Разграничение полномочий между судами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами: судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....……….3 Глава 1. Конституционные основы организации судебной власти в РФ.…......5
§ 1. Понятие и признаки судебной власти……………………..…………6
§ 2. Понятие и структура судебной власти……………………..………...8
§ 3. Конституционные принципы правосудия……………...……..….....10
Глава 2. Правовой статус судей РФ………...…………………...……………...18
§ 1. Порядок назначения и требования к судьям………...……………...18
§ 2. Социальные и иные гарантии судей в РФ………..…………………25
§ 3. Порядок прекращения и приостановления полномочий судьи…...29
Глава 3. Разграничение полномочий между судами…………………………..31
§ 1. Система и полномочия судов общей юрисдикции………………...31
§ 2. Система и полномочия арбитражных судов…………..………........34
§ 3. Система и полномочия органов Конституционного правосудия ...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список литературы ………..…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Судебная система.docx

— 67.19 Кб (Скачать)

 

§ 2. Система и  полномочия арбитражных судов

 

В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные  суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему  органов судебной власти. Систему  арбитражных судов в Российской Федерации составляют: 1) Высший Арбитражный  Суд РФ; 2) федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные суды); 3) арбитражные апелляционные  суды; 4) арбитражные суды первой инстанции  в республиках, краях, областях, городах  федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров и  рассмотрения иных дел, отнесенных к  их компетенции Конституцией, Законом об арбитражных судах, АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основные  задачи арбитражных судов при  рассмотрении подведомственных им споров: a) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Основным звеном системы арбитражных  судов являются арбитражные суды  субъектов РФ. В субъектах РФ  действуют арбитражные суды первой  инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных  округов. На территориях нескольких  субъектов РФ судебную власть  может осуществлять один арбитражный  суд. Судебную власть на территории  одного субъекта РФ могут осуществлять  несколько арбитражных судов.  Арбитражные суды в Российской  Федерации создаются федеральным  законом. Большие расстояния между  населенными пунктами Российской  Федерации создают серьезные  трудности для реализации права  на судебную защиту участникам  арбитражного судопроизводства. В  целях приближения правосудия  к месту нахождения участвующих  в деле лиц или их месту  жительства, находящихся или проживающих  в отдаленных местностях, по решению  Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ в составе арбитражных  судов субъектов РФ могут быть  образованы постоянные судебные  присутствия, расположенные вне  места постоянного пребывания  этих судов. Постоянное судебное  присутствие арбитражного суда  субъекта РФ представляет собой  обособленное подразделение арбитражного  суда субъекта РФ, расположенное  вне места постоянного пребывания  этого суда и наделенное правом  осуществлять его полномочия. В  арбитражном суде субъекта РФ  образуются следующие структурные  подразделения: президиум, судебная  коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта РФ, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ сроком на два года, после чего они могут быть вновь переназначены в состав президиума. Арбитражные апелляционные суды – это суды, осуществляющие проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В настоящее время на территории России действуют 20 апелляционных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда – обособленное подразделение соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда, осуществляющее его полномочия. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды округов – суды второй инстанции по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в  законную силу судебных актов арбитражных  судов субъектов РФ и арбитражных  апелляционных судов. В Российской Федерации действуют федеральные арбитражные суды: 1) Волго-Вятского округа; 2) Восточно-Сибирского округа; 3) Дальневосточного округа; 4) Западно-Сибирского округа; 5) Московского округа; 6) Поволжского округа; 7) Северо-Западного округа; 8) Северо-Кавказского округа; 9) Уральского округа; 10) Центрального округа.

Федеральный арбитражный суд округа действует  в составе президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе федерального арбитражного суда округа могут быть также созданы  иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Президиум  федерального арбитражного суда округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей  судебных составов и судей. Судьи  федерального арбитражного суда округа, входящие в состав президиума этого  суда, утверждаются Пленумом Высшего  Арбитражного Суда РФ по представлению  председателя федерального арбитражного суда округа сроком на два года. Президиум  федерального арбитражного суда округа наделен следующими полномочиями: a) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; б) рассматривает другие вопросы организации работы суда; в) рассматривает вопросы судебной практики.

Высший  Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд  РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ также могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с применением законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов в Российской Федерации.

