Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций
В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.
Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы
Основные направления политической мысли России в первой половине XIXв:
Русский консерватизм. Основателем русского консерватизма был выдающийся отечественный историк и литератор Н.М.Карамзин (1766-1826), во взглядах которого отмечается явственная апологетика самодержавия. Политическим идеалом Карамзина являлся сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и просвещению народа. Карамзин выступал против идеи разделения властей; он придерживался естественно-правовой теории государства, считая, что гражданские законы должны соответствовать "естественным" – т. е. данным Богом и природой. Взгляды Карамзина стали в дальнейшем основой формирования различных течений внутри русского консерватизма, в числе которых выделяют: славянофильство, официальный монархизм и этико-консервативный анархизм. Славянофилы выдвинули ряд новых идей при оценке прошлого и современного опыта России - о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины и местного самоуправления, о роли государственного начала, о соотношения закона и обычая и др. Вместе с тем, они были противниками и критиками крепостного права, разрабатывали проекты политического и социального реформирования страны. Основоположник политической идеологии славянофильства К.С.Аксаков (1817-1860) выступал с резкой критикой опыта политического развития стран Западной Европы. Он писал о том, что республика является "самой вредной правительственной формой". К.С.Аксаков разработал целую теорию, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ - в дела государства. Важный вклад в развитие идей славянофильства внес Н.Я. Данилевский (1822-1885), автор знаменитой книги "Россия и Европа", в которой он доказывал необходимость "самобытного национального развития", выступал против заимствования западного опыта. Более того, Данилевский прямо противопоставлял Россию Западу, считая его враждебным русскому народу и всему славянскому миру. Крупным идеологом официального монархизма был М.Н.Катков (1818-1887). Его идеалом оставалось самодержавие, которое он ставил выше конституционного парламентаризма. Катков доказывал, что русскому народу не подходит конституционный строй - не в силу отсталости а, напротив, по причине превосходства его типа развития по сравнению с Западом. Последовательным консерватором был обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев (1827-1907), выступавший против любых конституционных учреждений ("говорилен"), земства, свободы печати, отделения церкви от государства. Основоположником этико-консервативного анархизма как направления политической мысли является Л.Н.Толстой - отечественный писатель и социальный философ. Толстой не просто критиковал отдельные стороны существовавшей в России политической системы, но пришел к выводу о том, что она в принципе несовместима с идеалами и нравственными требованиями христианского вероучения. Он высказал появившиеся еще во времена Петра Великого представления о том, что существующее государство "не есть истинно православное царство". Толстой звал назад, к простоте и равенству крестьянской общины, обходящейся без насилия, присущего государству. Таким образом, русский консерватизм прошел длительный путь теоретического развития, от апологии монархии до полного отрицания государственной власти. Русский радикализм явился идейным и практическим выражением отношения интеллигенции к процессу модернизации России, результатом ее противоборства с государственной бюрократией, не желавшей осуществлять социальные и политические реформы в стране. Первым представителем этого направления по праву считается А.Н.Радищев ( 1749-1802), написавший свое знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" и отправленный за это императрицей Екатериной II в ссылку в Сибирь. Вслед за Радищевым, радикальные политические идеи, обосновывающие необходимость насильственного свержения существующего строя, высказывают и многие другие представители русской прогрессивно настроенной интеллигенции. В их числе были декабристы (П.И.Пестель, Н.М.Муравьев и др.), русские революционные демократы (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.), революционные народники (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), анархисты (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин), русские марксисты (Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов-Ленин и др.). Основные политические идеи русского марксизма и их развитие наиболее полно характеризует творчество Г.В.Плеханова (1856-1918). Свою политическую деятельность Плеханов начал как бескомпромиссный революционер, готовый ради социалистической революции пожертвовать "буржуазной" демократией и свободой. Однако впоследствии он не только осознает значение норм демократии, но и становится лидером "меньшевиков", выступает с критикой большевиков с позиций либерального марксизма. Несвоевременная социалистическая революция, породила бы, по его мнению, "патриархальный и авторитарный коммунизм". Плеханов осудил "большевистский переворот" 1917г., как не согласующуюся с марксизмом авантюру, скептически относился к идее мировой социалистической революции. Основными направлениями русского либерализма являлись: "правительственный" либерализм (М.М.Сперанский), консервативный либерализм - западничество (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин), "новый" либерализм (П.Б.Струве, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, Н.И.Кареев). Свои взгляды Чичерин изложил в произведениях "История политических учений", "Философия права" и др. Сравнивая различные формы государственного устройства, - абсолютизм, аристократию и демократию - Чичерин пришел к выводу, что наиболее разумной формой для России является конституционная монархия с разделением властей, которая способна обеспечить сочетание свободы экономической деятельности, свободы слова, печати и т.д. с сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов. Основными течениями русской политической мысли в этот период являлись: социальный иерархизм (теория социального неравенства - Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, П.А.Сорокин), евразийство (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий. Л.П.Карсавин), неомонархизм (И.А.Ильин, П.А.Флоренский), христианский социализм (С.Н.Булгаков, Г.П.Федотов). Видным представителем социального иерархизма был крупнейший религиозный философ, высланный из России в 1922 г., Н.А.Бердяев (1874-1948). Одной их первых эмигрантских публикаций Бердяева стала книга "Философия неравенства", в которой он выступил против марксистской идеи всеобщего равенства. Социализм он считал подавлением свободы духа и потому был решительным противником "пролетарско-революционного миросозерцания". Только христианские ценности могут, по его мнению, гарантировать свободу личности, т. к. свобода, права личности даны человеку свыше, это абсолютные идеи, имеющие внеисторический характер. Идею государства Бердяев также связывал с религией. Происхождение государства и государственной власти нельзя объяснить разумно, оно имеет мистическую основу. Само по себе государство не является злом, но может им стать, если будет забыта его религиозная основа. Государство должно быть сильным, но должно знать свои границы, которые ему устанавливает христианство. В работе "Истоки и смысл русского коммунизма" Бердяев исследует феномен русского коммунизма. Русский коммунизм возник, по его мнению, в результате низвержения религии и морали во имя освобождения человека, но итогом стало лишь подавление личности. Кошмар русского коммунизма заключается, прежде всего, в том, что он несет с собой смерть человеческой свободе. Коммунизм отрицает не только Бога, но и человека. Виднейшим идеологом неомонархизма выступил И.А. Ильин (1882-1954), известный философ и правовед, также изгнанный из Советской России. В отличие от Булгакова, он, напротив, считал, что социализм в России обречен и связывал будущее страны с возрождением идей русского национального, самодержавного и православного государства. И.А.Ильин оставил огромное литературное наследие. В числе его основных произведений – работы "О сопротивлении злу силою" (1925), "Пути духовного обновления" (1937), сборник "Наши задачи".
Тема 7. Развитие политической науки в XX в.
Под термином «бихевиоризм» в науке принято понимать теоретико-методологический подход, в соответствии с которым центральной задачей исследования является изучение поведения человека. Начало данному направлению положила вышедшая в 1925 г. книга американского психолога Джона Уотсона «Бихевиоризм», которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие политической социологии и психологии. В рамках бихевиористского метода впервые удалось соединить психологические теории, прежде всего психоанилиз, с эмпирическими методами социологии и социальной психологии. Это позволило американским ученым Ч. Мерриаму, Г. Лассуэлу, Б. Берелсону и другим предложить бихевиаристскую альтернативу для изучения политических явлений и, прежде всего, политического сознания, поведения, культуры, психологии отдельных индивидов и групп. Бихевиористский метод в политологии претендует на максимальную научность, предполагает применение к политике средств, используемых в естественных науках и в прикладной социологии. Этот метод требует ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры, проверяемости знаний опытом. К основным установкам бихевиористского метода можно отнести следующие: 1) рассмотрение "политического поведения" как основного объекта исследования; 2) максимальное применение статистических и количественных формулировок; 3) разработка теорий, способных не только описать, но и объяснить политические события. В 30-50 гг XX в. бихевиоризм стал одним из наиболее влиятельных направлений в западной общественной науке, прежде всего в США. Его широкое использование произвело настоящую революцию в политологии. Этот метод ярко выражен в теории заинтересованных групп А.Бентли, рассматривавшего политику как сферу соперничества многообразных общественных групп, преследующих собственные интересы. Представителями бихевиористского направления являются такие известные политические исследователи, как Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, которые в своих работах обосновали влияние социокультурных факторов на политические процессы, разработали теорию политической культуры. Создание целостной теории политической системы стало возможным во второй половине XX века благодаря творчеству таких американских ученых, как Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Габриэл Алмонд, которые сумели соединить бихевиористский подход к анализу политики с задачами системного и структурно-функционального анализа. Американский ученый К.