Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций
В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.
Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы
В отношении государства и общества устанавливаются равноправные и партнёрские отношения взаимозависимости. Власть выбирается гражданами и действует в соответствии с конституционными нормами. Осуществляется реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна в своей сфере полномочий. Их взаимодействие, а также центральных и местных властей определено законом. Место и роль политического руководителя также определяется законом. Во-первых, он избирается по заранее установленным правилам. Во-вторых, законодательно ограничены и его полномочия. Это позволяет обществу не зависеть абсолютно от личных качеств и амбиций политического лидера. Отношение людей к власти строится на доводах разума, а легитимность имеет легальный характер. Использование принуждения осуществляется исключительно в правовых рамках. В политической системе исчезает монополизм государства. Свободу деятельности получают альтернативные институты - политическая оппозиция, многопартийная система, негосударственные СМИ, права и ответственность которых имеет конституционные обоснования. Средства массовой информации приобретают статус "четвёртой" власти. Плюрализм распространяется и на духовную сферу. Ни одна идеология не может быть обязательной для общества, они должны конкурировать и показывать свои достоинства через деятельность победивших на выборах политических партий. Мера прав человека уже не зависит от чьей-то милости. "Разрешено всё, что не запрещено законом" - главное правило, по которому живёт как отдельный человек, так и общество в целом. Политическая культура демократического режима имеет консенсусный характер, отличается толерантностью и уважением к праву. Демократические режимы, существующие в современном обществе имеют существенные своеобразия. Их можно классифицировать по форме государственного правления на президентские, парламентские, президентско-парламентские; в зависимости от идеологической модели - на либеральный, социал-демократический, христиантско-демократический и национально-демократический; по этапу развития демократии - первой волны демократизации (1896-1926), второй волны демократизации (после краха фашистского тоталитаризма) (1943-1962) и демократический режим третьей волны (после 80-х гг. ХХ в.).
Тема 14. Политическая коммуникация.
Политическая коммуникация представляет собой процесс различных взаимодействий, в том числе обмена информацией между отдельными элементами политической системы, а также между политической системой и средой. С помощью этой функции формируется общее "информационное поле" политики, развивается политический дискурс, осуществляется формирование общественного мнения. Одной из важнейших выходных функций системы Алмонд считает нормотворчество, в процессе которого разрабатываются правила и законы, регулирующие политическое поведение. Процесс нормотворчества состоит из ряда этапов: выработка политики и выбор общих целей, разработка решений и конкретных правил для достижения целей. В соответствии с этим, различаются нормы-цели и нормы-средства . Таким образом, политические нормы не сводятся только к правовым нормам, имеющим частный характер. Функцию нормотворчества в правовом государстве выполняют, прежде всего, законодательные органы; этим правом могут обладать и другие институциональные органы – исполнительные, судебные, партийные и др. Применение правил и норм предполагает введение их в действие и выполнение. Эту функцию выполняют не только исполнительные органы и административная бюрократия, но нередко также законодательные и правовые структуры. Контроль за соблюдением норм - это истолкование законов, пресечение действий, нарушающих нормы, урегулирование конфликтов, наложение санкций за нарушение норм. Эта функция осуществляется преимущественно судебными органами. С функционированием системы связан вопрос о ее эффективности. Эффективность политической системы заключается в успешном выполнении ею своих функций. Политическая система эффективна, если она не разделяет общество, а способствует его объединению. Эффективность политической системы выражается и в ее способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, а также в формировании гармоничных отношений со средой. Результативность политической системы, как считал Алмонд, обеспечивается определенными способностями: экстрактивной (извлечение ресурсов из среды), регулятивной (контроль и регулирование), дистрибутивной: (распределение ценностей), респонсивной (ответ на вызовы среды), символизирующей (обеспечивающей легитимность и поддержку с помощью символов, лозунгов, мифов).
Тема 15. Политическая культура.
Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона ("Государство", "Законы") и Аристотеля ("Политика"). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени - Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774-1803). Современные концепции политической культуры относятся к 50-60 гг. ХХ ст.
Политическая культура - это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения. В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни:
1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов;
2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;
3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций;
4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;
5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности. Следовательно, это способ осуществления политической деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти. Можно выделить различные субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности. Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Длительный нейтралитет может способствовать формированию различных политических культур и отношений. Значительное влияние может оказывать политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн). При определённых условиях церковь может играть значительную роль в формировании политической культуры общества, граждан, особенно в теократических государствах (ислам в Иране, католическая церковь в формировании политической системы Польши в 80-е гг. ХХ ст.). Огромны возможности воздействия СМИ на политическое сознание личности. Обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе, также влияют на политическое поведение граждан.
Политическая культура общества неоднородна. Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры, из них выводят смешанные: - патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике (в современных условиях - это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование); - подданническая политическая культура (культура повиновения). Отличается определённым интересом социальных субъектов к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако они сами не проявляют политической активности. Роль государства рассматривается как механизм доведения до населения директив, законов, которые надо выполнять и им подчиняться; - активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.
В чистом виде эти типы политической культуры существуют в истории довольно редко. Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается так называемая граждаская культура, которая наиболее широко обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы. Такая культура, по мнению вышеназванных политологов, распространена в США, Англии. Встречаются и другие типологии политической культуры. Существует попытка классификации политических культур в зависимости от типа политического режима. Выделяют два типа: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. Их основные признаки соответствуют типу политического режима, дополняясь национальными особенностями. Развивая концепцию государства и рынка, некоторые исследователи выделяют следующих два типа политической культуры: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение. Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций:
1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом.
2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность.
3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности.
4) Информационная ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.
На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.
Научно-теоретический уровень политического сознания - это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.
Эмпирический (по-гречески "опыт") уровень политического сознания - это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.
Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.
Тема 16. Политический процесс.
Политический процесс - это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В совокупности политических процессов выделяются две группы - общие и частные. Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы - это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Проявляются в принятии и реализации управленческих решений представителями власти и отражают различные пути презентации политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, митингах и т.д.). Могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т.д. Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т.д. Эволюция позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело. Революционная форма развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности". Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Третьей формой общего политического процесса является политический кризис. Его показатели - потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. Структурными элементами частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса - это появление противоречия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Объект частного политического процесса - это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса - это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса - это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Политический процесс может рассматриваться как процесс институционализации и деинституционализации различных моделей политической организации, основой которого является возникновение диспропорций в структуре взаимодействий по поводу распределения власти в обществе. Содержанием политического процесса выступает борьба между различными правящими и оппозиционными группами за завоевание или удержание ключевых управленческих позиций, за контроль над основными политическими ресурсами и влияние на принятие важнейших государственных решений. Институциональная составляющая включает: 1) субъекты политического процесса; 2) политико-правовые нормы, принципы и процедуры; 3) стиль политики, который характеризуют стратегия и тактика политических субъектов, их активность, используемые средства, порядок принятия и реализации политических решений. В качестве субъектов современного политического процесса могут выступать: 1) политические институты - как специализированные организации, преследующие собственные цели и интересы; 2) организованные политические субъекты, представляемые, прежде всего, политическими партиями и влиятельными корпоративными группами; 3) другие институциональные и неинституциональные субъекты, участвующие в политическом процессе либо оказывающие влияние на его развитие: общественные ассоциации, различного рода лоббистские организации, авторитетные представители различных социальных элит, органы массовой информации, а также политически активные маргинальные элементы, различного рода нелегальные формирования (террористические, партизанские и др.). Конкретизировать специфику политического процесса позволяют его характеристики, к числу которых относятся: амбивалентность (внутренняя противоречивость), направленность, синхронность либо асинхронность, интенсивность, легитимность (ее уровень и тип), стабильность, открытость (степень публичности), временные и пространственные границы и другие критерии. В общей форме принято выделять политический процесс двух типов: внешнеполитический (международный) и внутриполитический. Внешнеполитический процесс рассматривается как форма функционирования политической системы отдельного государства в международных отношениях, в мировой политике. Главным фактором международного политического процесса является складывающийся баланс сил между государствами (блоками государств), деятельность которых направлена на реализацию собственных национальных интересов. Вместе с тем, развитие международного политического процесса осуществляется на основе общеобязательных правовых норм, закрепленных в решениях ООН и других международных организаций. К числу таких норм и принципов относятся: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ; принцип неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях; признание территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву и др. Особенности внутриполитического процесса во многом определяются наличием или отсутствием институализированных форм политического участия, демократических процедур принятия решений. Масштабность частного политического процесса. Здесь различаются процессы внутри общества и международные процессы. Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные). Характер взаимосвязи общества и властных структур. На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп. Частные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентации субъектов на соперничество или сотрудничество, явной или скрытой форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме. С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы народовластия, и недемократические, определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан. Особенностью политического процесса в России стал процесс ресоциализации граждан – т. е. обращение к активным формам политической деятельности и участия значительных групп населения, составляющих основу формирующегося в России гражданского общества. Такие социальные группы выступают естественными носителями прагматического, неидеологического демократизма. Получили значительное развитие различные формы общественной ассоциации — союзы потребителей, вкладчиков, правозащитные и другие организации. Перед современной Россией стоит задача завершить политическую модернизацию с целью создания открытой, демократической политической системы, способной эффективно реагировать на новые экономические и социальные потребности общества. Для решения данной задачи необходимо разрешить целый ряд проблем: - завершить конституционно-юридическое оформление демократических порядков и прав граждан; - принимать меры для развития и укрепления многопартийности, создания условий для открытого и безопасного политического соперничества различных сил в борьбе за власть; - ликвидировать монополию на информацию как государственных СМИ, так и отдельных корпоративных структур, обеспечить реальную свободу слова, печати, возможность выражения альтернативных мнений; - вывести из-под политического контроля основную часть экономических ресурсов страны; - создать условия для формирования открытой социальной структуры - путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей, ликвидации бюрократических барьеров, ограничивающих экономическую активность граждан; - поставить под контроль общества силовые структуры, ограничить их функции, исключить возможность необоснованного вмешательства в социально-экономическую сферу; - совершенствовать систему федеративных отношений и местного самоуправления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму.