 

 

 

§ 3. Система и  полномочия органов Конституционного правосудия

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном  Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции а) между федеральными органами государственной власти, б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в) между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 5) дает толкование Конституции; 6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 7) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 8) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.8

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При  осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов. Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда РФ, состоящий из Секретариата, Финансового управления, Управления государственной службы и кадров и Управления делами. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.19 без проведения слушаний. Дело может быть разрешено без проведения слушания, если: 1) оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу; 2) оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества. Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

В Концепции Федеральной Целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.» отмечено, что правоприменительная практика выявила целый ряд недостатков. В данной Концепции было уделено особое внимание следующим вопросам: поиску современных законодательных механизмов, которые позволят повысить уровень судейской независимости; поиску решения для уменьшения длительности сроков судопроизводства; своевременности исполнения судебных актов; коррупции в судейской среде. Выводы по конституционным основам организации судебной власти в РФ: третейские суды – частные суды и в судебную систему не входят, оспорить решение третейского суда можно через арбитражный суд; принципы правосудия имеют идеологическое значение, таким законодатель видит правосудие в идеале. Новые нормы не должны противоречить принципам правосудия. Есть исключения из принципов, которые сразу прописаны в федеральном законодательстве.

Выводы по правовому статусу  судей: к гражданину, желающему стать  судьей, предъявляются высокие требования; судья обязан повышать квалификацию; судьи материально обеспечены и  хорошо защищены государством социально, вместе с членами своих семей, судейская работа – это венец юридической карьеры. И от того, насколько материально благополучен судья, зависит качество отправления им правосудия. Выводы по разграничениям полномочий между судами: 3 высших суда вправе вносить проекты в Государственную Думу, т.е. они субъект законодательной инициативы. Конституционный Суд может признавать законы неконституционными, но Конституционный Суд не работает по своей инициативе, нужен кто-то, кто оспорит. Подсудность четко определена в Процессуальном кодексе, Федеральных законах.

Предложения выносимые на защиту: защиту интеллектуальной собственности вынести в отдельный суд в пределах судебной системы и привлечь технических специалистов; исключить не процессуальные обращения в суд, например, придавая гласности, как это уже делает ВАС, на сайте суда имена и должности чиновников и других лиц, которые просят судей взять дело под свой контроль, тем самым выражая недоверие суду и нарушая ст. 120 Конституции РФ, оказывая давление на судей; транслировать онлайн заседания суда для уменьшения недоверия граждан; снизить нагрузку на судей за счет внедрения альтернативных механизмов разрешения правовых конфликтов, досудебного разрешения спора за счет посредников; положения законодательства об отводах во всех видах судопроизводства (гражданском процессуальном, уголовном процессуальном, арбитражном процессе, административном, конституционном судопроизводстве), на мой взгляд, должны быть едиными, общими или хотя бы максимально близкими.

 

 

 

Список литературы

Нормативные правовые, правоприменительные и судебные акты

1. Конституция Российской  Федерации (с гимном России). –  М.: Проспект, 2011. – 32 с.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Электронный ресурс

3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // Электронный ресурс

4. Федеральный конституционный  закон «О военных судах Российской  Федерации» от 23 июня 1999 года // Электронный ресурс

5. Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года // Электронный ресурс

6. Федеральный закон «О  мировых судьях в Российской  Федерации» от 17 декабря 1998 года // Электронный ресурс

7. Закон РФ «О статусе  судей в Российской Федерации»  от 26 июня 1992 года// Электронный ресурс

8. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 года «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»// Электронный ресурс

 

Литература

9. Авдонкин, В. С. Правоохранительные  органы в схемах с комментариями:  учебное пособие /В. С. Авдонкин. –5–е изд., перераб. и доп. –  М.: Эксмо, 2010. –288 с. 

10. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные  органы: Учебник для юридических  вузов и факультетов / К.. Гуценко.  –M.: Издательство «ЗЕРЦАЛО», 2007. – 440 с.

11. Добрынин, Н. М. Конституционное  (государственное) право Российской  Федерации: учеб. пособие / Н. М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2007. – 308 с.

12. Касимова, Ч.Т. Конституционно-правовые основы модернизации судебной системы в Российской Федерации / Ч. Т. Касимова / АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Казань: РИО БАГСУ, 2007. –28с.

13. Клеандров, М. И. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации : учебник : [для студентов и аспирантов юридических вузов] / М. И. Клеандров ; Рос. Федерация, М-во образования и науки, Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО Тюм. гос. ун-т [и др.] .− Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2007 .− 317с.

14. Кравец, И. А. Российский  конституционализм: Проблемы становления,  развития и осуществления / И.  А. Кравец. – СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический  центр Пресс», 2004. – 675с.

15. Краснов, М. А. Открытые  глаза российской Фемиды / М. А.  Краснов, Е.А. Мишина ; под общ. ред. [авт. вступ. ст.] Т.Г. Морщаковой ; Фонд «Либер. Миссия». − Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2007.− 137с.

Информация о работе Разграничение полномочий между судами