Политическое манипулирование и общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов

Оглавление

Введение………………………………………………...………………….…3 1.Манипулятивные технологии в арсенале современных СМИ.
1.1 Манипуляция как способ влияния на общественное мнение……….....4
1.2. Манипулятивные приемы в СМИ………………………………….…..14
2. Особенности политической манипуляции в разных странах……...23
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

политическое манипулирование и общественное мнение.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

Создание в 1953 году Информационного Агентства Соединенных Штатов Америки как официального аппарата манипуляции за рубежом совпало с послевоенным развитием американского предпринимательства и усилением его влияния на мировой экономической арене. Так как США видели главную задачу своей внешней политики в том, чтобы тормозить изменения или развитие в других странах в целях обеспечения выгодных капиталовложений для американского капитализма, то создание такого рода аппарата помогало завуалировать манипулятивное воздействие.

Рассматривая стратегию внешней экономической экспансии, то необходимо отметить два существенных момента: 1) В настоящее время внешнеполитический курс США по отношению к России совпадает с курсом на 1953 год (торможение изменений или развития); 2) Этому курсу в 80-90-х гг. предшествовала так называемая "бомба западнизации".

"Бомба западнизации”, взорванная в России, произвела в ней неслыханные ранее опустошения не только в сферах государственности, экономики, идеологии и культуры, но и в самом человеческом материале общества. Будучи предназначена (по замыслу изобретателей) для поражения коммунизма, “бомба западнизации” в практическом применении оказалась неизмеримо мощнее: она разрушила могучее многовековое объединение людей, еще недавно бывшее второй сверхдержавой планеты и претендовавшее на роль гегемона мировой истории... Запад с помощью этого оружия одержал самую грандиозную в истории человечества победу, предопределившую, на мой взгляд, ход дальнейшей социальной эволюции на много веков вперед" – говорит Зиновьев .А.

Вот как оценивает данный переворот в сферах культуры, экономики и политики Г. Почепцов: "В результате за достаточно ограниченный срок также произошло изменение системы ценностей на противоположные, в предыдущей системе рассматриваемые как “враждебные”. То есть контролируемая коммуникативная среда при отсутствии иных источников воздействия обладает очень большими возможностями. При этом обязательным элементом во всех этих случаях является разрушение прошлой идентичности человека и построение новой". При этом произошел новый качественный переход к более управляемой социальной модели, появилась возможность использовать множество манипулятивных технологий не работавших на предыдущей модели.

Подводя итоги нужно заметить, что в настоящее время внешнеполитический курс США по отношению к России совпадает с курсом на 1953 год. Россия должна видеть главную задачу своей внешней политики в том, чтобы тормозить изменения или развитие в других странах в целях обеспечения выгодных капиталовложений в российскую политику. Так же как и США пользовалась «мифами» в своей манипулятивной политике, так и Россия должна разработать свой уникальный метод и технику политической манипуляции.

Следует отметить, что для коммуникационного менеджмента очень важны все механизмы манипулирования на уровне психологических и психических процессов. Но следует подчеркнуть, что первый признак манипуляции – это уклончивость в изложении собственной позиции, основанное на метафоризированной речи и исключении констатации. Практически все средства массовой информации, манипулируя обществом, используют ассоциативные приемы, позволяющие осуществить непроизвольное запоминание. Безусловно, ни одно манипуляционное воздействие не возможно без мотивационного обеспечения.

Эффективное манипулирование, как отмечает в своих трудах Бурдье, происходит на основе накопления непроизвольно усвоенной информации. И если непроизвольная информация обращена к логике и здравому смыслу, то эстетическое включает в себя сенсорику. Именно поэтому очень важно манипулировать эстетической информацией, чтобы не злоупотреблять воздействием на сознание людей.

Сейчас можно констатировать факт, что средства массовой информации в России потеряли способность служить средством диалога для различных общественных групп. Их роль свелась к той роли, которую играла в свое время советская пропаганда. Любые попытки российских СМИ проводить отличную от официальной информационную политику жестко пресекаются Министерством по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.

