Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей.
Государство – основной политический институт власти. Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей – других.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и формы политической жизни………………………4
2. Содержание, место и роль политических отношений в общественной жизни…………………………………………………………………………….8
3. Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

КР Политология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность, структура  и формы политической жизни………………………4

2. Содержание, место и роль политических  отношений в общественной жизни…………………………………………………………………………….8

3. Политика как наука и искусство.  Границы политического регулирования………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………………….20

 

Введение

 

«Политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Зачем нужно такое искусство?  В любом неоднородном обществе, где существуют разнообразные противоречивые интересы наций, социальных слоев, классов и т. д., возникает потребность в регулировании отношении между ними, а значит, в деятельности государства.

Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд  общественно значимых функции, и  прежде всего таких, как поддержание  общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся  возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. 

Государство – основной политический институт власти. Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей – других. В результате одни классы, социальные группы и т. д. располагают властью, другие–стремятся к власти, предъявляют ей те или иные требования. Между ними возникает особый вид отношений–политические отношения, связанные с вопросами государственной власти.

Следовательно, политика – это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано  с классовыми интересами, проблемой  власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. 
1. Сущность, структура и формы политической жизни

 

Специфическая область человеческого  общества - политическая жизнь - одна из важнейших сторон общественного бытия. Она охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти.

Отсюда следует также, что политическая жизнь – непрекращающийся процесс  деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно  судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.

Политические субъекты 1находятся в постоянном движении, в действии и противодействии.

Политические события наполняют  ежедневную жизнь стран и затрагивают  интересы миллионов людей.

Политические элиты упрочивают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит.

Политические партии проводят свои съезды и конференции.

Государственные властные структуры  видоизменяются, перестраиваются.

За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможновыявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия.

Представленные элементы политической жизни можно объединить в более  общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (ряд политологов рассматривают политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы.

  • Политическая система включает в себя относительно устойчивый класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и др.) и характеризует устройство политической власти в обществе.
  • Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.
  • Политические процессы включают в себя относительно более изменчивые явления. Политический процесс - это взаимодействия субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.

Динамической характеристикой  политической жизни является политический процесс - он раскрывает глубинные изменения  политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве. Другими словами, политический процесс - это совокупность отношений между субъектами политики.

Если исходить из того, что политический процесс есть совокупная деятельность или взаимодействие социальных субъектов  с целью изменения функционирования политической системы общества, то его субъекты - социальные группы, классы, отдельные индивиды, имеющие политические интересы. Для них характерны: коллективные действия (обычно стихийные, неорганизованные); групповые действия (действия организованных групп); тотальные действия (при высокой степени концентрации участников); наконец, индивидуальные действия, т.е. действия индивидов в порядке личной инициативы.

По своей форме это могут  быть действия, направленные на изменение отношений власти и общественных отношений, на перераспределение властных функций в правящей элите, на воздействие на власть, на регулирование межгосударственных отношений.

Исторический опыт показывает, что  наиболее продуктивна политическая жизнь, функционирующая в условиях развитой демократии. Поэтому весьма важно учитывать степень демократизации политической жизни и политического процесса.

Общество выступает полноправным субъектом политической жизни и  полноценным участником процесса управления делами государства. Развитие принципа выборности руководящих органов политической власти требует от каждого современного человека участия в выборных кампаниях и, следовательно, умения правильно выбирать кандидатов на руководящие должности как на макро-, так и на микроуровне. В такой ситуации человеку необходимо ориентироваться в политической жизни, политических течениях, движениях, объединениях, поскольку их представители в системе законодательной и исполнительной власти будут представлять его интересы. Чтобы принимать правильные решения, человек должен располагать необходимой политической информацией. Ложная информация дает основания для принятия соответствующих решений и наоборот.

Политическая система также  представляет собой процесс политических отношений и политической деятельности и их институционализации, т.к. неинституциональные формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения и т.п. институциональные органы. Процесс институционализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом.

Политика связана со всеми сферами  общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения  между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности.

Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а над персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения.

Независимо от своего конкретного  содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» - государства.

Поэтому там, где классы, нации, религиозные  общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения  в социальном положении других слоев  населения, там и вовлекается  государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.

Взаимосвязь политики с другими  общественными сферами проявляется  в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

 

 

 

2. Содержание, место и роль политических отношений в                 общественной жизни

 

Субъекты политики, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения - взаимодействия по поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые представляют собой непосредственную побудительную причину политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических) интересов, осознания своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в политико-управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.

Политические отношения – это связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом2.

Политические отношения - это всегда взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов. Это - процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

Политические  отношения невозможно осуществить  только индивидуальными усилиями, пусть  даже и выдающихся личностей. Для  индивидов они обладают статусом объективной данности. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические  отношения вычленяются из общей  синкретической структуры общественных отношений лишь с начала Нового времени, с приобретением политической деятельностью  черт профессионализма и осознанности. Особо выделяются отношения политики с другими общественными системами - экономической, духовно-нравственной, социальной и пр.

В структуре  политических отношений можно обнаружить и духовную (что связанно с процессами познания и обретения политического сознания, идеологии), и материальную (поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения) составляющие.

Политические  отношения возникают в обществе во время политического процесса и характеризуют отношения господства и подчинения, а также взаимовлияния политических субъектов в сфере государственной власти, т. е. в сфере политической. Политические отношения являются одним из основополагающих элементов любой политической системы, а также важнейшей характеристикой общества, поскольку именно форма и структура политических отношений непосредственно влияет на образ жизни всего общества. Рыночная экономика может существовать как в авторитарных, так и демократических политических системах. Но именно политические отношения задают весь фон обычной человеческой жизни.

Политические  отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по трём основаниям:

 по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между активистами партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.).

 по предмету отношения (по поводу чего сложилось отношение: отношения  власти, отношения политического  управления, отношения политического  лидерства и т.п.).

 по характеру отношения (отношения  сотрудничества, конкурентные отношения, конфликтные отношения).

     по механизму своего  проявления они делятся на  стихийные и сознательные.

Выделяют  следующие типы политических отношений:

- отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

- отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.

Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными (например, демократия и тоталитаризм). Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический.

Информация о работе Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования