Политика и наука о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.

Оглавление

Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по политологи.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Тема 12. Политическое лидерство.

Политическое лидерство является важным фактором стабильного и динамичного развития политических систем. Оно оказывает заметное воздействие на все политические институты и политические процессы общества. Политический лидер принимает активное участие в выработке стратегических целей и задач развития политической системы, в выборе средств и методов их достижения. В зависимости от того, насколько его политические программы и действия совпадают с объективными общественными потребностями, политический лидер может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на ход истории. Термин "лидер" (от англ. leader) в переводе с английского означает "ведущий", "руководитель", "вождь". Политическое лидерство - один из важнейших видов социального лидерства, связанный с управлением государственными и общественными процессами.

1. Теория черт (Э.Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер - это человек обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.

2. Ситуационный подход (Э.Фромм, Д.Рисман), рассматривает лидерство в зависимости от конкретной ситуации. С учётом сложившейся ситуации человек, обладающий определёнными чертами, может стать лидером. В другой ситуации он никогда не станет им. Соответственно лидер вырабатывает в себе качества отвечающие конъюнктуре или "ситуационному спросу" и является своеобразным флюгером, действующим по обстоятельствам.

3. Функционализм (Д.Эдингер). Лидерство - это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей берёт на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реализации способностей личности нужны определённые условия и возможности.

4. Теория определяющей роли последователей (Ф.Стэнфорд). Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер - это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, данная теория рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа. (А.Адлер, Г.Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания. Различают следующие стили лидерства: авторитарный, демократический, невмешивающийся.

1. Авторитарный стиль требует монопольной власти, единолично определяет и формирует цели групп и способы их достижения. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчинённых административными мерами. Его главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Психологический климат в группе характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера. Все указания даются по-деловому, кратко, совершенно прямо и открыто. Запросы и распоряжения адресуются и реализуются с угрозой и без снисхождения. Лаконичный и командный язык. Неприветливый тон. Похвала или порицание полностью субъективны.

2. Демократический стиль лидерства, по мнению большинства исследователей, оказывается предпочтительным. Все мероприятия в коллективе при их проведении облекаются в форму предложений. Нормальная, не сухая речь, товарищеская похвала и порицание делаются в форме демократических советов с учётом намерений, откликов. Распоряжения и запреты излагаются в демократической форме. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы, они инициируют участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, стараются распределить её среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером, она доступна членам коллектива.

3. Невмешивающийся стиль - отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Лидер старается уйти от решения проблемы, уйти от ответственности, перекладывая её на подчинённых. Установка такого лидера  - незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми, устраняется от разбора конфликтных дел, передоверяя их своим заместителям.

Тема 13. Политический режим.

Понятие "политический режим" употребляется в нескольких значениях: - как элемент формы государства наряду с такими элементами как форма государственного правления и строя; - как понятие тождественное понятию "политическая система", как понятие, что означает функциональное состояние политической системы, её процессуальный, динамичный аспект.

Типологизация политического режима осуществляется на основании следующих принципов: системный (классический) стремится охватить все системные показатели режима; фрагментарный типологизирует режим по конкретным проявлениям его основных черт. Согласно первого подхода, политический режим делят на тоталитарный, авторитарный и демократический. Они заслуживают обстоятельного рассмотрения. Второй подход определяет промежуточные режимы: авторитарно-демократический (сильная исполнительная власть и слабая законодательная и судовая); анархо-демократический (примат представительной власти, прямой демократии над исполнительною); охлократический (господство псевдоэлиты, заигрывание с массами с целью реализации узкокорпоративных интересов); олигархическо-клановый (большое влияние олигархических структур на политическую власть контроль общественных структур и масс-медиа).

Тоталитарный режим основывается на тотальном (от лат. totalitas  - целостность) контроле государства над обществом. Оно берёт под свой контроль не только все общественные сферы, но и личную жизнь. Понятие "тоталитаризм" ввёл в политику в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии, франкистской Испании. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили следующие признаки, отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой. Первенство идеологии здесь обосновано, ибо главной целью тоталитарного режима является реализация мессианской идеи - создание нового общества на социальной или национальной основе. Этому подчинено всё, в том числе и жизнь человека. Идеология призвана показать единственно правильный путь в светлое будущее, воодушевить, собрать под знамёна режима широкие массы, оправдать определённые жертвы во имя высоких идеалов. Система образования, воспитания, пропаганда работали на то, чтобы эта идеология стала основой мировоззрения граждан. Этим во многом объясняется массовая поддержка тоталитарных режимов. Особая роль отводится партии, которая является носителем государственной идеологии. По сути дела, придя к власти она либо срастается с государством, либо становится над ним. Необычайно велика роль партийного лидера, который фактически является главой государства. Он как бы воплощает в себе всю "мудрость" идеологии, заботу власти о людях. Обычно тоталитарный режим сопровождается культом личности. Организованный террор и тотальный контроль применяется для обеспечения приверженности масс партийной идеологии и верности вождю. Спецслужбы с помощью крайних методов воздействия вынуждают общество жить в состоянии страха. Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ способствуют изоляции общества и обеспечивали политическую мобилизацию и поддержку режима. Политическая система моноцентрична. Местные органы полностью подчиняются центральным, исполнительные органы подчиняют себе законодательные. Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути оно осуществляется через назначение. Выборы носят безальтернативный характер. Такое построение политической системы не оставляет место альтернативным политическим институтам. Оппозиция может существовать только за пределами страны. Отношение людей к власти можно определить как полное слияние с ней, публичное признание в любви к ней. Народ как правило безоговорочно поддерживает власть, веря в то, что он понимает и выражает его интересы. Права человека на практике не соблюдаются. Они расцениваются властью как нечто второстепенное по сравнению с властью. Характерной чертой политической культуры является нетерпимость к другим взглядам и позиции. В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по принципу "запретно всё, что не дозволено". Тоталитарные режимы как правило были коммунистическими и фашистскими. Леворадикальные (коммунистические) отличаются большей тоталитарностью, поскольку им удалось ликвидировать частную собственность, преодолеть церковную оппозицию. Кроме того они основываются на привлекательных идеях "интернациональной солидарности" и "светлого коммунистического будущего", в то время как фашистский режим пропагандировал исключительность своей нации и мировое господство.

Авторитарный режим или авторитаризм (от лат. autoritas - власть) - режим неограниченной личной власти или группы лиц, осуществляемый диктаторскими методами. Главной ценностью является сама власть, её сохранение, укрепление. Политика является монополией существующей власти. В сферы, не связанные с политической деятельностью, авторитарный режим может не вмешиваться. Поэтому относительно независимыми могут быть экономика, культура, религия, частная жизнь. Если тоталитарный режим во многом основывается на тоталитарном насаждении идеологии с целью сознательной поддержки массами, то авторитарный не предусматривает примата идеологии и правящей партии над государственными институтами. Определим основные параметры системных элементов авторитаризма. Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних институтов власти, так и формально-демократические процедуры (выборы, референдумы). Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Все усилия государственной машины направляются на сохранение власти пожизненно. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Органы власти формируются через назначение на посты людей, преданных режиму. Там, где выборы сохраняются, они носят фиктивный характер, ибо власть заранее определяет победителя. Отрицаются принципы конституционности и законности. Чиновники действуют не по законам, а в соответствии с приказами. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Игнорируется разделение властей. Исполнительная власть главенствует над законодательной, а центральная - над местной. Авторитарный режим обеспечивает свой диктат с помощью разветвлённого аппарата принуждения и прямого насилия. Поэтому особая роль отводится силовым структурам. Репрессии направлены на реальных или возможных оппонентов власти, не допуская никакой конкуренции в политической сфере. Поэтому существование демократических институтов (оппозиция, политические партии, негосударственные СМИ) имеет скорее декоративный характер. Их деятельность строго регламентируется, находится под административным контролем, их влияние на общество минимально, так как доступ к обществу ограничен. Основной чертой политической культуры является конформизм, выражающий скорее неверие в возможность что-то изменить. Принцип "разрешено всё, кроме политики" предопределяет и меру прав человека. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Поэтому авторитарные власти всегда стремятся пропагандировать свои успехи в социально-экономической сфере, доказывая этим, что политические права второстепенны для простого человека. Авторитарные режимы утверждаются в кризисных ситуациях, на основе неразвитых политических и социальных структур общества.

Демократический режим (от греч. demos - народ, cratos - власть) - модель функционирования политической системы, основанная на признании народа источником власти и выборности органов политической власти. В зависимости от того, кто имеет приоритет - личность, социальная группа или народ, выделяют следующие модели демократии: 1. индивидуалистические; 2. плюралистические; 3. коллективистские.

Индивидуалистическая признаёт первичность личности, поэтому главной задачей демократии является создание гарантий для индивидуальных прав и свобод. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики являются заинтересованные группы. Назначение демократии состоит в возможности всем гражданам открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов. Коллективистские модели демократии признают первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целому, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и личностью.

Модели демократии основываются также на преобладании принципа прямой и представительной демократии. Плебисцитарные теории делают упор на прямую демократию - непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение вопросов политической жизни, активное участие в управлении обществом). В современном обществе к такому виду демократии относят теорию участия. Репрезентативные теории основываются на принципе представительной демократии (делегирование полномочий через свободный выбор тем или иным выбранным органам и учреждениям). Здесь главным является обеспечение ответственного правления и конституционность. Воля народа выражается не прямо, она делегируется. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочии и доверии. К этому направлению относят концепцию элитарной демократии.

В качестве основных признаков демократического режима необходимо назвать следующие: - источником власти государства является народ; - верховенство права в сфере властных отношений, закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан; с формальной точки зрения демократия - это власть процедуры; - политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий; - право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбора и его сознательное участие в различных формах политической деятельности; - разделение властей и наличие развитой системы парламентаризма; - высокий уровень реализации прав и свобод человека и наличие эффективного механизма их защиты.

Информация о работе Политика и наука о политике