Бесцеремонные, не сдерживаемые никакими легальными или моральными ограничителями пропагандистские кампании в России изменили систему средств массовой информации и массовое сознание.

Общественное мнение в России теперь вряд ли можно рассматривать в качестве активного элемента политической системы. Мы не можем наблюдать сейчас в России феномена артикулирования социальными группами своего волеизъявления. Все, что мы можем видеть сейчас, это в лучшем случае похоже на пассивное и маловразумительное "массовое настроение". Российское общество инертно и равнодушно взирает за тем как средства массовой информации использует якобы их мнение для артикуляции своих собственных интересов. Можно констатировать факт, что в настоящий момент в России общественное мнение обладает большим политическим весом, но только "как символ самого себя" в СМИ.

Политика, проводимая в последнее время в средствах массовой информации содействовала значительному снижению способности критически мыслить у массовой аудитории. Обществу желают внушать политику именно в той "символической" форме, в какой ее подают в средствах массовой информации. Политически активный потенциал общества тратиться исключительно на созерцание политического шоу. Налицо отчуждение от активной деятельности в политике, сводимое к пассивному наблюдению за происходящими событиями.

Если исходить из здравого прагматического реализма, нужно признать, что СМИ не может функционировать в обществе без определенных правил производства "реальности" и отменить эти правила даже ради важных моральных соображений невозможно. Мы можем вычленить полезные черты средств массовой информации в политике, так как упорядочение массовых действий, контроль за общественным эмоциональным настроением может играть важную и положительную роль в политике. В условиях, когда многомиллионные общества, огромные экономические и технологические рынки и тесная взаимосвязь экономики и государства становятся объективной реальностью, контролируемость и управляемость общественным мнением посредством СМИ становиться не менее важным фактором, чем честные парламентские выборы. Однако слишком частое злоупотребление манипулятивного потенциалом СМИ не в интересах широких масс, умаляет "здоровый" потенциал символической политике в СМИ.

Превращение политики в «транквилизатор» лишь на время способно сохранить лояльность общества по отношение к власти, если проблема реальна не решается ситуация рано или поздно обернется социо-экономическим кризисом. И тогда, не смотря на все могущество СМИ, разрыв между объективной реальностью и виртуальной реальностью не сможет быть заполнен. Наоборот, чем больше механизмов «символической политики» СМИ будет задействовано, тем более жестоким будет шок для людей от соприкосновения с реальностью.

Таким образом, развитие коммуникационного менеджмента – очень сложный процесс, который требует изучения и позволяет по-новому подходить к исследованию методов манипулирования массовой информацией и коммуникацией. Правильное манипулирование в системе массовой коммуникации позволит создать новую мобильную личность, которая реализует идеи в практике среднего и малого бизнеса. Манипулирование информационной коммуникативной системой – важнейший фактор, определяющий динамизм развития современного мира.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.

 

Существенными препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно при монополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального и группового опыта применительно к политике ограничены и допускают различные интерпретации[1].

Список литературы:

1.В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ. M..,2000

2.Особенности  политической манипуляции в разных  странах http://www.33333.ru/public/manipulaSMK.php?st=1

3. См.: Королёв А. Современная молодёжь под прицелом СМИ // Вестник высшей школы: Alma Mater . – 2008. - №2. – С. 6-12

4. Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования.- http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles.

5. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1, 2.

6.Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь // Власть. – 2007. - №9. – С.37

7. Зяблов В. Интернет – новое СМИ // Советник. 1998. №1.

8. Кара-Мурза  С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

9. Карпов  А. Манипулятивные технологии PR // Журналист. 2004. №2.

10. Карнеги  Д. Как научиться владеть собой  и влиять на людей, выступая  публично. М., 2005.

11. Попов Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг. 1997. №5.

12.Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. - http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=10&bid=440.

13. Методы  манипулятивного воздействия телевидения на общественное сознание. -http://www.library.ru/help/guest.php?RubricID=10&PageNum=63&hv=7&lv=2

 

 

 


Информация о работе Политическое манипулирование и общественное мнение