Под политическим конфликтом понимают столкновение противоположных интересов личностей, групп, партий, государств, организаций и политических систем, в борьбе за ценности, статус, власть и интересы. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такое общество, где бы интересы всех были удовлетворены. Политические конфликты могут различаться по степени зрелости, по характеру и по остроте разрешения. В зависимости от ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, либо к разрешению, либо к обострению (эскалации, когда вовлекаются все больше участников). Их различают по субъектам, уровню и объекту (масштабу). Самый крупный по масштабу - межсистемный конфликт (или конфликт цивилизаций), обусловленный различием государственных или национальных интересов в глобальном масштабе. Конфликты могут быть вооруженные и невооруженные. Внутриполитические возникают внутри общества, режима, партии, либо между партиями и даже фракциями одной партии, чаще в ходе политической кампании. Среди внутриполитических конфликтов можно выделить также социально-классовые, межнациональные, религиозные, межпартийные и межличностные. Особенно опасны конфликты между ветвями и подразделениями власти (центр - регионы, законодательная - исполнительская власть и т.д.). Иногда выделяют три основных типа любых политических конфликтов: 1) конфликт интересов (преобладает в развитых странах, легко поддается урегулированию, т.к. всегда можно найти компромисс), 2) ценностный конфликт (характерен в основном для развивающихся, неустойчивых государств, слабо поддается компромиссам, очень максималистичен) и 3) конфликт идентичности (возникает там, еде человек отождествляет себя не с обществом (государством), а группой (расовой, национальной, религиозной или языковой).
Признаки политического кризиса: 1) нарушение баланса сил, 2) неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже законы не выполняются (паралич власти), 3) нарушение вертикали власти (верхи не могут давить, а низы, наоборот, давят), 4) расположение идей, отрицающих саму политическую систему, 5) структурная и кадровая чехарда, 6) разочарование в политических идеалах, что ведет к появлению радикальных сил и справа, и слева, 7) власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется, 8) оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима. Политический кризис можно рассматривать как переход системы на новый уровень или как создание новой системы, т.е. как момент развития.
Способы урегулирования конфликтов: 1) "избегание", 2) откладывание разрешения, 3) сближение сторон через посредника, 4) третейское разбирательство (арбитраж), 5) переговоры сторон на основе баланса интересов. Американский политолог Т.Шеллинг делает упор на силу в разрешении конфликта, на достижение односторонней победы, и отводит переговорам роль "запасного выхода", когда силовые методы бесперспективны или невыгодны. Другой американский политолог А.Раппопорт считает, что все конфликты нельзя подгонять под единую схему. Есть конфликты 3 типов "схватка" (цель - только победа, противоречия неразрешимы), "дебаты" (компромисс возможен) и "игра" (общие правила для сторон). Эффективное разрешение политических конфликтов может быть только на основе взаимных уступок. Для успешного урегулирования конфликта, по мнению политолога Нордлинджера, необходимо придерживаться 6 принципов: 1) стабильная коалиция, 2) принцип пропорциональности, 3) деполитизация, 4) взаимное право "вето", 5) компромисс, 6) концессия (предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне). Выделяют три стадии разрешения конфликтов: 1) подготовительную (ведется детальный анализ ситуации самими участниками, закладывается основа её урегулирования), 2) переговоры (длительная и трудная стадия, предполагающая прямой контакт участников конфликта или их доверенных лиц), 3) выход из конфликта (стадия включает контроль за согласованными решениями; здесь особенно важна роль посредника). Анализ конфликтной ситуации на 1-м этапе должен включать сведения об объекте и субъектах конфликта, об исторических корнях, поводах, уровне напряженности, ресурсах участников - т.е. "дерево конфликта". Вторая стадия (сами переговоры) требует особого искусства. Успех переговоров зависит от двух факторов: 1) проработки вопросов на 1-й стадии и 2) умения посредника создать из сторон коллектив, способный к совместной работе. Линия ведения переговоров может быть четырех типов: 1) уход от обострения, 2) стремление достичь соглашения любыми средствами, 3) неуступчивость с целью полной победы над противником и 4) тактика согласия (стремление достичь общего подхода участников к проблеме для достижения решения, удовлетворяющего обе стороны; внимание концентрируется на интересах, а не на позициях; просчет последствий решения проблемы).