысле, включающем не только представления (политическое знание), но и политическое поведение, а также способы и формы функционирования политических институтов.
По мнению Г. Алмонда, политическая культура занимает центральное место в структуре политической системы, а также соединяет воедино многообразные элементы политической системы (структуры государства, политические партии и т.п., а также социальные институты общества) и обеспечивает их взаимодействие. С политической культурой Алмонд связывает взгляды и позиции людей и их групп относительно политической системы и ее отдельных структур.
Структура политической культуры:
1) когнитивный (или познавательный) уровень. На этом уровне формируются: политические представления и убеждения; политические ориентации; политические установки; политические ценности, традиции, обычаи, порядки.
2) эмоционально-психологический (или нравственно-оценочный) уровень – это уровень, на котором происходит осмысление ориентаций, установок гражданина, его оценки политических событий, норм и т.п., прочувствование полученной политической информации и знаний, т.е. придание этой информации определенной эмоциональной окраски.
3) поведенческий уровень – проявляется в активном или пассивном участии граждан в политической жизни общества (в различного рода дискуссиях, в работе общественных организаций, поддержке политических партий и т.п.).
4) уровень функционирования политических институтов включает:
– культуру электорального процесса;
– культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов;
– культуру принятия и реализации политических решений.
Функции политической культуры.
Интегративная функция обеспечивает возможность различным группам сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства.
Познавательная функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность, а также способствует сохранению этих знаний и их накоплению в обществе.
Функция социализации проявляется в формировании политических свойств, качеств и навыков, позволяющих человеку реализовать свои гражданские права, политические интересы.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками политического процесса, институтами власти с помощью использования общепринятых символов, норм, средств информации и языка общения.
Адаптивная функция дает возможность человеку реализовать свои потребности в приспособлении к изменяющимся политическим обстоятельствам и условиям осуществления его прав и властных полномочий.
44. Типологии политической
Большинство политологов в качестве классической признает классификацию типов политической культуры, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип – для него характерны: несформировавшаяся политическая система, низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, политические ориентации не отделены от религиозных и социальных и направлены на местные ценности — общину, род, племя и т.д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей. Примером может служить политическая культура некоторых развивающихся стран Африки и Азии, где сохранились родоплеменные отношения.
2. подданический тип. Этот тип характеризуется пассивным отношением к политической культуре: гражданами признается авторитет и роль органов власти, однако практически отсутствует стремление к участию в политической жизни, активная гражданская позиция. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует. Такой тип политической культуры характерен в основном для тоталитарных, «закрытых» обществ.
3. активистский тип – предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы. Этот тип политической культуры характерен развитым демократическим государствам.
Г. Алмонд и С. Верба считали, что на практике типы политических культур, взаимодействуя между собой, образуют смешенные, промежуточные типы: патриархально-подданический, подданически-активистский, патриархально-активистский. Оптимальным для стабильности политического режима, по их мнению, является подданически-активистский тип политической культуры, охарактеризованный ими как культура гражданственности. Г. Алмонд и С. Верба считали, что культура гражданственности наиболее характерна для США и Англии.
Исходя из этой классификации, политическую культуру российского общества можно отнести к патриархально-подданическому типу, т.к. для неё характерны ориентация на нормы коллективистской морали, политическая лояльность, подданнической отношение к государству, политическая наивность и доверчивость и т.п.
Развивая типологию Г. Алмонда и С. Вербы, У.Розенбаум выделил 2 типа политической культуры и их смешанные формы:
Фрагментарный тип характеризуется отсутствием согласия относительно политического устройства страны, что создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности, отсутствием общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, приводящих к нестабильности правительства. Этот тип характерен для большинства африканских и латиноамериканских стран.
Интегрированный тип отличается достаточно высоким уровнем единства по основным вопросам государственного устройства, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния как, например, в Швейцарии.
45. Политическая социализация
Политическая социализация – одно из направлений социализации личности. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социального опыта – системы социальных ролей и культуры, т.е. процесс становления человека как личности.
Понятие политической социализации современными политологами используется в двух смыслах:
1) для обозначения процесса
2) для обозначения процесса
Таким образом, политическую социализацию можно определить как процесс освоения и интегрирования отдельным человеком как членом определенной социальной группы и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры, вхождения его в политику и включения в отношения власти.
Политическая социализация может осуществляться в двух основных формах: прямой и косвенной. При прямой социализации человек приобретает знания о политическом строе общества, о государственном устройстве, о внутренней и внешней политике, о деятельности политических партий и т.п. и ориентация явно выраженного политического характера. Это результат сознательного и целенаправленного внедрения политических ценностей, которое осуществляется в основном официальными и полуофициальными учреждениями, организациями, институтами власти.
Процесс косвенной социализации происходит в семье, школе, армии, через общение, когда вырабатывается отношение уважения или неуважения к власти, доверие или недоверие к органам управления, когда усваивается информация неполитического характера, которая влияет на политическое поведение индивида в будущем.
46. Избирательные системы в
Избирательный процесс обеспечивает связь населения с органами государственной власти и их влияние на отбор и смену представителей власти, направлений политического руководства. Решающее значение в организации избирательного процесса имеет избирательная система, сложившаяся в обществе как государственно-правовой институт.
Избирательная система – это совокупность общественных и правовых отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами.
Избирательная система закрепляет следующие нормы:
– принципы, на основе которых осуществляются выборы;
– право граждан избирать и быть избранным;
– ответственность депутатов и других выбранных лиц перед избирателями;
– порядок организации и проведения выборов;
– отношения между населением и депутатами, возникающие в процессе формирования органов законодательной власти.
В избирательной системе закрепляются гарантии свободы выборов:
– демократическая процедура выдвижения кандидатов в депутаты;
– равноправие избирателей на выборах;
– свобода предвыборной агитации;
– гарантии деятельности кандидата в депутаты;
– добровольность принятия депутатского мандата, ответственность депутата перед избирателем.
Правовые акты фиксируют право граждан на обжалование неправильных списков избирателей, неприкосновенность кандидата в депутаты, запрещают агитацию в день выборов, признают недействительными выборы, которые проводились с нарушениями, позволяют привлечь к уголовной ответственности лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Материальные гарантии выборов связаны с источниками финансирования, которыми могут быть государство, предпринимательские круги, спонсоры, партийные кассы.
Процесс организации и проведения выборов называется избирательной кампанией.
Стратегия избирательной кампании включает тщательное планирование шагов кандидата и его избирательного штаба по достижению цели – победы на выборах. Обычна следующая последовательность действий: