Политика и наука о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.

Оглавление

Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по политологи.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Для Китая, в отличие от Индии, как раз очень характерен интерес к политическим вопросам, устройству государства. В VI-V вв. до н.э. в эпоху интенсивных дискуссий мудрецов возникли философские и общественно-политические школы, существующие и до сих пор либо оказавшие влияние на развитие китайской политической мысли. Это прежде всего конфуцианство, даосизм, моизм и легизм (фацзя).

Конфуций (Кун-цзы, 555-479 до н.э.) и его последователи говорили, что структура общества, как и устройство мира, вечна и неизменна, и каждый по воле неба занимает в ней свое место. Люди поделены небом на "управляющих" ("благородных мужей"), способных к нравственному самоусовершенствованию, и "управляемых" ("низкий, презренный люд"), аморальный по природе, которому предписано заниматься физическим трудом и кормить "благородных". "Правитель должен быть правителем, отец   - отцом, сын - сыном". Воля Неба реализуется через "гуманное правление" высоконравственного государя. Если государь отходит от заветов древних правителей, небо меняет свою волю (концепция "гэмин" - идея конфуцианца Мэн-цзы), и тогда подданные свергают государя. При этом Мэн-цзы говорил: "Как на небе не может быть 2 солнц, так и у народа не может быть 2 государей". Другой конфуцианец, Сюнь-цзы, выдвинул идею ритуала как высшей формы различий между верхами и низами. Он объявлял господство одних над другими извечным состоянием общества и считал, что натура людей изначально зла, и неравенство коренится в самой природе человека.

Даосы (Лао-цзы и его ученики) резко порицали социальный гнет (в отличие от конфуцианцев), осуждали войны, богатство знати, жестокость властей, проповедовали пассивный процесс как принцип жизни, следование дао-естественному ходу вещей. Даос Чжуан-цзы отстаивал природное равенство людей, отрицал деление на "благородных" и "ничтожных".

Моисты (последователи Мо Ди) также выступали против власти и элиты, выдвигали программу переустройства общества на основе принципа "всеобщей любви и взаимной пользы", требовали отменить наследование должностей и рангов и предлагали формировать аппарат управления, выдвигая мудрых людей из народа. При этом они осуждали бедность (от лени) и провозглашали богатство добродетелью. Мо Ди выдвинул доктрину равенства государств как основу мирных межгосударственных отношений. Он требовал прекращения войн, которые считал нарушением воли неба, но при этом оправдывал оборонительные войны.

Легисты (Шан Ян, Хань Фэйцзы) подчинили все задачам государственного устройства, требовали введения единых, обязательных для всех законов, защищающих собственность и единоличную власть правителя. Малейшее нарушение закона должно караться. "В строгой семье не бывает строптивых рабов". Эти идеи подготовили базу имперской государственности, им покровительствовал первый император-объединитель Китая Цинь Ши-хуанди. Но основой китайской государственной идеологии стало конфуцианство. Моизм и легизм по сути слились с ним, и только даосизм остался противоборствующим учением.

В исламе основной политической идеей, заложенной в Коране и развивавшейся улемами-богословами, стала идея "дар-аль-ислам" (территория ислама), противопоставленная понятию "дар-аль-харб" (обитель войны), которую нужно превратить в "дар-аль-ислам" посредством "джихада" (священной войны). Ислам не делит людей на народы, признавая три статуса человека (правоверный, покровительствуемый и многобожник). Все мусульмане объединяются в общину ("умма"). Идеальная форма государственного устройства первоначально мыслилась в суннитской теории, наиболее распространенной в исламе, как эгалитарная светская теократия (все равны перед законом Аллаха; нет церкви как института; вся власть принадлежит Аллаху - законодательная через Коран и шариат, исполнительная через халифа). Позднее возникли такие основные направления ислама, как:

- шиизм (характерен культ духовенства - имама и аятолл, распространен в Иране, Азербайджане, Ливане, Ираке и частично в Афганистане),

- хариджитская школа (основная политическая идея - равенство всех членов уммы. Хариджизм практически исчез, в сильно измененном виде еще сохраняется в пустынях Аравии),

- исмаилизм (центральная идея - воплощение Аллаха в вожде, стал идеологией секты ассасинов, убийц-фанатиков, наводивших ужас на европейцев и других "неверных". Ассасины создали свое государство, которое было разгромлено только Чингис-ханом. Сейчас исмаилизм считается весьма респектабельной конфессией, но сохраняет культ вождей - Ага-ханов, живущих в Великобритании),

- ваххабизм (очищение ислама от новшеств, государственная религия Саудовской Аравии, обосновывающая абсолютную духовную и светскую власть короля из династии Саудидов, контролирующих священные города Мекку и Медину), и т.д.

 

Тема 3. Политические участия Античности

Первые теоретические социально-политические концепции в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами древнегреческих и древнеримских мыслителей. Прежде всего здесь следует назвать Демокрита. Выступая, как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного и необходимого появления общества в результате длительной эволюции природы. Государство же возникает уже как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми, к чему вынудила их естественная потребность жить в каком-то установленном порядке. Важное место в жизнедеятельности общества Демокрит отводит воспитанию и обучению, за которые должно отвечать государство. Политические идеи Платона изложены наиболее полно в диалоге "Государство". Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость, так как каждое сословие занимается своим делом. Другой великий мыслитель Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства из семьи и поселений, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия) он считал те, где преследуются лишь собственные интересы и цели, власть имущих. Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл понятие "естественного закона" и др. Развивая идеи Аристотеля, греческий историк Полибий (210-128 гг. до н.э.) выдвинул идею разделения властей, оказавшую большое влияние на теорию политических учений и практику государственного управления. Он утверждает необходимость равновесного и взаимно сдерживающего разделения властей: царя, народа и власти старейших и установления смешанной формы правления. Тогда не будет возможности преобладания и самовырождения любой из властей. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввёл понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения.

В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство. Раннехристианские богословы мало интересовались проблемами политики, считая, что нужно отдать "кесарю кесарево, а богу - богово". Однако к середине IV в. христианская церковь начинает разработку собственных воззрений на политику. Одним из первых обратил на неё внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат "О граде божьем" содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет "естественным порядком человеческой жизни", указывая, что это временное явление (до судного дня). Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской. Средневековые мыслители в большинстве своем фактически развивали и уточняли эти идеи Августина. Фома Аквинский, взяв у Аристотеля всю схоластику, подкрепив её идеями Августина, считает, что светской власти принадлежат только тела людей, а их души - богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все, в том числе и монархи. Существующее общественное устройство с его классовым неравенством и эксплуатацией предопределено богом и поэтому не может быть изменено. Он утверждал, что, насколько бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя. Близок по своим взглядам к Фоме Аквинскому и Геласий, основатель теории "двух мечей". Обладая двумя мечами (властями), папа один меч (высшую духовную власть) оставляет себе, а второй (низшую светскую власть) - передает королю. Поэтому король должен подчиняться папе. Тенденция доказать верховенство церковной власть над светской получила и определенное практическое выражение. Это проявилось, прежде всего, в коронации верховных монархов Папай Римским, в попытках построить мощное папское государство в Италии, в результате чего и был создан Ватикан как самостоятельное и независимое в международном плане государство во главе с Папой Римским. Иначе решал эту проблему Бернар Клевронский. Он считал, что светская власть передается непосредственно королю, минуя Папу. Поэтому король подчиняется только богу. Эпоха феодализма связана не только с развитием религиозной социально-политической мысли. Она богата и представителями других воззрений. И здесь, прежде всего, необходимо назвать Роджера Бэкона, Сигера Брабантского, Эразма Роттердамского. Роджер Бэкон отстаивал идею необходимости практической проверки истинности знания, получения знания опытным путем. И хотя он занимался преимущественно проблемами естествознания, важное значение для социальной мысли имела идея о естественном (природном) происхождении государства, в противовес божественной теории томизма. Сигер Брабантский, будучи материалистом-атеистом, признавал вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного происхождения государства. Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Её деятели в различных странах (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. Возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого периода противопоставляют веру в человека-творца. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения. Классиком политической мысли эпохи Возрождения по праву считается Николо Макиавелли. В своих трудах ("Государь" и др.) он сформулировал светскую (нерелигиозную) концепцию государства, возникновение которого связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека. Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика не совместимы. Политику Макиавелли считает опытной наукой, в основе которой лежит выгода и сила. Право также основано на силе, и тем самым политика освобождается от морали. Для достижения своих целей государь может использовать любые средства, в том числе и аморальные: подкуп, убийства, насилие, обман, предательство и т.д. В более позднее время такая политика получила название "макиавеллизм", т.е. использование любых средств для достижения своих политических целей (цель оправдывает средства).

Политическая мысль в России имеет длительную историю, ее истоки берут свое начало в политико-правовых традициях Древнерусского государства. Большое влияние на содержание отечественной политической мысли оказало Православие с характерными для него принципами соборности, общинности, государственности. В XVI в. была сформулирована религиозно-политическая доктрина "Москва - третий Рим", провозгласившая особую историческую миссию русского народа и русского самодержавия. Вплоть до конца XVIII века политические идеи развивались в России в рамках религиозной философии; разделение политической и религиозной мысли здесь произошло значительно позже, чем на Западе.

Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных революций.

(XVII-XVIII вв.)

К числу наиболее выдающихся мыслителей того времени относится английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах "Философское начало учения о гражданине" и "Левиафан". Т.Гоббс исходит из того, что все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек - существо эгоистическое и честолюбивое, поэтому в обществе царит "война всех против всех". Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние и представляют собой государство, которое кладет конец "естественному состоянию" и является гарантией мира между людьми. В трактате "Левиафан" он называл государство естественным, а не божественным установлением и сравнивал его с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком"), способным осуждать темные инстинкты людей и расчистить путь законам разума. Государство обязательно предполагает отношения "господства-подчинения" и учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом, т.е. Выступал за гарантирование определенных прав и свобод. Интерес для политической науки представляют взгляды Бенедикта Спинозы. Будучи сторонником демократии, он считал, что только она сможет обеспечить свободу, равенство, достижение общего блага, обусловит разумность законов и поддержку их всеми подданными. Возникновение государства вызвано необходимостью упорядочить противоречия между страстями и разумом человека, что, и достигается заключение "общественного договора". Поэтому народ вправе свергнуть насильственные формы правления и установить порядки, обеспечивающие общее благополучие и свободу. Джон Локк выступил в определенной степени оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею "общественного договора", он иначе подошел к пониманию "естественного состояния людей". По его мнению, до возникновения государства люди живут в "естественном состоянии", где господствует равноправие. С появлением нарушений этого равноправия люди вынуждены создавать специальные органы для разрешения возникающих споров. Именно для защиты равноправия, свобод, прав личности люди и договариваются о создании государства. Невыполнение этих задач государством (правительством) делает его незаконным и дает право, подданным на сопротивление или даже на его замену. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов. Бесспорной заслугой Локка является выдвижение и обоснование им необходимости разделения власти в государств между различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства - это следование законам, никто и ничто в государств не может находиться вне следование законам, никто и ничто в государстве не их подчинения. "Там, где нет законов, там нет и свободы", - такая позиция мыслителя предвосхищает создание правового государства, а распространяемые им идеи социального компромисса, интегрированные впоследствии в доктрину раннебуржуазного либерализма, позволили назвать его основателем данного направления. Шарль Луи Монтескье был одним из основателей географического направления в политической науке, считая, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы. климата, рельефа, территории и т.д. Формы правления он определяет вслед за Аристотелем по количеству властвующих: республика, монархия, деспотия, - подвергая последнюю резкой критике. Выступая приверженцем идеи политической свободы, главную задачу государства он видел в обеспечении безопасности граждан. Что может быть достигнуто лишь в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал обязательным разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решение вопросов международной жизни. Кроме того, он призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Все эти идеи были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. в период Великой французской революции и затем легли в основу Конституции Франции, США и других стран. Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести, прежде всего, идеи Жана Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет "золотым веком", так как в этот период не было главных зол - частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, и поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, разделению властей, доказывая необходимость прямого народного правления. Частную собственность он предлагал распределить между всеми гражданами в размерах, необходимых для их жизни. В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства. Принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики, Республиканская форма правления, федерализм, система сдержек и противовесов как дополнение к теории "разделения властей" - основной вклад "отцов-основателей" США в политическую теорию и практику. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т.Пейна, Т.Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А.Гамильтона и Ф.Джея - более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие Европы и всего мира.

Тема 6. Политическая мысль XIX- начала XX вв.

Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрировал в своем учении Г.В.Гегель (1770-1831). Гегель различает гражданское общество и государство. Государство он считает основание гражданского общества. Только в государстве индивид получает истинную свободу. Общество - это множество отдельных личностей, государство же опирается на объединенный народ. Их объединение и ликвидация противоречий между ними может быть достигнута через групповое представительство. Это значит, что люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в общественные группы и из них выдвигать своих представителей, которые будут регулировать все отношения между группами. Только на основе этого возможно достижение национального единства. Первая половина XIX  в. - время окончательного становления индустриальной цивилизации в ведущих европейских странах. Этот период характеризуется окончательным оформлением основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений Ведущей политической идеологией этого времени становится либерализм (Б.Констан, И.Бентам и др.). Его основными ценностями провозглашаются права и свободы личности, её неприкосновенность, свобода частной собственности и экономической деятельности, невмешательство государства в экономику, разделение властей и др. Постепенно либералы эволюционируют от признания в качестве идеала конституционной монархии и цензового ограничения избирательного права к новому идеалу - демократической республике с всеобщим избирательным правом. Для них становится характерным отказ от революционных методов преобразований. Определенный вклад в развитие политической мысли внес французский политик, историк Ш.А. де Токвиль (1805-1859), подчеркнувший противоречие между свободой и равенством как лозунгами французской революции. Он отмечал, что торжество идеологии равенства ведет к усилению государственной власти, превращению отдельной личности в простой инструмент, используемый властью для достижения своих целей. В этот же период оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составлявшие его содержание менялись в процессе исторического развития, но общие мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, отрицание равенства людей, демократический институтов и пр. Теоретиками консерватизма этого периода считаются Э.Герк, У.Вордсворт, С.Колридж и др. В первой половине XIX в. завершается формирование политической идеологии социализма (коммунизма) (А.Сен-Семон, Ш.Фурье, Р.Оуэн и др.). Социалисты понимали, что никакие теории преобразования общества не имеют права на существование, если не отвечают на вопрос, как обеспечить наиболее многочисленному трудящемуся классу достойное человека условия жизни. В их трудах делался акцент на необходимость достижения свободы от эксплуатации, свободы труда, справедливости и социального равенства. Идеи социализма получили научное обоснование в трудах К.Маркса (1818-1881) и Ф.Энгельса (1820-1895). Они подчеркивали обусловленность политических отношений экономическими, политического поведения людей их социально-экономическими интересами. По ним государство происходит не от Бога и не является результатом договора людей, а выступает продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически и категорически господствующего класса. Государство, которое выражает интересы большинства людей, народа, учреждается через социальную революцию и в последствии перерастает в общественное самоуправление. Позднее в работах представителей социал-демократии Э.Бернштейна (1850-1932), К.Каутского (1854-1938) утверждалась возможность эволюционного развития государства и власти в направлении к социализму, становление демократии и свободы уже в рамках буржуазного строя. Во второй половине XIX в. проявляются и антидемократические тенденции политической мысли. Например, возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов является борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. Сторонники этой концепции по-разному понимали термин (раса). А.Гобино, Х.С.Чемберлен, Л.Вольтман и др. мыслители трактовали его чисто биолигически, Ф.Ницше (1844-1900) - несколько иначе. Для него высшая раса - прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей (воли к власти). Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества - лишь средство достижения великой цели - формирования расы (сверхлюдей).

Информация о работе Политика и наука о политике