Политика и наука о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

В научный оборот термин "политика" ввел Аристотель. По его определению политика - это цивилизованная форма общения, взаимодействия людей друг с другом в повседневной жизни в целях достижения высшего блага каждого и всех. Политика, по мнению Аристотеля, это единственный путь для достижения этой цели.

Оглавление

Тема 1. Политика и наука о политике. 3-7
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока. 8- 10
Тема 3. Политические участия Античности. 11
Тема 4. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. 12- 13
Тема 5. Политические учения эпохи ранних буржуазных
революций (XVII-XVIII вв.) 13-15
Тема 6. Политическая мысль XIX – начала XX вв. 16-20
Тема 7. Развитие политической науки в XX в. 20-21
Тема 8. Власть в системе политических отношений.
Субъекты и объекты политики. 21-26
Тема 9. Политическая система общества. 26-28
Тема 10. Государство как основной институт политической
системы общества. 29-40
Тема 11.Политические партии, общественные организации и движения. 40-47
Тема 12. Политическое лидерство. 47-49
Тема 13. Политический режим. 49-53
Тема 14. Политическая коммуникация. 53-54
Тема 15. Политическая культура. 54-57
Тема 16. Политический процесс. 57-62
Тема 17. Проблемы внешней политики и международных отношений. 62-64
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по политологи.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Тема 11. Политические партии, общественные организации и движения.

Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Зачатки политических партий в виде сословных группировок, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё, сложились уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Первые упоминания о политических партиях встречаются ещё у мыслителей древнего мира. Современные партии берут свое начало в XIX в. Здесь решающую роль сыграли два важных обстоятельства. Первое - введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права. Это открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни - утверждению государственной власти посредством выборов. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Первая, созданная в 1861 г. партия "Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии" уже в самом названии отразило причину своего возникновения. Со временем число партий парламентского происхождения возросло. Наиболее известные из них Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США. Второе обстоятельство, способствовавшее возникновению политических партий, заключалось в становлении массового рабочего движения. В 1863 г. возникли первая массовая рабочая партия "Всеобщий Германский рабочий союз". В основу организации её и других партий этого направления легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью II Интернационала. По меньшей мере можно назвать 4 главных отличительных признака партий:

1.      Наличие той или иной идеологии, определенной политической ориентации, программы или политической платформы.

2.      Поддержка народа или его части. Речь идет о наличии у партии социальной базы, т.е. людей, которые поддерживают её своими голосами, деньгами и т.д.

3.      Наличие организационной структуры. Это означает, что политические партии имеет свой аппарат, четкое внутреннее деление, которое существует более или менее продолжительное время.

4.      Наличие такой цели, как борьба за власть. Она и отличает партии от каких-либо группировок, организаций, движений, существующих в политической жизни общества. Партия всегда стремится овладеть властью, в то время как они пытается влиять на неё, оставаясь за её пределами.

Функции партий в политической жизни общества: представление социальных интересов, социальная интеграция, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в её осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое образование общества или его части, подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.д. Если, например, за основу классификации берется характер и задачи их деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях. Реформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях. Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни. Реакционные, ставящие перед сбой задачи восстановления старых структур.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные. По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра. По принципам организации партии можно разделить на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Эти партии ориентированы чаще всего на участие и победу на выборах. В их рядах насчитывается большое количество парламентариев. Примерами кадровой партии можно являются Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в Германии и др. Массовые партии многочисленны. В финансовом смысле они ориентируются на членские взносы, чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. К ним относятся социалистические и коммунистические партии. С точки зрения внутреннего устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жесткую партийную дисциплину. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременно может быть партией мировоззренческой, массовой, левой, обладающей сильной структурой и т.д., т.е. существует целый ряд возможных комбинаций. Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем. Если в обществе нет партий (или партии и других организаций и движений, с которыми она взаимодействует), не может идти речи о системе. Но даже если партии существуют, а "правила игры" между ними не определены, нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между ними нормальными и устоявшимися. На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии - на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эти системы не исключают возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти. Пример двухпартийных систем - США (Демократическая и Республиканская партии), Великобритания (Консервативная и Лейбористская партии).

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация не редко ведет к нестабильности и частой смене правительства. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам. Важное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения граждан. Основные черты современного общества - высокая степень организованности политической жизни. Люди участвуют в политической жизни посредствам определенных общественных объединений. Эти объединения возникают в силу естественной потребности человека соучаствовать в делах общества. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной не решенной проблемы. Это может быть угроза ядерной войны, дискриминация женщин, бесправие молодежи и т.д. С одной стороны, в массах ощущается недовольство существующим положением дел, а с другой - появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и придать ему целенаправленный характер.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выход на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы.

5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми.

Общественные движения следует отличить от общественных организаций. Общественные организации - это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: - участвовать в образовании государственных структур; - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений; - представлять и защищать интересы граждан; - осуществлять социальный контроль; - формировать общественное мнение и т.д. Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

Общественные движения бывают: общественные движения неполитического характера, то есть те, которые не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;

общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем влияния на правительство.

К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистическое движение на начальных этапах его развития и др. Среди многообразных общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социальную принадлежность. В этой связи принято выделять рабочее, крестьянское движения, движение интеллигенции, фермеров, мелких собственник и т.д. Все они создаются с целью защиты интересов отдельных социальных слоев и добиваются улучшения их положения, повышения социального статуса, престижа и т.д. По отношению к существующему строю выделяют консервативные, реформаторские и революционные движения. По способам и методам действий общественные движения делятся на насильственные и ненасильственные. Общественные движения группируются так же по половозрастным признакам. Так, в современной политической жизни действуют движения в защиту прав женщин, движения молодежи, пенсионеров. В последние десятилетия произошло разделение общественных движений и по профессиональному признаку. Объединяются врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п.

Формирование партийной системы в России. Большим своеобразием отличалось формирование партийной системы в России, происходившее в конце XIX - начале XX вв. Первым прототипом политической партии в России можно считать организацию «Народная воля» (1870-1880 гг.), претендовавшую на представительство интересов крестьянства и сделавшую в дальнейшем ставку на индивидуальный террор. Все партии в России возникли в нелегальных условиях. По своему составу они первоначально объединяли, прежде всего, представителей интеллигенции. В условиях преследования и репрессий со стороны самодержавия в стране возник тип строго централизованной, профессионально-кадровой, военизированной и резко идеологизированной партии. Политические ориентации российских партий характеризовались одной из следующих альтернатив: самодержавие - конституционная монархия - республика, дворянство - буржуазия - пролетариат, феодализм - капитализм – социализм. Особенностью процесса партиеобразования в России стало оформление, первоначально, наиболее радикальных, революционно ориентированных партий – коммунистических и социалистических. Первой была официально создана марксистская партия – РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). 1 марта 1898 г. состоялся первый съезд РСДРП в Минске. 30 июля 1902 г. в Брюсселе прошел II съезд РСДРП, на котором партия раскололась на "большевиков" (Ленин, Каменев, Зиновьев) и "меньшевиков" (Мартов, Дан, Аксельрод). В 1901г. на базе бывших народнических организаций образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров) Программа эсеров предусматривала установление в России демократической республики, автономию областей, ограничение собственности крупной буржуазии, отмену собственности на землю и передачу земли крестьянским общинам. Внутри партии эсеров существовали различные движения: народные социалисты, максималисты и др. Эсеры придерживались тактики террора против представителей государственной власти, для этого существовала специальная «Боевая организация», которая осуществила целый ряд крупных терактов. Лидеры эсеров: Чернов, Брешко-Брешковская, Натансон, Савинков, позже - Г.А.Гершуни (аптекарь), Е.Ф.Азеф (инженер), М.Р.Гоц (сын купца-миллионера) и др. К 1905г. крупнейшими политическими партиями в стране являлись: РСДРП, насчитывавшая до 10 тыс. членов; эсеры – до 2,5 тыс. членов; анархисты. В Лондоне вокруг главного идеолога анархизма П.А.Кропоткина образовалась « группа русских рабочих анархистов-коммунистов», в различных городах России было создано до 30 анархистских групп. Либеральные партии в России стали оформляться в период первой русской революции. 12 октября 1905 г. состоялся учредительный съезд Партии конституционных демократов (кадетов). Программа кадетов включала следующие требования: превращение России в конституционную монархию или парламентскую республику по западному образцу; передача земли крестьянам за минимальный выкуп. Партия объединяла представителей дворянской интеллигенции, чиновников, земских деятелей. Лидерами кадетов выступали П.Н.Милюков, А.И.Шингарев, П.В.Струве, И.И.Петрункевич, кн. Д.И.Шаховский и др. Социальной основой партии являлись либерально настроенные земские деятели, а также профессура крупнейших университетов и другие представители интеллигенции – адвокаты, врачи, журналисты, писатели и т. д. 10 ноября 1905 г. был создан Союз 17-го октября (октябристы). Октябристы выступали за установление конституционной монархии в России, но при этом занимали гораздо более умеренную позицию, чем кадеты. Предполагалось, что при народном представительстве монарх должен сохранить реальную власть. С 1906г. лидером этой партии стал А.И.Гучков – известный деятель московского городского самоуправления, выходец из старинной купеческой семьи. Другие лидеры партии – П.А.Гейден, Д.Н.Шипов, Н.А.Хомяков и др. В конце 1905г. стали возникать партии правой ориентации , в том числе националистические. В октябре 1905 г . было заложено начало созданию “Русской монархической партии” (лидер В.А.Грингмут). В ноябре 1905 г . было основано самое крупное националистическое объединение - “Союз русского народа” (СРН) во главе с А.И.Дубровиным. Девизом Союза был лозунг времен Николая I: “Православие, самодержавие, народность”. СРН имел военизированную организацию - “черную сотню”, принимавшую участие в погромах и убийствах политических противников. В 1908 г. вышедший из Союза русского народа В.М.Пуришкевич основал новую черносотенную организацию - Союз Михаила Архангела. В 1906 г., на базе крестьянской фракции в I Государственной Думе была создана Трудовая народно-социалистическая партия (трудовики). Ее рождение стало возможным благодаря деятельности группы ученых (учеников известного русского социолога и общественного деятеля Н.К.Михайловского) - Н.Ф.Анненского, В.А.Мякотина, А.В.Пешехонова и др., участвовавших в издании журнала «Русское богатство». На рубеже 1906-1907 гг. в партии насчитывалось 56 местных групп и 1,5-2 тыс. членов. После царского Манифеста 17 октября 1905 г., разрешившего многопартийность, и образования Государственной Думы все основные партии, прежде всего либеральной направленности (кадеты и октябристы), стали ориентироваться на парламентские формы деятельности. Именно эти партии сыграли ключевую роль в февральской революции 1917 г. и отстранении от власти императора Николая I. Период деятельности Временного правительства с февраля 1917 по октябрь 1917 г. известен как время существования первой демократической республики в России. 25декабря 1917 г. демократический процесс был прерван в результате вооруженного выступления партии большевиков.

Информация о работе Политика и наука о политике