Политическое манипулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Политическое манипулирование - способ и приемы скры­того управления политическим сознанием и по­ведением людей с целью принудить их действовать (или без­действовать) вопреки собственным интересам.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ..doc

— 125.00 Кб (Скачать)

«Субъекты» представляют собой активных актеров по­литического процесса, действующих осознанно и целенаправ­ленно. «Участники» принимают участие в процессе порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия слу­чайно и даже помимо их воли. Но в ходе развития тех или иных событий, статусы «субъектов» и «участников» могут менять­ся местами.

Объектом политического процесса может быть любая по­литическая проблема, которая в нем решается. В каждом по­литическом процессе может решаться не одна, а несколько по­литических проблем.

Политический процесс складывается как из целенап­равленных сознательных усилий субъектов политической деятельности (индивидов, социальных групп, политических партий, государственных органов и др.), так и в результате взаимодействий, которые возникают спонтанно, независимо от воли и сознания участников процесса. Такая совокупность целенаправленных и спонтанных действий субъектов и участников политического процесса исключает какую-либо четкую заданность или предопределенность политического процесса в развитии событий и явлений. В результате может получиться по известной поговорке: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Чем сложнее политическая система, тем большее число акторов будут осознанно принимать участие в политическом процессе, и тем меньше места останется для политического манипулирования.

В ходе реализации своих ролевых функций и позиций субъекты и участники политического процесса демонстриру­ют свою функциональную значимость, способность воспроиз­водить, развивать, изменять или разрушать элементы поли­тической системы. Таким образом, политический процесс рас­крывает как поверхностные, так и глубинные изменения, происходящие в политической системе, характеризует ее пе­реход от одного состояния к другому.

В результате взаимодействия самых разнородных поли­тических акторов формируется общая тенденция развития по­литического процесса, в которой отражаются краткосрочные и долговременные перспективы, определяется расстановка по­литических сил, вырабатываются и принимаются политичес­кие решения.

Количество акторов, принимающих участие в полити­ческом процессе, во многом зависит от типа политического режима. В тоталитарной политической системе число субъек­тов, реально влияющих на политический процесс, весьма ог­раничено. Например, решение о вводе советских войск в Аф­ганистан в 1979 г. было принять несколькими членами По­литбюро.

Демократическая политическая система предполагает самое широкое участие граждан в реальном политическом про­цессе и в центре, и на местах.

Политический процесс можно представить как много­уровневую систему, состоящую из множества подсистем, мно­жества процессов. Обычно политические процессы подразде­ляют на базовые и периферийные.

Базовые политические процессы предполагают разнооб­разные способы включения широких слоев населения (непос­редственно или через представительные органы - партии, дви­жения и др.) в политические отношения с государством по по­воду реализации тех или иных социально-политических требований. В таких случаях речь по сути идет об участии больших социальных общностей в политическом управлении. Базовыми также можно назвать политические процессы, в ре­зультате которых принимаются политические решения, зат­рагивающие интересы больших социальных общностей, об­щества в целом или процессы, направленных на развитие и изменение политической системы.

Периферийные политические процессы могут развивать­ся на региональном или местном уровне социально-политичес­кого взаимодействия; могут раскрывать динамику формиро­вания отдельных политических ассоциаций (партий, блоков, групп давления и т.д.). Базовые и периферийные политичес­кие процессы, как правило, оказывают стимулирующее влия­ние друг на друга. Например, если периферийный процесс зат­рагивает актуальные проблемы «большой» политики, или для решения поднятых им проблем необходимо вмешательство центральных органов власти, то в этих случаях периферийный политический процесс может превратиться в базовый. И, на­оборот, процесс, возникший как базовый, может быть «спу­щен» для решения на периферийный уровень, если это целе­сообразно.

Политические процессы подразделяются также на гло­бальные и частичные. В глобальных процессах совокупные действия субъектов политики способны кардинально повли­ять на функционирование, изменение и развитие политичес­кой системы в целом. Частичные процессы могут затрагивать определенную сферу жизнедеятельности или какой-то этап (стадию) глобального процесса.

Все политические процессы (глобальные, частные, базо­вые, периферийные) бывают явными (открытыми) и теневы­ми (скрытыми). Например, политический митинг с требовани­ями отставки правительства - явный (открытый) процесс. Ре­шение правительства об увеличении налоговых пошлин на импортные товары - также открытый процесс. А вот лоббиро­вание какого-то закона в Думе группой депутатов - скрытый (теневой) процесс. В политических системах ряда стран даже есть такое понятие как «теневой кабинет». Это группа влия­тельных лиц (часть политической элиты) не занимающая офи­циальных государственных должностей, однако мнение кото­рых существенно влияет на принятие политических решений.

В политической жизни общества имеют место полити­ческие процессы, которые обладают собственным ритмом или повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, институтов, участников. Например, избиратель­ная компания, отчет правительства перед парламентом, при­нятие бюджета и т.д.

В стабильных, устойчивых политических системах боль­шинство политических процессов протекают в рамках установ­ленных легитимными нормами правил. Любые отклонения в поведении политических субъектов корректируются, а не­правомочные действия пресекаются. Но если неправомерные (с точки зрения существующих норм) действия носят устой­чивый характер, и их поддерживают значительные политичес­кие силы, то чтобы сохранить целостность политической сис­темы, требуется проводить изменения в самой политической системе. Например, изменить те или иные законы или принять новые. Изменения в политической системе свидетельствуют о развитии общества и о возникновении новой расстановки по­литических сил.

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:

•  режим функционирования - это простое воспроизвод­ство повторяющихся политических отношений;

•  режим развития - это адекватное реагирование струк­тур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе;

•  режим упадка - распад целостности политической сис­темы ввиду того, что принимаемые ею решения уже не способ­ны адекватно реагировать на изменившиеся отношения, а сам политический режим теряет стабильность и легитимность.

Для «оценки» любого политического процесса необходи­мо выполнить следующие действия:

•  выяснить содержание его объекта - решаемой проблемы;

•  определить состав участников и их интересы;

•  изучить характер отношений между участниками про­цесса;

•  определить масштабы и возможный исход процесса.

 

         35 СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

         Понятие «субъект» и «участник» не всегда тожде­ственны. Субъект - это активно действующий актор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воз­действие на объект политики.

Субъектом политики может быть индивид, обществен­ная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные струк­туры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество.

Некоторые исследователи предлагают классифициро­вать субъекты политики по различным основаниям:

•  Субъекты социального уровня: классы, этносы, груп­пы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный ком­плекс, торговая буржуазия и т.д.

•  Институциональные субъекты политики: государ­ство, партия, профсоюз, парламент, президент, универси­тет и т.п.

•  Функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, трансна­циональные корпорации и т.п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процес­сы, например, принимать политические решения или приос­танавливать их действие, организовывать политические ак­ции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их иг­норировать.

Субъект политики, благодаря своим многочисленным ка­чествам или занимаемой должности в политической структу­ре, наделяется определенными полномочиями принимать ре­шения, касающиеся судеб многих людей. Но субъектом поли­тики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен оказать определенное влияние на политический процесс.

Большие социальные общности становятся непосред­ственными политическими субъектами, как правило, во вре­мя массовых политических событий: восстаний, революций и т.д. Но в более спокойное время, они участвуют в политичес­ком процессе через своих представителей, т. е. опосредованно.

      Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники» политического процесса.

Участники политического процесса - это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные об­щности и др., принимающие участие в тех или иных полити­ческих событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои ин­тересы и цели в политике, свои способы и методы достиже­ния этих целей, и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может со­знательно или не вполне осознано принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события, или стать участником политических событий по принуждению. Так, например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, ми­тингах, демонстрациях и др.). А к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли раз­личные формы наказания.

В ходе развития политических событий, субъекты и уча­стники могут меняться местами. Так, например, рядовой уча­стник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры, или быть избран­ными на руководящую политическую должность. А бывший политический функционер, утратив легитимность и занимае­мую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

 

 



Информация о работе Политическое манипулирование