Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, реферат
Политическое манипулирование - способ и приемы скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
55 ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ.
Политическое манипулирование - способ и приемы скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Существуют несколько способов политического манипулирования:
• Манипулирование, основанное на лжи и обмане. Такое манипулирование носит авантюристический характер. Но если «манипулятор» учитывает недостаточную информированность людей, их эмоционально-психологическое состояние и желание (готовность) слушать то, что он говорит, то люди начинают верить манипулятору и сами становятся ретрансляторами (передатчиками) ложной информации.
• Манипулирование, основанное на полуправде. «Манипулятор» подробно освещает малозначительные детали, которые действительно имеют место быть. Этим он завоевывает доверие аудитории или электората. Но при этом умалчивает о более важных фактах или дает им ложную интерпретацию.
• Манипулирование, основанное на популизме. «Манипулятор» , обладая хорошими ораторскими данными и способностями убеждать, обещает людям решить их наиболее насущные проблемы, например, повысить пенсии, снизить налоги и т.д. При этом он может манипулировать какими-то цифрами, результатами исследований, доказывая, что выполнить данные им обещания не составит труда. На деле же манипулятор осознает невыполнимость своих обещаний, но люди ему верят, потому что слышат то, что желают услышать от потенциального представителя власти.
Создание социальных мифов как способ манипулирования. Наиболее преуспели в создании мифов такие тоталитарные режимы, как коммунистический в СССР и фашистский в Германии. Большевики создали миф о будущем коммунистическим рае, который неизбежно наступит для всего человечества. Многие люди старшего поколения и в наше время не утратили веру в этот миф. Фашистский режим в Германии создал миф о великой германской (арийской) нации, которой самой судьбой предопределено править миром. Создание мифов приносит политические дивиденды и сейчас. Так, например, в начале 90-х годов XX в. главный инициатор ваучеризации страны А.Б. Чубайс всячески распространял миф о том, что через несколько лет на каждый ваучер можно будет приобрести автомобиль, а то и два. Народ в большинстве своем поверил и в итоге оказался обманутым.
• Наклеивание ярлыков как способ манипулирования. Для компрометации своих оппонентов, «манипулятор» без доказательств наделяет личность или социальную группу (политическую партию) унизительной и оскорбительной кличкой или эпитетом, например: «фашисты», «националисты», «красно-коричневые» и др.
• «Подготовка карт» или искажение фактов. С помощью откровенной фальсификации, искажения действительных фактов или сфабрикованных опросов общественного мнения, людям внушают мысль о неизбежной победе той или иной партии или политического лидера. При этом манипулято может и не дискредитировать главных своих оппонентов, и навязчиво намекать на то, что данная партия или лидер не имеют никаких шансов на успех, и голосовать за них не имеет смысла.
• Контроль за средствами массовой информации (СМИ). Если СМИ находится в руках тех или иных политических сил, то для них открываются самые широкие возможности для манипулирования. Дозированная подача информации создает положительный образ одних и негативный образ других. Весь трагизм положения заключается в том, что оппоненты не имеют возможности высказывать свое мнение и защищать свои интересы. Особенно актуальной эта проблема является на окраинах России, там, где почти все СМИ находятся в руках местной администрации.
66 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Из всего многообразия явлений, в современном политическом процессе можно выделить следующие наиболее значимые и весьма противоречивые тенденции:
• усиление интеграционных процессов и возникновение глобальной мировой системы взаимодействия;
• стремление США и других стран Запада к мировому господству;
• возникновение и развитие новых геополитических центров;
• конфронтация между различными типами цивилизаций.
Рассмотрим каждую из названных тенденций
1. Современное мировое общество из ранее атомизированных, изолированных стран все более превращается в единую взаимозависимую систему. Внедрение международного права в межгосударственные отношения по сути создает основу для возникновения единого правового поля.
Изменилось соотношение внутренней политики. Внутренняя политика государств в большей степени стала зависеть от внешних факторов, снизился их национальный суверенитет. Увеличилась роль транснациональных структур, международной правящей элиты и экономически развитых стран.
