Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, реферат
Политическое манипулирование - способ и приемы скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
«Субъекты» представляют собой активных актеров политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. «Участники» принимают участие в процессе порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия случайно и даже помимо их воли. Но в ходе развития тех или иных событий, статусы «субъектов» и «участников» могут меняться местами.
Объектом политического процесса может быть любая политическая проблема, которая в нем решается. В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Политический процесс складывается как из целенаправленных сознательных усилий субъектов политической деятельности (индивидов, социальных групп, политических партий, государственных органов и др.), так и в результате взаимодействий, которые возникают спонтанно, независимо от воли и сознания участников процесса. Такая совокупность целенаправленных и спонтанных действий субъектов и участников политического процесса исключает какую-либо четкую заданность или предопределенность политического процесса в развитии событий и явлений. В результате может получиться по известной поговорке: «Хотели как лучше, получилось как всегда».
Чем сложнее политическая система, тем большее число акторов будут осознанно принимать участие в политическом процессе, и тем меньше места останется для политического манипулирования.
В ходе реализации своих ролевых функций и позиций субъекты и участники политического процесса демонстрируют свою функциональную значимость, способность воспроизводить, развивать, изменять или разрушать элементы политической системы. Таким образом, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе, характеризует ее переход от одного состояния к другому.
В результате взаимодействия самых разнородных политических акторов формируется общая тенденция развития политического процесса, в которой отражаются краткосрочные и долговременные перспективы, определяется расстановка политических сил, вырабатываются и принимаются политические решения.
Количество акторов, принимающих участие в политическом процессе, во многом зависит от типа политического режима. В тоталитарной политической системе число субъектов, реально влияющих на политический процесс, весьма ограничено. Например, решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. было принять несколькими членами Политбюро.
Демократическая политическая система предполагает самое широкое участие граждан в реальном политическом процессе и в центре, и на местах.
Политический процесс можно представить как многоуровневую систему, состоящую из множества подсистем, множества процессов. Обычно политические процессы подразделяют на базовые и периферийные.
Базовые политические процессы предполагают разнообразные способы включения широких слоев населения (непосредственно или через представительные органы - партии, движения и др.) в политические отношения с государством по поводу реализации тех или иных социально-политических требований. В таких случаях речь по сути идет об участии больших социальных общностей в политическом управлении. Базовыми также можно назвать политические процессы, в результате которых принимаются политические решения, затрагивающие интересы больших социальных общностей, общества в целом или процессы, направленных на развитие и изменение политической системы.
Периферийные политические процессы могут развиваться на региональном или местном уровне социально-политического взаимодействия; могут раскрывать динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, блоков, групп давления и т.д.). Базовые и периферийные политические процессы, как правило, оказывают стимулирующее влияние друг на друга. Например, если периферийный процесс затрагивает актуальные проблемы «большой» политики, или для решения поднятых им проблем необходимо вмешательство центральных органов власти, то в этих случаях периферийный политический процесс может превратиться в базовый. И, наоборот, процесс, возникший как базовый, может быть «спущен» для решения на периферийный уровень, если это целесообразно.
Политические процессы подразделяются также на глобальные и частичные. В глобальных процессах совокупные действия субъектов политики способны кардинально повлиять на функционирование, изменение и развитие политической системы в целом. Частичные процессы могут затрагивать определенную сферу жизнедеятельности или какой-то этап (стадию) глобального процесса.
Все политические процессы (глобальные, частные, базовые, периферийные) бывают явными (открытыми) и теневыми (скрытыми). Например, политический митинг с требованиями отставки правительства - явный (открытый) процесс. Решение правительства об увеличении налоговых пошлин на импортные товары - также открытый процесс. А вот лоббирование какого-то закона в Думе группой депутатов - скрытый (теневой) процесс. В политических системах ряда стран даже есть такое понятие как «теневой кабинет». Это группа влиятельных лиц (часть политической элиты) не занимающая официальных государственных должностей, однако мнение которых существенно влияет на принятие политических решений.
В политической жизни общества имеют место политические процессы, которые обладают собственным ритмом или повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, институтов, участников. Например, избирательная компания, отчет правительства перед парламентом, принятие бюджета и т.д.
В стабильных, устойчивых политических системах большинство политических процессов протекают в рамках установленных легитимными нормами правил. Любые отклонения в поведении политических субъектов корректируются, а неправомочные действия пресекаются. Но если неправомерные (с точки зрения существующих норм) действия носят устойчивый характер, и их поддерживают значительные политические силы, то чтобы сохранить целостность политической системы, требуется проводить изменения в самой политической системе. Например, изменить те или иные законы или принять новые. Изменения в политической системе свидетельствуют о развитии общества и о возникновении новой расстановки политических сил.
Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
• режим функционирования - это простое воспроизводство повторяющихся политических отношений;
• режим развития - это адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе;
• режим упадка - распад целостности политической системы ввиду того, что принимаемые ею решения уже не способны адекватно реагировать на изменившиеся отношения, а сам политический режим теряет стабильность и легитимность.
Для «оценки» любого политического процесса необходимо выполнить следующие действия:
• выяснить содержание его объекта - решаемой проблемы;
• определить состав участников и их интересы;
• изучить характер отношений между участниками процесса;
• определить масштабы и возможный исход процесса.
35 СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Понятие «субъект» и «участник» не всегда тождественны. Субъект - это активно действующий актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики.
Субъектом политики может быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество.
Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъекты политики по различным основаниям:
• Субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т.д.
• Институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т.п.
• Функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т.п.
Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например, принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.
Субъект политики, благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре, наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. Но субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен оказать определенное влияние на политический процесс.
Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т.д. Но в более спокойное время, они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно.
Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники» политического процесса.
Участники политического процесса - это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.
Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей, и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознано принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события, или стать участником политических событий по принуждению. Так, например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.). А к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.
В ходе развития политических событий, субъекты и участники могут меняться местами. Так, например, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры, или быть избранными на руководящую политическую должность. А бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.