Политическое манипулирование и общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов

Оглавление

Введение………………………………………………...………………….…3 1.Манипулятивные технологии в арсенале современных СМИ.
1.1 Манипуляция как способ влияния на общественное мнение……….....4
1.2. Манипулятивные приемы в СМИ………………………………….…..14
2. Особенности политической манипуляции в разных странах……...23
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

политическое манипулирование и общественное мнение.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

Национальный банк Республики Беларусь

УО «Полесский государственный  университет»

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Политология»

«Политическое манипулирование и общественное мнение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка                                 Проверил преподаватель

2 курса                                                             Евстафьев В.А.

Группы 811312

Курдо О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

Содержание

Введение………………………………………………...………………….…3 1.Манипулятивные технологии в арсенале современных СМИ.

1.1 Манипуляция как способ влияния на общественное мнение……….....4

1.2. Манипулятивные приемы в СМИ………………………………….…..14

2. Особенности политической манипуляции  в разных странах……...23

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………...………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Члены  современного общества практически  лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие  и лояльность к себе. Однако  в результате неспособности финансово  обеспечивать себя, а также в  результате стремления господствующего  класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства  или олигархов. Главной целью  собственников СМИ является изменение  ценностей, восприятия действительности  и интерпретации событий, а вследствие  этого и поведения общества  в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели  применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.

Степень изученности проблемы. Исследования на тему манипулирования общественным мнением в СМИ можно найти в работах С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» , Е.Л. Доценко «Психология манипуляции» , Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием» , Л.И. Рюмшиной «Манипулятивные приемы в рекламе» , И.М. Дзялошинского «Манипулятивные технологии в масс-медиа» , А. Карпова          «Манипулятивные технологии PR» и у других авторов. Хотя работ, посвященных проблеме манипулирования достаточно, их объединяет то, что, во-первых, авторы ограничиваются перечислением существующих манипулятивных приемов, не классифицируя их, а во-вторых, авторы не отражают взаимосвязи между особенностями различных каналов СМИ и спецификой применения на них манипулятивных приемов. Поэтому можно сделать вывод, что проблема манипулирования общественным мнением в СМИ достаточно изучена в сфере существующего арсенала манипулятивных приемов, но не в сфере их классификации и использования на каждом из видов СМИ в отдельности.

1.Манипулятивные технологии в арсенале современных СМИ.

1.1. Манипуляция как способ влияния  на общественное мнение.

В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это — не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы[1].

Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты.

«Манипуляции общественным сознанием изучены плохо, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона («Государство») и Макиавелли («Государь»)» [11, с. 75-76].

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление). Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Согласно С.Г. Кара-Мурза, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы – приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие родовые признаки манипуляции:

1)манипуляция  – это вид духовного, психологического  воздействия. Мишенью манипулятора  является дух, психические структуры  человеческой личности;

2)манипуляция  – скрытое воздействие, факт которого  не должен быть обнаружен объектом  манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция  должна оставаться незаметной. Успех  манипуляции гарантирован, когда  манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [12, Миф о нейтралитете]. Если попытка манипуляции вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт применения манипулятивных технологий наносит значительный ущерб манипулятору. Еще тщательнее скрывается цель манипуляции. Иногда наряду с сокрытием и утаиванием информации применяется такой метод как «предельное самораскрытие», игра в искренность, например, когда политик хочет «сойти за своего» и показаться аудитории честным и искренним человеком;

3) манипуляция  – это воздействие, которое требует  значительного мастерства и знаний;

4) к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к особого рода вещам. Используя «живой материал», манипулятор добивается своих целей.

Итак, процесс манипулирования людьми можно объяснить следующим образом. Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него. Психологический смысл манипуляций состоит в программировании и контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его. Цель любой манипуляции – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание. Например, покупатель в магазине выбирает хорошо и качественно разрекламированный товар из числа других менее известных. Этот товар ранее им не приобретался. При покупке он испытывает положительные эмоции, в его сознании всплывает визуальный ряд, показывающий счастливых и здоровых людей (они счастливы уже от одного обладания рекламируемым товаром), вспоминаются короткие фразы, которые заверяют покупателя в высоком качестве и преимуществе товара в своем классе. Покупатель даже не сомневается в том, что это его собственное решение - приобрести данный товар, ведь он выбрал его из немалого числа альтернатив. Но на деле покупатель, являющийся объектом манипуляции, даже не рассматривает должным образом эти альтернативы.

