Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций
В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.
Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Специальность: Антикризисное управление
Учебная дисциплина: Политология
КОНСПЕКТ
Студент (ка) Жаркова Арина Владимировна
№ договора на обучение и дата его заключения №
№ учебной группы
Рязань 2009
План конспекта:
Стр.
Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.)
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв.
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики.
Тема 9. Политическая система общества.
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества.
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство.
Тема 13. Политический режим.
Тема 14. Политическая коммуникация.
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс.
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы 65
Тема 1. Политика и наука о политике.
В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели. Политика - есть деятельность в сфере отношений между различными общностями людей (социальными, этическими, религиозными), которые реализуют свои коренные интересы и потребности (политические, экономические, духовные и пр.) с помощью институтов публичной власти. Таким образом, отношения между различными общностями людей по реализации их коренных интересов и потребностей только тогда становятся политическими, если для их регулирования, соподчинения или примирения используется властный механизм. Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики и власти. Только на этой основе можно выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Политика - это власть, власть - ядро политики. Политика - это сфера деятельности, регулирующая властные отношения. Все явления, связанные с борьбой за завоевание, удержание и использование власти или с борьбой за ограничение самовластия, за подчинение власти, являются, политическими. Политика - это процессы, с помощью которых люди стремятся оказать влияние на власть, а власть реагирует на это воздействие принятием и осуществлением соответствующих решений, или сознательно не реагирует на обращения граждан. Наиболее традиционное, древнее определение политики - через государство. Политика наука управления государством. Политика - явление, коренящееся в деятельности государства. Политика - это все, что относится к государству, его делам. Политика - руководство и управление делами государства. До конца XIX в. политика традиционно рассматривалась как учение о государстве. "Государственная власть и политика" - это словосочетание и сегодня используется в современной политологии как заменитель понятия "политика". 4. Политика - это сфера деятельности и взаимодействия определенных общественных институтов и структур, определяющих отношения граждан с государством. Для реализации коренных интересов и потребностей различных общностей людей наряду с государством создаются такие общественные институты как партии и многообразные общественные формирования. Эти общественные институты являются носителями политики, а их сфера жизнедеятельности является политической. 5. Определение политики через её функции и цели. Политика - это эффективный инструмент для совершенствования общества. Потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи. Функции политики достаточно многообразны. Политика - это систематическое и целенаправленное воздействие на общество для его сохранения и оптимального функционирования. Достигается это различными средствами, в том числе и путем подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. Политика - это умение добиваться регулирования функций между людьми для того, чтобы жить вместе (Платон), руководство обществом в деле достижения общественного блага. 6. Политика органически присуща человеческому роду. Политика - инструмент выражения сущности человеческой природы, высшая форма социального общения людей, способ коллективного существования человека. Человек, участвуя в политике, может при этом лучше, полноценнее проявлять себя и во всех других сферах деятельности (экономической, социальной, духовной). Политика дает основные гарантии человеку для осуществления своего призвания. 7. Политика - как наука и искусство. Политика - это теория, изучающая соответствующую сферу жизнедеятельности. Реальная, объективная политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Политика - искусство управления людьми (Сократ). В это искусство входит и умение политического лавирования и компромиссов, умение увлечь за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий. В зависимости от характера и содержания конкретных целей различается внутренняя и внешняя политика. Политика может быть экономическая, социальная, национальная, культурная, экологическая, демографическая, кадровая, военная, молодежная и др. В сферу экономической политики входят такие её составляющие, как: научно-техническая политика, финансово-кредитная, таможенная, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Политика как эффективный инструмент для систематического и целенаправленного воздействия на общество в целях его сохранения и функционирования выполняет многообразные функции. Среди них: - интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества; - выражение интересов социальных групп, отдельных граждан; - управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом; - обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами; - социализация личности, включение её в сложный мир общественных отношений; - обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.
Возникла и сформировалась особая наука о политике, политическая наука, политология. Это понятие образовано на основе двух греческих слов: politike - государственные и общественные дела и logos - учение - дословно это наука о политике. Предметом политологии являются закономерности функционирования и развития самого объекта, т.е. политики, закономерности поведения людей в сфере политики. Это касается закономерностей развития политической сферы жизни общества в целом, политической системы, политических процессов, политической власти и механизмов её осуществления, форм и методов её функционирования и использования, изучения политических теорий и доктрин, политического сознания, интересов и поведения субъектов политики. Предметом исследования политологов становятся политико-экономические, политико-социальные, политико-психологические закономерности, характеризующие наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. Предметом исследования политологии являются реальные политические процессы, партии и движения, механизмы функционирования политических институтов, политическая власть. Главная цель политической науки - поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, достижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпретации реальной политической жизни, взятой в её временном измерении. Политология - это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях развития политических систем, о сущности, формах и методах политической власти.
Наряду с политологией, изучением тех или иных аспектов политики занимаются и другие науки, такие как политическая философия, политическая социология, политическая психология и другие. Политология тесно взаимодействует со всеми общественными науками, такими как теория государства и права, экономические науки, социология, психология, история, география и др. В политологии используются как общие, так и частные методы познания. Диалектический метод - это способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других сферах жизни общества. Этот метод позволяет вырабатывать наиболее общие понятия и категории политической теории, является высшим уровнем изучения политической реальности. Кроме общего метода в политологии широко используются методы частные. Социологический метод - совокупность приемов и способов, направленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов, интервьюирования, проведения локальных экспериментов. Полученные результаты социологических исследований, статистические данные, находят свое практическое применение в сфере политики. Системный метод - подход к рассмотрению политики как сложного динамичного и комплексного, целостного явления на основе анализа взаимозависимости и взаимообусловленности всех её элементов как в отдельности, так и в их совокупности и с учетом непрерывного взаимодействия политики с окружающей средой. Бихевиоральный (поведенческий) метод - это способ исследования политических явлений посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей. Сравнительный метод - сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия, для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем. При использовании этого метода данная политическая ситуация сначала сравнивается с имевшей уже место в истории ей подобной, прежде чем по ним будут сформулированы выводы и оценки относительно их закономерностей, типологии, тенденций развития.
Политология выполняет в обществе следующие основные функции:
- описательную (дескриптивную) - всестороннее и полное описание, систематизация фактов, явлений политической жизни в целях её анализа, получение достоверных знаний о произошедших политических изменениях с тем, чтобы ответить на вопрос: какова политическая действительность, что произошло в обществе?
- объяснительную - политологи дает ответ на вопрос: в силу каких причин выявленная политическая реальность могла иметь место, почему данные факты действительности существуют и почему обладают такими, а не иными свойствами? В силу каких причин именно данные явления и процессы возникли в обществе? Предстоит понять их сущность и установить истинные причины возникновения;
- прогностическую - разработка вероятного знания относительно развития процессов в политической сфере, какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события? Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий? Предстоит определить облик политики будущего. Любое политическое решение должно быть спрогнозировано.
- инструментальную - разработка определенных правил поведения людей, принимающих политические решения. Практическая значимость этой функции состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какие необходимо предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого результата; что надлежит сделать, чтобы принимаемое политическое решение было выполнено, чтобы предвидения оказались возможными? Возможно ли вообще достижение намеченной цели, возможна ли вообще реализация желаемой ситуации? От политиков требуется высокий уровень социальной ответственности. Они своими непродуманными решениями не должны плодить в обществе необоснованные социальные обещания;
- мировоззренческую (или социализации) - практическая значимость этой функции состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан (включающихся в сферу властных отношений) от обыденного уровня к научно-теоретическому, формировании их политических убеждений, целей, ориентации, политических позиций, повышении уровня их компетентности;
- идеологическую - социальная роль этой функции состоит в выработке, обосновании и защите государственной идеологии, способствующей устойчивости той или иной политической системы. Результатами исследований являются хорошо обоснованные политические цели и ценности существующего общественного строя. Суть функции - дать ответы на вопросы: к каким общественным идеалам следует стремиться, "что такое Добро, и Зло", какие политические ценности нужно иметь гражданину?
Первые формы специализированного (протонаучного) отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Только постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории. С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений. Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля. Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Наиболее четкое размежевание политической науки, богословия, философии, этики, истории осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, что ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку. Однако только к середине XIX в. политика выделилась в предмет самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была открыта "Школа политических наук". В 1871 г. открылась, а в 1872 г. первых студентов приняла французская "Свободная школа политических наук" (ныне Институт политических исследований Парижского университета). В 1895 г. заработала Лондонская школа экономической и политической науки. Этапом развития политологии как науки и учебной дисциплины в Германии можно считать образование в первой половине XVI в. правовой школы. В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился, выделились её важнейшие национальные школы, направления и центры. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук. Таким образом, политическая наука появилась 120 лет назад её подлинный расцвет приходится уже на вторую половину XX ст. Политическая наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с другими быстро развивающимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. Политическая наука - совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы и составляющих её собственную внутреннюю структуру.
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока.
Египет по праву можно считать древнейшим создателем политической мысли. Жречество оценивало миропорядок и место в нем государства, олицетворяемого фараоном, еще во II-м тысячелетии до н.э. Жрецы бога Птаха - бога-творца, создателя всего сущего - в своем "Мемфисском богословском трактате" еще в ту эпоху давали объяснение сущности государства и власти - как результата установления общественного порядка и истины - Маат. Боги уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе устанавливают всеобщую гармонию Маат. Подобно богам, и фараон должен стремиться "утвердить Маат на месте беспорядка". Понятие Маат становится центральным в египетской политической мысли и этике и понимается именно как правопорядок и справедливость, а боги и фараоны - как законодатели. Одно из древнейших поучений жрецов - "Премудрость Птаххотепа" - провозглашает Маат принципом всего сущего, в т.ч. и отношений между людьми. Позднее жрецы стали все чаще размышлять над возможностью великого бедствия, конца света, когда все перевернется, и порядок исчезнет ("Речения Ипусера", поучение жреца Анху и др.). Следующий шаг - "Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара", где фараон акцентирует внимание на нравственных основах власти: беспощадно карая мятежников, награждать за заслуги и не наказывать несправедливо.
В Индии политическая мысль зародилась в глубокой древности, долго развивалась в накатанной колее и в конце XIX-XX вв. пережила серьезный всплеск, но скорее в тесной переплетенности с философией. Тексты Вед (II-I тысячелетие до н.э.), особенно "Ригведа", устанавливают деление общества на варны (это понятие часто смешивалось позднее с кастами), введенное самим богом Брахмой-творцом: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и сам раджа), вайшьи (купцы, ремесленники и крестьяне) и шудры (слуги), а также парии - неприкасаемые, стоявшие вне системы варн и не имевшие никаких прав. Веды четко регламентировали все детали быта и жизни представителей варн - форму усов, питание, одежду и даже количество окон в домах. Например, шудрам и неприкасаемым до позднего средневековья под страхом казни в кипящем котле запрещалось носить любую одежду и украшения. Идеи разделения общества на варны отвергал буддизм (I тысячелетие до н.э.), но он так и не прижился на своей же родине - в Индии (сейчас буддистов в Индии не более 2-3%). В XVI в. падишах из мусульманской династии Великих Моголов, завоевавшей почти всю Индию - Акбар - вместе с многими мыслителями при его дворе выступил с идеей слияния ислама и индуизма в единой религии, что станет духовной основой единого государства. Эту идею развивал один из его сыновей, принц Дара Шикох, в своем трактате "Слияние двух морей". К концу XIX - началу XX вв., к эпохе колониального господства англичан в Индии, относятся религиозно-социологические идеи индуистов Рамакришны, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша и Махатмы Ганди, направленные на достижение самостоятельности Индии в рамках Британской империи и создание более справедливого государственного и общественного устройства, возвращение к основам индийской культуры, но в новых условиях. Ганди выступил позднее за независимость Индии. Следует также упомянуть мусульманина Мухаммада Игбала, "духовного отца" Пакистана, выдвинувшего идею "исламского государства" в либеральном духе. Но особенностью индийской политической мысли является то, что она почти не отделяется от философии и социологии.