Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а не на теологических постулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.
Политика для Макиавелли - это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность.

Оглавление

Введение
1. Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали
2. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя
3. Макиавеллизм
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Никколо Макиавелли.docx

— 23.94 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение

1. Макиавелли и новая наука  о политике. Отделение политики  от морали

2. Макиавелли о природе государственной  власти и качествах правителя

3. Макиавеллизм

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют некие универсальные законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей?

Во второй половине XX века повышенное внимание к Н. Макиавелли стали проявлять  специалисты по менеджменту. Казалось бы, что могли найти для себя нового в историческом прошлом творцы науки, которая вечно смотрит  в будущее? Может быть, истоки партисипативного менеджмента, мотивации достижения, стратегического планирования или, наконец, теории маркетинга. Нет, конечно, не технику управления, а технологию власти и эффективного лидерства  искали у титана Возрождения наши современники.

Как должен вести себя руководитель, стремящийся быть эффективным лидером -- угождать, обещать, обманывать, любить или держать в страхе?

Не пытайтесь ответить до того, как познакомитесь с социологией  управления Н. Макиавелли. Она парадоксальна  и непредсказуема. Но самое главное - она верна. И это тревожит порой  больше, чем ее неординарность. Современный  менеджмент давно покинул сферу  очевидного. Те, кто будут определять стратегию выживания человечества в XXI веке, жаждут новых и неожиданных  решений. У Макиавелли есть то, что  как воздух необходимо зарубежному, а еще больше нарождающемуся отечественному менеджменту - бегство от очевидного. Вклад Макиавелли настолько впечатляет, что можно сказать о том, что  он открыл четвёртое измерение человеческого  поведения. Но не как дополнение к  трем другим, а как альтернативу им.

Эта тема актуальна сейчас как никогда, потому что мы живем в эпоху  взрывного роста человеческого  капитала. Умения вычислять риск, находить свободную зону приложения сил, быть предприимчиво - смелым, считать рынком весь мир, мгновенно становиться незаменимым там, где впервые появляемся, поэтому нам необходимо работать и работать над собой ежесекундно, развивая способности и усваивая методики. Сейчас ценится не столько количество выполненной работы, сколько креативность и подача выполненной работы. Именно у Макиавелли можно впервые видеть конкретные указания и методики развития лидерских качеств.

 

1.Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали

Его вклад в курсе Политологии  невозможно переоценить. Действительно, одним из первых он развил понятие  гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения  политической организации общества.

Иррелигиозность логично обусловливает  имморализм. Для Верховенского, как  и для Макиавелли, существуют такие  области человеческой деятельности, где соблюдение каких-либо социокультурных  норм обременительно и неоправданно. В первую очередь, это социально-политическая деятельность. Лидер с далеко идущими  планами и ярко выраженными трансгрессивными амбициями, обладающий способностью вести  искусную политическую игру, обязан “задействовать”  ради достижения своих целей весь арсенал доступных ему средств - как моральных, так и аморальных. Его не должна смущать необходимость лжи, интриг, коварства, ибо это лишь средства, которые по своему ценностному статусу не идут ни в какое сравнение с поставленной целью.

Макиавелли правителю учит не политической морали, а политическому реализму, поэтому везде, где к власти пробираются  изворотливость, цинизм и корысть, вспоминают итальянского мыслителя.

Для гуманиста, каким был Макиавелли, приоритет оставался, несомненно, за государством, причем светским, живущим  не по церковному уставу, а по собственным  законам.

Для Макиавелли моральность политики означает соответствие желаниям народа, ибо воспроизводство жизни - цель благая и конструктивная сама по себе и народ не может изменить ей, его мораль связана с самим способом бытия./3/

Одно из главных произведений Макиавелли - «Государь». Основная мысль произведения «Государь» в том, что государство  выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей.

Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих  обещаний, этому даже посвящена целая  глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой  мы видим ее сейчас.

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому  учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а не на теологических  постулатах. При этом флорентийский  философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного  развития.

Политика для Макиавелли - это  результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность.

Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция  огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит  людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие  от него умный правитель изучает  то, что есть в действительности.

Существует только два способа достижения цели - путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй - диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

 

2.Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя 

 

Власть является в высшей степени  эмоционально заряженным явлением, которое  у одних вызывает восхищение, а  других устрашает. Некоторых власть очаровывает, как магнит, который  бессознательно манит и притягивает./4/

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха в своих  начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости (судьбы) и с образом поведения  подчиненных.

