Политическое манипулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Политическое манипулирование - способ и приемы скры­того управления политическим сознанием и по­ведением людей с целью принудить их действовать (или без­действовать) вопреки собственным интересам.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ..doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Идеи П. Чаадаева обострили интерес к прошлому и буду­щему России, способствовали формированию в 30-е годы XIX в. двух течений политической мысли — западников (П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Т.Н. Грановский, В.П. Бот­кин, К.Д. Кавелин и др.) и славянофилов (К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков, Н.Я. Дани­левский, К.Н. Леонтьев и др.). Западники исходили из идеи общности исторических судеб России и Запада. Славянофилы, наоборот, утверждали, что единой общечеловеческой циви­лизации нет, а русское общество развивается по собственно­му пути, основополагающими ценностями которого являют­ся православная вера и крестьянская община.

Интересы самодержавия отражены в учении, получившем название теории официальной народности, сформулированном графом С. Уваровым (1786—1855) в виде триады «правосла­вие, самодержавие, народность».

Революционно-демократическую идеологию развивали ради­кально настроенные мыслители В.Г.Белинский (1811—1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Единственным средством свержения самодержавия они счи­тали народное восстание, революцию. Верховная власть на­рода, по их мнению, осуществима в виде республиканской фор­мы правления, созданной на основе крестьянской общины.

Идеи демократии и крестьянского социализма развивались в теории и практике народничества, в котором оформились два направления — революционное и либеральное. Идеологами ре­волюционного народничества являлись М.А. Бакунин (1814—1876), П.Л. Лавров (1823-1900), Л.Н. Ткачев (1844-1885). Представи­тели либерального народничества — Н.К. Михайловский (1842— 1904), Я.Ф. Даниельсон (1844-1918), В.П. Воронцов (1847— 1918) и др.

В конце XIX в. в России появляется марксизм, представ­ленный творчеством Г.В. Плеханова (1856-1918), М.И. Ту-ган-Барановского (1865-1919), В.И. Ленина (1870-1924), Я.Б. Струве (1870-1944), Я.А. Бердяева (1874-1948) и др. Центральное место в работах русских марксистов того време­ни занимает критика народнических идей самобытного пути России к социализму. По их мнению, в условиях капитали­стического развития России движущей силой революции дол­жен стать рабочий класс. В начале XX в. марксистское движе­ние в России разделялось на два направления: реформистское (меньшевики — Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Г.В. Плеха­нов и др.) и радикально-революционное (большевики — В.И. Ле­нин, Л.Д. Троцкий, Л. Каменев и др.), которое, осуществив вооруженный захват власти, покончило как с самодержави­ем, так и с политическим плюрализмом.

В советское время, т.е. с 1917 г. до середины 1980-х годов господствующим направлением политической мысли был марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей. Теория Маркса в них допол­нялась такими концепциями как построение коммунизма в отдельно взятой стране, создание материально-технической базы для построения коммунизма и т.п.

               48 Понятие и функции выборов в политической системе

Выборы - это способ формирования органов государст­венной власти и местного самоуправления посредством го­лосования. Порядок участия избирателей в формировании орга­нов государственной власти определяется правовыми нормами. Избирательное право — это:

1)    совокупность юридических норм, регулирующих об­щественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле);

2)    право граждан участвовать в конституционно-право­вых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле).

Различают активное избирательное право (право гражда­нина избирать) и пассивное избирательное право (право гражда­нина выдвигать свою кандидатуру для избрания в выборные органы). Совокупность всех граждан государства, обладаю­щих активным избирательным правом и внесенных в избира­тельные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допу­щения граждан к пользованию избирательным правом — это избирательный ценз.

Выборы дают возможность:

1)   обеспечить политическое представительство граждан;

2)   выразить их интересы;

3)   разрешить назревшие в обществе конфликты;

4)   обновить состав политической элиты;

5)   подтвердить или пересмотреть принципы распределе­ния общественных благ;

6)   повлиять на политику государства, а при необходимо­сти — определить направление дальнейшего пути обществен­ного развития;

7)   интегрировать общество, усовершенствовать существую­щие в нем каналы коммуникации, укрепить легитимность

власти;

8)              обеспечить политическое просвещение граждан.

Функции выборов:

•   Легитимация власти.

•   Определение содержания политики, выбор политического курса на период до следующих выборов.

•   Функция контроля: в день голосования граждане дают оценку деятельности должностных лиц, избранных на про­шлых выборах.

•   Функция показателя состояния политической жизни в стране.

Выполнение выборами своих функций в политической системе зависит:

1)   от правовых норм, которые в совокупности образуют избирательное право;

2)    от избирательного процесса, который включает:

а)              назначение выборов;

б)              регистрацию избирателей;

в)              организацию избирательных округов и образование избирательных участков;

г)              выдвижение кандидатов;

д)              проведение голосования;

е)              определение результатов голосования (подсчет голосов);

ж)              распределение депутатских мандатов.

В ходе избирательного процесса реализуются нормы зако­нодательства о выборах, испытывается эффективность раз­личного рода политических структур, выявляются ценности политической культуры общества, идеологические предпоч­тения различных социальных групп, обсуждаются самые на­сущные проблемы общества и государства. В определенных исторических условиях при значительном расширении прав и свобод в короткие сроки происходит рост активности из­бирателей, и результаты выборов способны радикально из­менить направление общественного развития. В таких случаях выборы принято называть «ошеломляющими». Роль выборов в каждой конкретной политической системе определяется не только их результатами, но также их ходом и последствиями (включая наличие или отсутствие массовых выступлений сто­ронников проигравших кандидатов, а также позицию наблю­дателей относительно соответствия порядка подготовки и проведения выборов критериям демократичности). Важным фактором избирательного процесса является политическая культура граждан, их отношение к своему избирательному пра­ву. Таким образом, любые выборы являются индикатором де­мократичности государства и политической зрелости общества.

46 ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ.

          В каждом государстве в за­висимости от политического режима, от уровня раз­вития гражданского общества и политической куль­туры граждан, от исторических традиций и других факторов, складывается та или иная форма и степень вовлеченности граж­дан в политический процесс. Такое вовлечение простых граж­дан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сход­ных по смыслу понятий как политическая деятельность и по­литическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой сово­купность организованных действий субъектов политики, на­правленных на реализацию общих задач политической систе­мы. Политическая деятельность - это реализация полити­ческой стратегии и тактики осуществляемая прежде всего институционализированными субъектами политики (государ­ственными органами, политическими партиями, группами давления и др.). Другими словами - это деятельность полити­ческих профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. Хотя и непрофессиональных и неинституционализованных участников из общей политической деятельнос­ти полностью исключить нельзя.

Политическое поведение отражает качественную ха­рактеристику участия и деятельности, мотивационную и эмоциональную составляющую в действиях индивида или группы принимающих участие в том или ином политичес­ком процессе.

Политическое участие - это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет, прежде всего, об участии в политике простых граж­дан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной компании.

     Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране. Но в реальной жизни часть граждан, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе не желают в нем участво­вать, другие не участвуют из-за своей общей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принци­пиальным соображениям, есть категория граждан, не име­ющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еще Аристотель две с половиной тысячи лет назад. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка (наиболее стабильные и уравно­вешенные в обществе) мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие ми­тингуют.

В политической теории выделяют следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:

•  теория рационального выбора - человек, стремящийся к реализации своих интересов, стремится получить выгоду от политического участия;

•  участие как стремление защитить свои интересы, на­пример, предотвратить сокращение производства в определен­ной отрасли промышленности;

•  участие как выражение лояльности существующему режиму власти или как акт поддержки той или иной полити­ческой партии, движения;

•  желание жизненного успеха и общественного призна­ния через участие в политике;

•  понимание общественного долга и реализация соб­ственных гражданских прав;

•  понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;

мобилизационное участие - использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы при­влечь граждан к участию в том или ином политическом ме­роприятии. Например, во времена СССР человека, отказы­вавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки цен­ными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое - это когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществля­ется через своих представителей. Например, всенародно из­бранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политичес­кое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основные типа:

•  участие-солидарность, направленное на поддержку су­ществующей политической системы;

•  участие требование или протест, направленное на ча­стичное или радикальное изменение существующего курса раз­вития общества;             

•  девиантное участие — использование неконституцион­ных, в том числе, и насильственных методов с целью сверже­ния существующего режима.             

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политичес­кого режима власти. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции как выдвижение требований для принятия необхо­димых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Но наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, поли­тическое участие является эффективной формой политичес­кой социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, до­пускается лишь одна форма политического участия граждан—мобилизационная. Несанкционированные властью инициати­вы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации един­ства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводят­ся парады, шествия, митинги, выборные компании число уча­стников, формы проведения и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуля­ции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

 

34 Полт поцесс сущность и структура

Политический процесс - процесс функционирова­ния и развития политической системы общества. Он происходит в результате взаимодействия (противодей­ствия) субъектов и участников политики по поводу опреде­ленного объекта (объектов).

Информация о работе Политическое манипулирование