Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 13:54, реферат
Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей.
Государство – основной политический институт власти. Внешняя и внутренняя политика государства в большей степени представляет, выражает и защищает интересы одних классов, наций, социальных групп и слоев и в меньшей – других.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и формы политической жизни………………………4
2. Содержание, место и роль политических отношений в общественной жизни…………………………………………………………………………….8
3. Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………
Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.
Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д.
В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.
Политическая система, будучи организованной
совокупностью
И действительно, социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений.
Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
Политические отношения
Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть – это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия.
Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором – прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.
В политике часто различают два главных направления: " политика реальных интересов" и " политика идеалов", или " политику принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая – к торжеству общих принципов права и справедливости;
Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными интересами. Политика делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей политикой, и политику внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя политика делится на политика финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики3.
3. Политика как наука и
Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве политика имеет не много общего, так как учение о революциях, например, в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением.
Так, например, государственное право изучает структуру государства – но при одинаковом составе, при одинаковой организации государственный строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает политика.
Другой пример: уголовное право изучает наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание политики4.
Таким образом, в содержание политики как науки, прежде всего, входит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями. Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином политика обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности политики того или другого государства, того или другого государственного деятеля.
Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность, которая означает: принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы; адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества; применение научных методов в политике; интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта); способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.
Совокупность технических правил для управления государством и для осуществления его задач – правил, частью построенных на науке политика, частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека – составляет политику как искусство. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей.
Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются:
а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия;
б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;
в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам.
Политика как искусство
Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.
Важной характерной чертой политики
является ее универсальность и
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.
По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.
Политической может стать
Заключение
Политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.
Политические отношения - устойчивые взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики друг с другом и с властью. Достигается эта устойчивость за счёт появления норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определённые модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования.
Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.
Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука - политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается о политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.
Сейчас наука предлагает различные определения политики:
1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
Список литературы
1 Субъект политики (от лат. "субъектус" - лежащий внизу, находящийся в основе) - тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.
2 Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. С.78-85.
4 Политология: курс лекций. / Под редакцией Радугина А. А. - М.: Центр, 2000. С.67.
Информация о работе Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования