Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, реферат
Политическое манипулирование - способ и приемы скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Идеи П. Чаадаева обострили интерес к прошлому и будущему России, способствовали формированию в 30-е годы XIX в. двух течений политической мысли — западников (П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилов (К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.). Западники исходили из идеи общности исторических судеб России и Запада. Славянофилы, наоборот, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации нет, а русское общество развивается по собственному пути, основополагающими ценностями которого являются православная вера и крестьянская община.
Интересы самодержавия отражены в учении, получившем название теории официальной народности, сформулированном графом С. Уваровым (1786—1855) в виде триады «православие, самодержавие, народность».
Революционно-демократическую идеологию развивали радикально настроенные мыслители В.Г.Белинский (1811—1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Единственным средством свержения самодержавия они считали народное восстание, революцию. Верховная власть народа, по их мнению, осуществима в виде республиканской формы правления, созданной на основе крестьянской общины.
Идеи демократии и крестьянского социализма развивались в теории и практике народничества, в котором оформились два направления — революционное и либеральное. Идеологами революционного народничества являлись М.А. Бакунин (1814—1876), П.Л. Лавров (1823-1900), Л.Н. Ткачев (1844-1885). Представители либерального народничества — Н.К. Михайловский (1842— 1904), Я.Ф. Даниельсон (1844-1918), В.П. Воронцов (1847— 1918) и др.
В конце XIX в. в России появляется марксизм, представленный творчеством Г.В. Плеханова (1856-1918), М.И. Ту-ган-Барановского (1865-1919), В.И. Ленина (1870-1924), Я.Б. Струве (1870-1944), Я.А. Бердяева (1874-1948) и др. Центральное место в работах русских марксистов того времени занимает критика народнических идей самобытного пути России к социализму. По их мнению, в условиях капиталистического развития России движущей силой революции должен стать рабочий класс. В начале XX в. марксистское движение в России разделялось на два направления: реформистское (меньшевики — Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Г.В. Плеханов и др.) и радикально-революционное (большевики — В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л. Каменев и др.), которое, осуществив вооруженный захват власти, покончило как с самодержавием, так и с политическим плюрализмом.
В советское время, т.е. с 1917 г. до середины 1980-х годов господствующим направлением политической мысли был марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей. Теория Маркса в них дополнялась такими концепциями как построение коммунизма в отдельно взятой стране, создание материально-технической базы для построения коммунизма и т.п.
48 Понятие и функции выборов в политической системе
Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством голосования. Порядок участия избирателей в формировании органов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право — это:
1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле);
2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).
Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина выдвигать свою кандидатуру для избрания в выборные органы). Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом — это избирательный ценз.
Выборы дают возможность:
1) обеспечить политическое представительство граждан;
2) выразить их интересы;
3) разрешить назревшие в обществе конфликты;
4) обновить состав политической элиты;
5) подтвердить или пересмотреть принципы распределения общественных благ;
6) повлиять на политику государства, а при необходимости — определить направление дальнейшего пути общественного развития;
7) интегрировать общество, усовершенствовать существующие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность
власти;
8) обеспечить политическое просвещение граждан.
Функции выборов:
• Легитимация власти.
• Определение содержания политики, выбор политического курса на период до следующих выборов.
• Функция контроля: в день голосования граждане дают оценку деятельности должностных лиц, избранных на прошлых выборах.
• Функция показателя состояния политической жизни в стране.
Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит:
1) от правовых норм, которые в совокупности образуют избирательное право;
2) от избирательного процесса, который включает:
а) назначение выборов;
б) регистрацию избирателей;
в) организацию избирательных округов и образование избирательных участков;
г) выдвижение кандидатов;
д) проведение голосования;
е) определение результатов голосования (подсчет голосов);
ж) распределение депутатских мандатов.
В ходе избирательного процесса реализуются нормы законодательства о выборах, испытывается эффективность различного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпочтения различных социальных групп, обсуждаются самые насущные проблемы общества и государства. В определенных исторических условиях при значительном расширении прав и свобод в короткие сроки происходит рост активности избирателей, и результаты выборов способны радикально изменить направление общественного развития. В таких случаях выборы принято называть «ошеломляющими». Роль выборов в каждой конкретной политической системе определяется не только их результатами, но также их ходом и последствиями (включая наличие или отсутствие массовых выступлений сторонников проигравших кандидатов, а также позицию наблюдателей относительно соответствия порядка подготовки и проведения выборов критериям демократичности). Важным фактором избирательного процесса является политическая культура граждан, их отношение к своему избирательному праву. Таким образом, любые выборы являются индикатором демократичности государства и политической зрелости общества.
46 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ.
В каждом государстве в зависимости от политического режима, от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов, складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение простых граждан в политику называется политическим участием.
Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий как политическая деятельность и политическое поведение.
Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы. Политическая деятельность - это реализация политической стратегии и тактики осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Другими словами - это деятельность политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных и неинституционализованных участников из общей политической деятельности полностью исключить нельзя.
Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности, мотивационную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы принимающих участие в том или ином политическом процессе.
Политическое участие - это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет, прежде всего, об участии в политике простых граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной компании.
Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Но в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе не желают в нем участвовать, другие не участвуют из-за своей общей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям, есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель две с половиной тысячи лет назад. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравновешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.
В политической теории выделяют следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
• теория рационального выбора - человек, стремящийся к реализации своих интересов, стремится получить выгоду от политического участия;
• участие как стремление защитить свои интересы, например, предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
• участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной политической партии, движения;
• желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
• понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
• понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.
Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое - это когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.
Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основные типа:
• участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
• участие требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
• девиантное участие — использование неконституционных, в том числе, и насильственных методов с целью свержения существующего режима.
Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Но наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.
В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан—мобилизационная. Несанкционированные властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.
34 Полт поцесс сущность и структура
Политический процесс - процесс функционирования и развития политической системы общества. Он происходит в результате взаимодействия (противодействия) субъектов и участников политики по поводу определенного объекта (объектов).