Дойч походит к исследованию политических систем с позиций теории коммуникации. Политика понимается им как процесс информационного управления с целью координации усилий людей на достижение общественно значимых целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется системой на основе информации о состоянии общества и его отношении к данным целям. Функции политической системы зависят от информации , поступающей из внешней среды. На основе такой информации принимаются политические решения, предполагающие соответствующие действия государственных органов. В рамках данного подхода политическая система рассматривается не в качестве системы разнообразных политических взаимодействий, но как совокупность многочисленных каналов, приемов, средств политической коммуникации, обеспечивающих диалог между властью и обществом и взаимное согласование позиций всех заинтересованных субъектов. Большое значение для разработки теории политической системы имела теория социальных систем Т.Парсонса. В структуре общества Парсонс выделял такие относительно самостоятельные подсистемы, как духовная, социальная, экономическая, политическая, различающиеся по своим функциям. Назначение политической системы Парсонс усматривал в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей. Политическая подсистема в теории Парсонса выполняет функцию целеполагания и включает в себя все формы принятия решений, стандартизации целей и мобилизации ресурсов на их достижение. Политические структуры, по мнению Парсонса, организуют коллективное действие на достижение общественно значимых целей, одновременно поддерживая мотивацию и социализацию индивида.
Тема 8. Власть в системе политических отношений. Субъекты и объекты политики.
Политическая власть является центральной категорией политологии. Власть - одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (власть менеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ), административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета), политическую. Власть не исчезает никогда, она может передаваться, отниматься, преобразовываться. Сущность властных отношений - отношения субординации, приказа - подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Властные отношения - связь двухсторонняя: изъявление воли и повиновения. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя её не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле, например, говорят о власти над природой. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность обеспечить исполнение её элементами принятых обязательств", направленных на реализацию её коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющие регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается её относительность, т.е. распространенность на определенные системы. Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть - свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. По мере углубления социальной дифференциации в обществе появляются противоречия между большими группами людей, возникают разные интересы и неодинаковое социальное положение. Тогда и возникает политическая власть, призванная обеспечить порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть реализуется. Отличительными признаками политической власти являются:
- верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;
- легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;
- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть. Специфика государственной власти состоит в том, что, во-первых, осуществляется специальным аппаратом, имеющим на это полномочия от всего общества; во-вторых, она реальна на территории, на которую распространяется государственный суверенитет; в-третьих, прерогативой государства является законодательство, правосудие, использование в случае необходимости институализованного принуждения. В современном правовом государстве уместно совмещение понятий государственной и политической власти, так существуют надежные механизмы предотвращения формирования нелегальных центров власти, а политическая власть в наиболее полной форме реализует социальные и групповые интересы через государственные органы управления. Таким образом, политическая власть выражает реальную способность субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных). Политическая власть основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие. Конкретная модель власти содержит их в определенной пропорции. В современных демократических государствах принуждение имеет узаконенный правовой характер. Два других принципа отражают изменение властных отношений от асимметричности в сторону взаимовлияния. Принцип легитимности предполагает, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержки граждан. С позиции общественного согласия власть рассматривается как множество властных субъектов, которые в правовых рамках разделяют власть через согласование интересов. Результатом согласия между властью и обществом выступает конституция. Доминирование одного из принципов обуславливается типом политического режима, уровнем политической культуры, масштабами и типами перемен в обществе. Политическая власть типологизуется по самым разным основаниям. Так, в зависимости от характера изменения принуждения различают полицейско-репрессивное государство или правовое; по степени публичности - прозрачная, теневая и криптократичная (тайная) власть; по механизму формирования - династическая, узурпаторская, избранная, назначенная и делегированная власть; по степени институализации - абсолютная или конституционно-ограниченная, централизованная или децентрализованная, концентрированная или с разделением власти; по способам и методам - демократическая, авторитарная, тоталитарная власть; по типу властного субъекта - национальная, партийная, корпоративно-клановая, мафиозная. Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих "твердой руки", является благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур. Возможности власти зависят от её ресурсов. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические ресурсы, социальные ресурсы, культурно-информационные ресурсы, принудительные (силовые) ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и тех, по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определенную дистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах. Руководство заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества в целом решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив. Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководством решений. Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный (бюрократический) аппарат, чиновничество. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей. Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль также выполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют её управленческие воздействия. Дееспособность и эффективность власти во многом зависят от её легитимности. Это понятие тесно связано с моральной оценкой власти и означает доверие и оправдание её гражданами. В политологии также используется термин "легальность" власти, который обозначает юридическое обоснование власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легальность и легитимность власти могут не совпадать. Легальная власть может не поддерживаться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть. М.Вебер определил три основные принципа легитимности: традиция, харизма, легальность. Традиционная власть основана на вере в священный характер обычаев, традиций. Они выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так было всегда. Подобные общества статичны и могут веками существовать без изменений. Харизматическая власть распространена в обществах, переживающих коренные изменения. Харизма означает особый дар, которым обладает лидер. Для возникновения харизматической легитимности важно не само обладание харизмой, сколько вера в особые качества вождя со стороны последователей. Со своей стороны лидер полагает, что выполняет "историческую миссию" и поэтому требует поддержки. Харизматическая власть является относительно нестабильной, ибо лидеру необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Легальная или рационально-правовая легитимность основана на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Она характерна для демократических государств и предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доверие граждан к государственным институтам, а не отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
Субъекты политики - это те социальные общности, индивиды, политические институты, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в той или иной степени, влияют на него. Субъектов политики, как видно, из определения, чрезвычайно много: от отдельных индивидов до различных социальных общностей и политических институтов.
К первой группе субъектов политики относятся основные социальные общности. Это: народ, социальная группа, нация и, наконец, индивиды, из которых и состоят все социальные общности. Наиболее крупным субъектом политики является народ. Понятие "народ" - наиболее часто употребляется политиками всех рангов. Известно, что в состав народа входят разные классы и социальные группы, но при всем их многообразии в каждом конкретном обществе их всегда объединяет общий интерес, подчиняющий себе все другие. Субъектом политики являются и социальные группы. Поскольку их количество в каждом конкретном обществе велико, назовем лишь самые основные. Это социально-демографические группы, различающиеся по признаку пола и возраста; социальные группы, различающиеся по профессии, образованию, доходам, месту жительства; религиозные социальные группы, временные, возникающие в конкретной ситуации по тому или иному поводу (ветераны войны, иммигранты, беженцы). Влияние последних в политике обычно кратковременно, но может быть достаточно сильным, потому и временные социальные группы мы относим к субъектам политики. Субъектом политической жизни являются нации. Они неоднородны по составу, но все объединяющие её факторы способствуют существованию нации как целостности со своим национальным интересом, определяющим её место в политической жизни. Субъектом политики может выступать и индивид. Успех или неуспех любой политической линии будет в конечном счёте зависеть от диалектической суммы позиций отдельных людей, которую они займут по отношению к ней. Вторую группу субъектов политики составляют политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят: государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и т.д. Политические институты можно разделить на те, которые действуют в рамках всего общества (государство, церковь) и те, которые выражают интересы отдельных социальных групп (партии, общественные организации). И социальные общности, и политические институты сосуществуют в обществе, охватывая одних и тех же людей. Оба ряда субъектов политики связаны между собой неразрывно. Политические институты появились в ответ на потребности социальных групп для выражения, отстаивания, исполнения их интересов, В свою очередь именно через политические институты человек ощущает свою сопричастность социальному слою, нации и т.д.