Чтобы удержать власть правитель:

· Должен сообразовывать свои действия с законами необходимости (судьбы) и  с образом поведения подчиненных;

· Не допускать мелких ошибок. Если и допускать ошибки, то крупные;

· Не допустить развития воли к  власти у «Богатого честолюбия», которое возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью - богатствами и почестями, что  свою очередь развивает коррупцию  и бюрократию;

· Никогда не посягать на имущество  народа (не посягать на имущественные  и личные права подданных);

· должен уметь пользоваться страстями  толпы, играя на них как музыкант, т.к. толпа идет за видимостью успеха;

· должен использовать два главных  мотива - страх и любовь.

· не должен быть щедрым в такой  степени, чтобы эта щедрость наносила ему ущерб.

· Не бояться быть жестоким если это  нужно.

· Не должен выполнять все свои обещания.

· Должен следовать принципу «вознаграждай  постепенно, наказывай залпом»

· Должен соединить в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство)

· Должен играть некую роль, надев  социальную маску, через которую  не разглядеть настоящее лицо

· Должен сообразовывать цель со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами.

· Не может руководствоваться нравственными  нормами, ибо политика - сфера относительного, а нравственность - область абсолютного.

 

3. Макиавеллизм 

 

Политическое учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии  и морали, поставившее целью содействовать  формированию национальных государств абсолютистского типа. Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма  и вызвало яростную ненависть  со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка. И в  дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики, которые  прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную классовую  политику, именно те, кто положил  в основу своей деятельности практический «макиавеллизм» - беспринципную политику, на деле попирающую все и всяческие  нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей.

Соотношение между действительным учением Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно. Сформулировав принцип  оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед  собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения  целей и средств политического  действия. В общих чертах можно  сказать, что чем шире социальная база политики, чем более широким  слоям отвечает политика, тем меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы.

Нельзя, однако, забывать, что при  всей своей прогрессивности национальное абсолютистское государство создавалось  на костях обездоленных масс трудящихся, обычно не принимаемых во внимание апологетами буржуазного прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть  социальную природу политического  учения Никколо Макиавелли и его  историческую, классовую ограниченность. Имела место и гуманистическая  критика «слева»: таков смысл  открытой резкой полемики против макиавеллизма  и проповеди «государственного  интереса» в сочинениях Т. Кампанеллы, исходившего в критике политического  учения автора «Государя» из интересов  широких масс трудящихся, оказавшихся  жертвой первоначального накопления и социального гнета в рамках абсолютистского государства.

Заключение

Макиавелли - прагматик, а не моралист, он пытается объяснить мир политического, исходя из самого этого мира. Его логика реалистична и потому окрашена в мрачные тона. Он убежден в том, что бывают исторические моменты, когда необходимо во имя благой цели использовать все доступные средства, в т.ч. аморальные и противоправные. Но зло необходимо применять лишь для того, чтобы избежать еще большего зла. То, что неприемлемо в обычных условиях цивилизованной жизни и стабильного социального порядка, в критической ситуации национального бедствия становится допустимым.

Во имя каких же целей Макиавелли прощает политическому лидеру его  атеизм, имморализм и правовой нигилизм? Иногда на поставленный вопрос отвечают: во имя власти. Но это далеко не так. Власть для флорентийского мыслителя не самоценность и не главная цель, а тоже всего лишь средство. Основной же целью для истинного политика-патриота являются, по Макиавелли, социальный порядок, общественное благо, создание единого централизованного государства, обладающего достаточной мощью, чтобы преодолевать центробежные тенденции и внешние опасности. Не ради корыстных выгод самовластья, а во имя спасения гибнущего в пучине усобиц общества Макиавелли готов простить все прегрешения против религии, нравственности и права тому, кто сумеет победить анархию и хаос.

Макиавелли - реалист, обладатель трезвого политического рассудка. Он ясно видит пороки людей, отчетливо сознает, что их способность к свободному волеизъявлению и кипучая энергия употребляются очень часто во зло. Но если люди неисправимы, а их свобода, не признающая ни религиозных, ни нравственных, ни правовых ограничений, повсеместно переходит в своеволие и приумножает массу зла, бед и страданий.

 

Список использованной литературы 

 

1. Макиавелли Н. Государь / Пер.  с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. - СПб.: Азбука, 2002

2. Макиавелли Н. Рассуждения  о первой декаде Тита Ливия. СПб.:Кристалл 2005 г.

3. М.И. Дегтярева Размышления  по поводу «народной перспективы» //Полис. - 2002.-№7

4. М.В. Ильин, А.Ю. Мельвиль Власть //Полис. - 2005.-№13

5. Кравченко А.И. Макиавелли: технология  эффективного лидерства // Социологическое наследие. - 2003.

 


Информация о работе Макиавелли и новая наука о политике. Отделение политики от морали