Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 23:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Политология: «Политология как наука о политике. Структура и функции».
Политология играет важную роль в жизни общества. На основе анализа политических теорий и социально-политической практики политология устанавливает законы функционирования политической жизни. Только рост политического образования и повышение политической активности общества способны шаг за шагом отвоевывать и расширять права и свободы человека. Хотя политика и существует уже многие тысячелетия, но политология, как наука о политике была оформлена в самостоятельную отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

политология отдельно.docx

— 200.72 Кб (Скачать)

Многие считают, что Макиавелли является идеологом тирании.

Хотелось бы, впрочем, не согласиться с такой точкой зрения. Общеизвестно, что любое произведение, любое событие следовало бы рассматривать именно через призму времени, обстановки, сопутствовавшей ему. Трактат “Государь” был написан в очень сложной политической обстановке, когда от действий конкретных правителей зависела судьба всей страны. Чрезвычайные обстоятельства иногда заставляют людей совершать такие поступки, которые они не одобрили бы в спокойное время. Также точно и государи, по мнению Макиавелли, порой должны действовать так, чтобы укрепить свою страну. Кстати говоря, и идеология Макиавелли, судя по “Рассуждениям…”, существенно отличается от той, что представлена в “Государе”. Как желаемое отличается от действительного, так и, можно сказать, отличаются убеждения самого мыслителя от действий, которые он рекомендует совершать. 
9 “Понятие добродетели” “Нового государя” в учении Никколо Макиавелли

Центральным политическим субъектом, организующим и возглавляющим процесс создания и укрепления государства, у Макиавелли выступает политический лидер – “новый государь”. Величие цели и чрезвычайная сложность стоящих перед ним задач обуславливают его неординарность, наличие у него особых качеств – так называемых “политических добродетелей”

Новый государь должен обладать “качествами свирепейшего льва и коварнейшей лисицы”. Конкретный набор качеств истинного лидера весьма широк и разнообразен. В число “политических добродетелей” Макиавелли включает силу и здоровье, хитрость и энергию, волю и решительность, умение предвидеть, принуждать. Особо подчёркивается значение такого качества “нового государя”, как “умение отступать от добра” т.е. способность действовать вопреки традиционным нормам христианской морали, руководствоваться при этом принципами политической целесообразности. “Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия» («Государь», гл. XVIII). При этом, по мнению Макиавелли, важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных.

Эти качества столь значат для Макиавелли потому, что он видел в них силу, способную противостоять фортуне (судьбе), противостоять тому, что предопределено природой. Понятие фортуна Макиавелли ввёл в параллель божественному року. Человек в достижении своих целей не должен всецело полагаться на судьбу. “Судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину она предоставляет всем людям”. Энергичный и предприимчивый человек может изменить ход событий, повлиять на свою судьбу так же, как энергичный, волевой, доблестный, предприимчивый государь может изменить судьбу своей страны, повлиять на ход истории. 

Макиавелли также существенное значение возможности достижения в обществе консенсусу (“согласия народа”). И роль “Нового государя” как раз и заключается в его обеспечении. А именно это будет выражаться в стремлении государя ликвидировать феодальные порядки, ограничить папскую власть, создать и упрочить сильное национальное государство как основу для общего блага.

 

10. Учение о государстве Томаса Гоббса

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные "права на все", имеется и свобода воли. В своем естественном состоянии люди еще не образуют общество, отсутствуют отношения собственности.

Равенство прав каждого и неограниченная свобода в достижении собственных эгоистических интересов ведут к взаимной борьбе. Поэтому, для преодоления вражды отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.  По взаимной договоренности индивиды доверяют одному правителю верховную власть над собой.  
   Т. Гоббс признавал три формы государства – монархия, аристократия и демократия. Но симпатии Гоббса — на стороне монархии, ибо по его убеждениям она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти, справляется с задачей использования авторитета и силы для создания условий нормального существования граждан, обеспечения их безопасности.

  Свобода – все то, что не запрещено законом. Цель законов – дать действиям правильное направление. Суд – равный для всех; гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению.  Все, что не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; таковы свобода покупать и продавать, выбирать свое местопребывания, свою пищу, образ жизни. 
11. Либеральная сущность теории общественного договора Джона Локка

Общественный договор – это некая теория, которая объясняет происхождение гражданского общества и государства. Главной работой Локка является «два трактата о правлении», в нем Локк рассмотрел естественное состояние общества. Естественные права, по Локку, - свобода, равенство и частная собственность.  Локк считал, что частная собственность должна быть одинакова, был против  уравнительной теории  и против налогов, сборов и конфискаций. Но также Локк считал, что это естественное состояние должен кто-то охранять,  и при этом гарантией является неотвратимое наказание.  В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, т.к. они либо приводят к жестоким наказаниям, либо к полной безнаказанности.  для создания гарантий естественных прав стало государство, которое могло издавать законы и поддерживать отношения с другими государствами. Но и при наличии государства отказаться полностью от естественной свободы невозможно. В государстве, где установлены пределы ограничения прав и свобод, есть и отражение разума.  Основа договора между людьми – это признание общей пользы, которая не должна угрожать основным интересам человека.