2. Многие тысячелетия международные отношения строились на приоритете силы над правом. Более сильные государства создавали великие империи, порабощая народы целых
континентов. Насилие или угроза насилием являлась главным инструментом международной политики. Относительно мирные периоды мировой истории были обусловлены тем, что на
международной арене возникал баланс сил между противостоящими друг другу мощными государственными образованиями (империями, группами государств).
С распадом Советского Союза (1991 г.) был нарушен сложившийся после Второй мировой войны баланс сил между СССР и США, между военными блоками - НАТО и «Варшавским Договором». В настоящее время США, как самая мощна супердержава, стремится диктовать свои условия всему Мировому сообществу. А блок НАТО (созданный в 1949 г. как оборонительный военно-политический союз) превратился в инструмент агрессии против независимых государств. Так в 1999 г. без санкций Совета Безопасности ООН, блоком НАТО была со вершена военная агрессия против суверенного государства Югославии. В результате была полностью разрушена инфра структура страны. В 2003 г. США и Англия совершили агрессию против суверенного государства Ирак. И это далеко и единственные случаи, когда США и НАТО совершали несанкционированные ООН военные акции против суверенных государств. Целью силовых акций является разрушение одних ~ устрашение других государств, не желающих подчинятся дик тату США и их партнеров.
Несмотря на внешние, формальные успехи глобализации, ее результатами в основном, пользуются наиболее развитые страны. Западный мир и Япония, на словах пропагандируют идею «мира без границ», на деле «самоизолируются». Так, в настоящее время примерно 72% мировых инвестиций приходятся на капиталовложение США, ЕС (Европейского Союза) и Японии друг в друга.
Правящие элиты наиболее развитых стран не хотят общечеловеческого будущего.
Разрабатываемая Западом политическая теория «золотого миллиарда» предполагает что в условиях ограниченных природных ресурсов Земли, только один миллиард людей, проживающих в наиболее развитых странах мира, может еще одно - два столетия обеспечивать себе комфортные жизненные условия. Остальное население, согласно этой теории, обрекается на нищенское существование, деградацию и вымирание. Подобная учесть уготовлена и России.
3. Стремление США к мировому господству встречает все более решительное сопротивление со стороны других стран Мира. В самом Североатлантическом блоке нет полного единства. В последние годы Евросоюз по многим международным проблемам имеет свою, отличную от США, точку зрения. А введение единой европейской валюты «Евро», является прямым вызовом американскому доллару, подрывая его монополию на мировом финансовом рынке. Таким образом, в западной Европе постепенно формируется самостоятельный геополитический центр, который в будущем может стать соперником США на международной арене.
Экономическое соперничество США и Японии приводит к тому, что Япония постепенно отдаляется от США и сближается со своими азиатскими соседями. Вполне вероятно, что вокруг Японии может сформироваться новый геополитический «центр силы».
Китай уже длительное время проводит самостоятельную, неподконтрольную США, международную политику, постепенно превращаясь в «сверхдержаву» глобального масштаба. К середине XXI в. Китай может стать основным соперником США в борьбе за мировое лидерство.
Неплохие шансы стать в XXI в. общемировой державой имеются и у Индии. Эта страна обладает ядерным оружием, имеет более чем миллиардное население и поддерживает хорошие темпы экономического развития.
10 Особенности развития политической мысли России
Возникнув в рамках философско-религиозной традиции, русская политическая мысль выполняла практические функции, связанные, прежде всего, с обоснованием притязаний власти. В соответствии с этапами становления и развития русской государственности можно выделить следующие периоды развития русской политической мысли России:
1) период Киевской Руси (IX—XIII вв.);
2) период образования и укрепления Московского государства (XIV-XVI вв.);
3) период становления и усиления абсолютизма (XVII -XVIII вв.);
4) период разложения феодально-самодержавного строя (XIX - начало XX вв.);
5) советский период (1917-1991);
6) постсоветский период (с 1991 по сей день).
В период Киевской Руси (X—XIII вв.) политическая мысль обосновывала необходимость объединения русских земель, укрепления власти князей. Определяющее значение в ее развитии имело официальное принятие в 988 г. византийского (греко-православного, восточного) христианства. С христианством на русские земли проникают новые представления о происхождении государства, правомерности господства правящей династии, путях укрепления власти. Политико-философские категории в этот период рассматриваются с позиции христианской морали. Высказывается идея ответственности князя перед народом. Божественный характер княжеской власти обосновывается обращением к традиционным общинным ценностям, власть князя над подданными представляется так же, как власть отца над детьми. К сочинениям этого периода относятся: «Слово о Законе и Благодати» (1049) митрополита Илариона, «Повесть временных лет» (1113), «Поучение Владимира Мономаха» (1125), свод правовых актов XI—XIII вв. «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» (1229) и др.
В XIV—XVI вв. центром объединения русских земель стало Московское государство. В политической мысли на первый план вышли проблемы обоснования неограниченной власти монарха и проблема соотношения церковной и государственной власти. В религиозных спорах оформились течения «нестяжателей» — последователей Нила Сорского (1433—1508), и «стяжателей», позже названных иосифлянами, по имени их идейного лидера, игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1439-1515). Первые требовали лишения церкви ее богатств и направления всех усилий церкви на духовное совершенствование. Вторые выступали за сохранение экономического могущества церкви.
Перспективы Русского государства на международной арене нашли отражение в теории «Москва — третий Рим», сформулированной в XVI в. монахом Филофеем (ок. 1465—1542). История человечества, считал Филофей, представляет собой историю возникновения, торжества и гибели трех мировых царств. Первое и второе мировые царства — Древний Рим и Византия — погибли из-за отступления от истинного христианского учения. Последнее, третье царство, оставшееся после гибели Византии в 1453 г. под натиском турок, — Москва. До скончания мира ей суждено быть центром христианского мира, а русскому народу — хранителем чистоты истинного, т.е. православного христианства.
Необходимость ограничения всевластия монарха отстаивалась в этот период князем Андреем Курбским (1528—1583) в его переписке с Иваном Грозным. В «Истории о великом князе Московском» Курбский выступал за сословно-представительную монархию. Идеи повышения эффективности царской власти были предложены писателем И. Пересветовым, разработавшим программу реформ в системе управления, военной организации, законодательства и судоустройства. Условиями величия государства, на его взгляд, должны стать абсолютная власть царя, опирающегося на служилое дворянство, правовое оформление деятельности органов власти, распределение поощрений по заслугам. Предложенные Пересветовым реформы были впоследствии осуществлены Иваном Грозным.
Со 2-й половины XVII в. происходит преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Возникают идеи просвещенного абсолютизма, которые отстаиваются Ф. Прокоповичем (1681-1736), В.Н. Татищевым (1686-1750), И. Посошковым (165—1756). Неограниченная власть монарха в них оправдывается с позиций разума и общего блага.
Идеи Просвещения способствовали также критике абсолютизма и феодальных отношений, которая нашла отражение в книге А. Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву». На основе идей «человеческого естества» Радищев выдвигал идеал народного правления в форме федерации свободных городов по примеру Древнего Новгорода.
Политические идеи России XIX - начала XX вв. развивались под влиянием процессов разложения феодально-самодержавного строя. Как и на Западе, в России этого времени оформились различные идеологические течения. Либерализм в России начала XIX в. представлен либерально-дворянским течением, к которому относились М. Сперанский (1772-1839) и Н. Карамзин (1766-1826), а также дворянско-революционным (декабристским) течением в лице М. Бестужева-Рюмина (1801-1826), П. Пестеля (1793-1826), Н. Муравьева (1795-1843) и др.
Место России в мировом историческом процессе попытался осмыслить П. Чаадаев (1794-1856). В его работе «Философические письма» была высказана мысль, что у России нет собственных традиций, а русские составляют исключение среди народов и существуют будто бы только для того, чтобы преподать великий урок миру.