Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

политология отдельно.docx

— 200.72 Кб (Скачать)

Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-спикер всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.

По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы.

Лобби.  Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента.

Тайный совет. Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте. Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд. Высокий суд состоит из 80 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Апелляционный суд. В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы на решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны. Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи.

Барристеры. Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств. Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы). В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.

Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

«Уайт-холл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайт-холл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Политическая система Германии

Федеративная Республика Германия – демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует основной закон - Конституция. По форме государственного устройства Германия – парламентская республика.

Германия имеет федеративное устройство, поэтому ее политическая система делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения, и региональный, на котором решаются задачи субъектов - федеральных земель (16).

Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу (Bundestag)- нижняя палата 496 чел. Смешанная система выборов. Депутаты бундестага избираются в ходе прямого и тайного голосования сроком на 4 года. Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично слиты между собой. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат- верхняя палата состоит из представителей, назначаемых (отзываемых) правительствами земель из своего состава 68чел. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от 3 до 6.

Главой государства является федер президент, который избирается на 5 лет специально созываемым федеральным собранием. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена или если глава правительства утратил поддержку большинства в бундестаге. Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников.

Централ исполнит власть Выс. органом исполн власти в Германии является федер правительство, кот возглавляет федер канцлер. Канцлер избирается на 4 г. абсолютным большинством бундестага. Канцлер определяет основные положения внутр и внеш политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализ федерал ведомства

Судебная власть Федерал конституц суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федер суд в Карлсруэ, Федер админ суд в Лейпциге, Федер суд по трудовым спорам, Федер обществ суд и Федер финан суд в Мюнхене. Большая часть судебн разбирательств находится в ответственности земель. Федер суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.   Земли: Каждая из земель, вход в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не имеют права на отделение, но автономно определяют структуру своих органов исполн власти, во главе которых находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантировано право коммунального самоуправления. 
57. Геополитика: понятие и особенности геополитического анализа

Термин «геополитика» впервые в научный оборот в 1916 г. ввел шведский профессор Рудольф Челлен. Современная трактовка геополитики исходит из представления о пространстве, которое выходит далеко за пределы своего изначального географического измерения.

В соответствии с современной трактовкой геополитика – это наука, изучающая отношение государства и общества к пространству.

Главными геополитическими факторами выступают:

• географические - пространственное положение, природные ресурсы;

• политические - политический строй и особенности государства, его границы, социальная структура общества, наличие основных свобод и др.;

• экономические - мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощности и др.;

• военные - величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и др.;

• экологические - демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и др.;

• демографические - плотность и состав населения, темпы его развития;

• культурные - конфессиональные, национальные, трудовые традиции, интересы коренных национальностей в других государствах, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.

В геополитическом анализе выделяются три аспекта:

• исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития;

• сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;

• прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства.

К основным функциям геополитики относятся:

• познавательная функция - помогает получить необходимую информацию для анализа;

• прогностическая функция - изучает перспективы тех или иных процессов, выявленных в ходе анализа;

• интеграционная функция - показывает необходимость соединения достижений естественных и общественных наук.

Главенствующую роль в геополитике имеет социологическое знание.

Основными понятиями геополитики являются геополитич пространсво, геополитич поле, геополитич регион, геополитич соперничество, геостратегия, нац.безопасность государства, нац. Мощь, экспансия.

 

58 Геополитическая модель столкновения цивилизация С. Хантингтона

Основная идея работы Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» состоит в утверждении, что в мире после «холодной войны» культура и различные виды культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизаций) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта. С. Хантингтон указывает на то, что в период «холодной войны» глобальная политика была биполярной: мир делился на два крупных блока, первый представляли США вместе с другими процветающими могущественными державами, а второй – СССР и небогатые социалистические страны. Существовал ещё один блок, состоящий из стран третьего мира, бедных, политически нестабильных государств, но они не представляли геополитической важности, борьба за мировое господство, идеологическое, экономическое, военное, велась между США, образовавшими НАТО, и СССР, объединившим все социалистические страны в организацию Варшавского договора.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"