Локк считал, что нужно разделить власти, что подтверждала гарантию прав.  Он разделял ее на законодательную, исполнительную, судебную. Причем, законодательная – высшая власть , так как она основывается на доверии и согласию  исполнительная и законодательная не могут быть  в одних руках, а также законодательная власть не может заседать постоянно, это слишком большой соблазн для депутатов, чтобы захватить власть целиком. Также невозможно наделить законодательной властью монарха и правительства. Монарх должен быть главой исполнительной власти (имеет право распускать, созывать парламент, право вето, право совершенствовать избирательную  систему).

 

12. Конституционный проект Шарля-Луи  Монтескьё

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) был одним из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Политическую свободу Монтескье определяет, как "право делать все, что дозволено законами", т.е. право - есть мера свободы, а верховенство права в свободном государстве может быть основано только на основе разделения властей.

Хотя идея разделения властей и принадлежит Д. Локку, свою классическую формулировку она получила именно у Монтескье. Он выделил в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Данный базовый принцип конституционного устройства состоит, прежде всего, в предотвращении монополизации власти в руках одного лица, учреждения, сословия, что привело бы к злоупотреблению этой власти и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Во-вторых, Монтескье включил в состав властей судебную власть.

В соответствии с конституционным проектом Монтескье законодательная власть «является лишь выражением общей воли государства». Она играет доминирующую роль: создает законы, являющиеся выражением общей воли, права в государстве.

Исполнительная власть выступает в качестве органа, реализующего общую волю государства. Ее предназначение — лишь исполнение законов, установленных законодательной властью.

Судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Так как задачей судей является всего лишь "точное применение закона". В конституционном проекте она не сдерживается никакой другой властью.

 Рассмотренная им триада  со временем стала классической  формулой буржуазного конституционализма. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституциях Франции и США.

 

13. Особенности политических воззрений Жана-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – выдающийся мыслитель 18 века. Положил начало новому направлению – буржуазному радикализму. Руссо основатель эгоритаристской (управленческой) концепции общественного договора.

Руссо исходил из представлений о естественном (догосударственном) состоянии человека. По Руссо, люди изначально находились в диком (животном) сотоянии и были равны между собой, и свободны. В связи с ростом и развитием общества стало возникать имущественное неравенство из-за возникновения частной собственности. Это в дальнейшем привело на деление общества на богатые – бедные. Вследствие этого в общественной жизни появляется политическое неравенство.

Формула образования государства по Руссо:

Государство создаётся путём договора каждого с каждым и наделения всей группы правами и свободами каждого. Взамен каждый индивид приобретает гражданские права и свободы, в том числе и право собственности.

В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов. (Республика).

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ.

Народный суверенитет имеет 2 признака:

- неотчуждаемость (отрицание представительной формы правления);

- неделимость (неделимость властей как гарантия  политической свободы).

По Руссо разделения властей не существует. Только единство народа.

 

14. Основные  направления развития политической  мысли в России в конце XIX - в начале XXвв. Общая характеристика.

  Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления.

На первый план в поиске собственного пути разработки политической философии применительно к конкретным реалиям государственной жизни России ими были выдвинуты три проблемы. Во-первых, это вопрос о формах власти, ее пределах и прерогативах. Он обсуждался в разные эпохи. Основной итог рассуждений - идея легитимация власти: либо божественной, либо договорной, либо конституционной.

Во-вторых, самобытная русская политическая мысль была занята вопросом о государственном устройстве России с учетом ее многонационального состава. Размежевание здесь шло по линии унитаризма и федерализма

Наконец, в-третьих, особое место в русской политической мысли занимает вопрос о положении самого русского народа. Вся нелепость и странность ситуации состоит в том, что русский народ никогда не находился под защитой собственной власти; государство веками держало его в закабалении, принуждая действовать в интересах зачастую ложной политики правителей. Россияне мало жили политически, но много и основательно думали о политике. Едва ли найдется другой такой народ, который мог бы предъявить доказательства своего разностороннего и разнопланового видения перспектив развития человеческого общества.

Русская политическая мысль демонстрирует чрезвычайное многообразие философско-политических и философско-религиозных парадигм, которые представляют собой три главных направления: консервативное, либеральное и радикальное.

 

15. Сущность и происхождения  политической власти

Власть это один из важных видов  социального взаимодействия,  отношения между по крайней мере между двумя акторами. Один из которых подчиняется распоряжениям другого . В структурном отношении основными компонентами власти являются:

  • Субъект
  • Объект

У термина власть множество концепций

  1. Волевая концепция рассматривает власть как потенциальную способность навязывать волю какого либо субъекта другим 
    Так Вебер рассматривал власть как любую возможность внутри данных обществ собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. 
    Согласно Роберту Далю формула власти может быть выражена след образом: А имеет власть над Б , в той степени, в которой А может заставить Б, сделать то что Б, в ином случае не стал бы делать по собственному желанию.
  2. Структурно функционалисткие системы интерпретации власти рассматривают её  как свойство социальной организации, связанное с разделением функции управления и исполнения , в качестве необходимого условия системной интеграции общества  
    Т. Парсонс полагал, что власть представляет собой особое интегративное социальные системы связанные с поддержкой её целостности, координацией общих коллективных целей с интересами отдельных элементов.
  3. Классовая интерпретация власти( марксистская)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"