В данном примере покупатель, безусловно, был нацелен на удовлетворение своих потребностей. А. Карпов пишет: «Потребности человека психика «материализует» в виде набора стереотипов, установок, стандартных правил. Оценивая любую внешнюю ситуацию, человек сравнивает ее с этими стереотипами и делает «вывод» о том, насколько удовлетворена та или иная потребность. Этот «вывод» есть не что иное, как эмоция (слово вывод взято в кавычки, т.к. под ним обычно понимают логический вывод, а эмоция – это не логический вывод). Если потребность удовлетворена, мы, не задумываясь и не рассуждая, ощущаем положительную эмоцию (радость, благодарность), если нет - отрицательную (страх, гнев, ненависть)» [8, с. 45]. Именно потому, что эмоциональная сфера мало подвержена логике (большинство предпочитают эмоциональную оценку ситуации рассуждениям и логическим выводам), она является одной из самых уязвимых мишеней для манипулирования. Чтобы заставить человека действовать по заданной манипулятором программе нужно вызвать эмоцию настолько сильную, чтобы она заполонила человека, не дала возможности вернуться на рациональный уровень и спокойно обдумать ситуацию. «И если набор стереотипов известен манипулятору, то его задачей является сформировать (через механизмы восприятия и воображения) такой образ действительности, который соответствующим стереотипом будет «преобразован» в требуемую эмоцию» [8, с. 47].

Нужно понимать, что всякая манипуляция есть взаимодействие и без участия объекта, на которого она направлена, манипуляция не состоится. С.Г. Кара-Мурза по этому поводу замечает: «Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе – манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция – это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью – устоять, не впасть в соблазн» [7, раздел I, гл.2].

Перейдем непосредственно к манипулированию общественным мнением. «Под общественным мнением понимают «состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных организаций или личностей, выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений» [9, с. 24]. Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении. Манипуляцию общественным мнением можно рассматривать как комплексную стратегию убеждения с целью навязывания коллективных ценностей и преобразования ментальности определенной группы людей для поддержания власти правящей элиты, а шире – для «воспроизводства сложившегося статус-кво в социальной структуре» [13].

Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем моральной истины[7, раздел III, глава 12, §1].

В известной мере Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что «паутина» становится свалкой. Там пользователь может найти все: и полезное, и запретное (как изготовить бомбу или совершить террористический акт). Интернет создает свой особый, виртуальный, параллельный мир, в котором молодой человек живет по своим законам. Возможность анонимного участия нередко формирует у молодых людей представление овседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов высвобождают скрытые комплексы (в первую очередь связанные с тягой к насилию и сексуальностью). В итоге меняется стиль поведения человека, который демонстрирует тенденцию к девиантному[6].

Как бы ни оправдывались различные акции СМИ, но в конечном счете они направлены на сокращение населения России: будь то кампания «За здоровый секс», пропаганда превентивных средств и т.д. Среди блогов «Живого журнала» появились интернет-сообщества, основная цель которых — пропаганда против деторождения. С полной серьезностью здесь утверждается, что девушка, став матерью, глупеет, теряет красоту и т.д.

А действительность такова: в 2006 г. 52% браков распалось. В результате только 15-17% детей живут с родителями, состоящими в законном браке. Из 100 российских детей 32 ребенка родились у родителей, состоящих в законном браке, 31 ребенок родился в гражданском браке, когда мужчина подтвердил свое отцовство. У 37 детей в графе свидетельства о рождении «отец» стоит прочерк. Стоит задуматься: более трети российских матерей — одиночки! И каждый год количество детей, живущих вдвоем с мамой, вырастает на 400 тыс. Два миллиона (!) отцов уклоняются от уплаты алиментов. Устроиться на работу незамужней женщине с маленьким ребенком практически невозможно15 .

Средства массовой информации, особенно телевидение и кинематограф, насаждают философию делячества: «живи здесь и сейчас»; ведут агрессивное наступление на нравственные и семейные ценности под девизом «Все — на продажу». В течение часа на ТУ (по любому каналу) показывают 7-8 убийств. В вечерние часы доля насилия возрастает еще больше. Подсчитано: сцены убийств, кровавого мордобоя обрушиваются на телезрителей каждые 6 мин [3].

Информация о работе Политическое манипулирование и общественное мнение