Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:52, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами: судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
Введение…………………………………………………………....……….3 Глава 1. Конституционные основы организации судебной власти в РФ.…......5
§ 1. Понятие и признаки судебной власти……………………..…………6
§ 2. Понятие и структура судебной власти……………………..………...8
§ 3. Конституционные принципы правосудия……………...……..….....10
Глава 2. Правовой статус судей РФ………...…………………...……………...18
§ 1. Порядок назначения и требования к судьям………...……………...18
§ 2. Социальные и иные гарантии судей в РФ………..…………………25
§ 3. Порядок прекращения и приостановления полномочий судьи…...29
Глава 3. Разграничение полномочий между судами…………………………..31
§ 1. Система и полномочия судов общей юрисдикции………………...31
§ 2. Система и полномочия арбитражных судов…………..………........34
§ 3. Система и полномочия органов Конституционного правосудия ...39
Заключение ………………………………………………………………………42
Список литературы ………..…………………………………………………….44
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§ 1. Понятие и признаки судебной власти……………………..…………6
§ 2. Понятие и структура судебной власти……………………..………...8
§ 3. Конституционные принципы правосудия……………...……..….....10
Глава 2. Правовой статус судей РФ………...…………………...……………...18
§ 1. Порядок назначения и требования к судьям………...……………...18
§ 2. Социальные и иные гарантии судей в РФ………..…………………25
§ 3. Порядок прекращения и приостановления полномочий судьи…...29
Глава 3. Разграничение полномочий между судами…………………………..31
§ 1. Система и полномочия
судов общей юрисдикции………………..
§ 2. Система и полномочия
арбитражных судов…………..………....
§ 3. Система и полномочия органов Конституционного правосудия ...39
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………..…………………………………………………….44
Введение
Актуальность темы обусловлена
следующими обстоятельствами: судебная
система играет важную роль в построении
гражданского общества и развитии национальной
экономики. Независимое и беспристрастное
разрешение судами споров является одним
из условий обеспечения
В то же время многие проблемы,
связанные с деятельностью
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления судебной власти, а также процессы дальнейшего развития судебной системы. Предметом исследования избрана совокупность судов, их компетенция и поставленные перед ними государством задачи и цели. Цель работы анализ проблем правового регулирования организации судебной системы в России. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: раскрыть: конституционные основы судебной власти, правовой статус судей РФ, разграничение полномочий между судами; выявить проблемы современного развития судебной системы в России. Для решения поставленных задач были использованы методы познания: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод системного анализа. Нормативную основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, внесшие поправки в Федеральные конституционные законы: «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; недавно вступивший в силу Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7.02.2011 года, федеральные законы и постановления правительства, а также решения Конституционного Суда и судебная практика за последние 3 года.
Глава 1. Конституционные основы организации судебной власти в РФ
«Государственная власть
в Российской Федерации
§ 1. Понятие и признаки судебной власти
Судебная власть − это
способность и возможность
§ 2. Понятие и структура судебной власти
Характеристика судебной
власти была бы неполной без
рассмотрения судебной системы.
§ 3. Конституционные принципы правосудия
Правосудие – осуществляемая только судом от имени государства деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и иных уголовных дел в установленном законом процессуальном порядке4. Конституционные принципы осуществления правосудия – это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности5. Это принципы: законности (ст. 15); осуществления правосудия только судом (ст. 118); независимости судей (ст. 120); осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19); обеспечения права граждан на судебную защиту (ст. 46); участия граждан в осуществлении правосудия (п.5 ст. 32); гласности правосудия (открытости судебного разбирательства) (п.1 ст. 123); защиты законных интересов личности; состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде (п.3 ст. 123); родного (национального) языка судопроизводства (ст.26, 68). Коротко охарактеризуем каждый из них. Принцип законности – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой. Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»). Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц. Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления. Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость. Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.