Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

Оглавление

Введение 3
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования 6
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование 14
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда 16
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов 18
3. Виды манипулирования 22
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


36

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

в г. Брянске

 

 

Кафедра политологии, государственного и муниципального управления

Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ,  ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ»

 

по курсу « Психология управления»

 

 

 

 

                                          Студент

Селезнев Д. А.

группа ГВЗ 10/1

 

Научный руководитель

Курачев Д. Г.

д-р филос. наук,

профессор кафедры

Брянск 2012


                                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение                                                                                                                  3

1.      Манипулирование                                                                                                                         6

   1.1 Сущность манипулирования                                                                          6

             1.2 Характеристика манипулирования                                                                              10

2.      Сущность манипулирования                                                                                            14

   2.1 Манипуляция и манипулирование                                                  14  

             2.2              Управление и манипулирование. Пропаганда                               16

   2.3  Интересы общие, частные. Манипулирование

             как реализация корыстных интересов                                                    18                                                                 

              3. Виды манипулирования                                                                          22

     3.1. Экономическое                                                                                                                        22

    3.2. Политическое                                                                                                                        24

     3.3. Бюрократическое                                                                                                          26

    3.4  Идеологическое              и психологическое                                                                29              Заключение                                                                                                                                      34

Список литературы                                                                                                                        37         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья,    система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

Психология управления позволяет выйти за формаль­ные рамки организации общества и увидеть более сложный уровень социальной реальности — мир социальных отноше­ний и взаимосвязей, который неизбежно вносит заметные коррективы в деятельность «людей руководящих». Изучение и овладение знаниями о социальных отношениях, умение ис­пользовать их в управленческой деятельности — все это ис­ключительно важно для современного типа управленца.

Управленческое воздействие играет важ­ную роль в управлении человеком и обществом. Управлен­ческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состо­яние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффек­тивными приемами воздействия на людей в целях управле­ния их деятельностью и поведением — в числе самых суще­ственных в социологии и психологии управления. Успеш­ное и эффективное выполнение управленческой деятельнос­ти требует умения строить взаимодействие с людьми на ос­нове знания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей.

Использованная мною литература, в основном, состоит из учебных пособии по социологии и психологии управления, ряда статей и монографий, посвященных данной тематике.

В данной работе будет рассмотрена одна из форм социального управления, имеющая непосредственное отношение к управленческому воздействию – манипулирование. Успешное влияние на людей, манипулирование и побуждение их к опреде­ленным действиям невозможно без учета законов человечес­кого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, ибо их действия проявляются неоднозначно, носят веро­ятностный характер. Ведь все люди различны и, кроме того, никогда не бывает двух одинаковых ситуаций. А все искус­ство управления людьми и вся наука мотивации в том и со­стоит, чтобы, правильно понимая ситуацию и особенности конкретных людей и не забывая о необходимости подчине­ния действию объективных законов поведения людей, выби­рать именно такие методы воздействия, манипулирования и влияния на людей, которые попросту не могут не вызвать желаемой реакции, желаемой линии поведения, которая вела бы к достижению поставленных целей.

Конечно же, объектом социологического познания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. В данном случае объектом исследования является характеристика основных видов манипулирования: экономических, политических, бюрократических,  идеологических, психологических.

Цель исследования – рассмотреть основные виды манипулирования, выделить их основные черты.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 

1) изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия, манипуляций тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания;

2) попытаться из огромного и многообразного скопления реальных фактов манипуляции выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов манипуляции, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;

3) объяснить, почему в системе и структуре манипуляций появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Методологические принципы данного исследования – объективность, системность, комплексность, взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов.

Данная работа структурно состоит из введения, трех глав, разбитых на подглавы, заключения. Первая глава носит теоретический характер. Во второй главе дан краткий обзор такого явления как манипуляция. Третья и глава содержит анализ различных видов манипуляций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      МАНИПУЛИРОВАНИЕ

 

 

1.1 Сущность манипулирования

 

Манипуляция (от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука) - система приемов социально-психологического воздействия на массы с целью изменения их взглядов и поведения в желаемом для манипулирующего направлении.

М. Битянова: "Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими"[1].

П.С. Таранов дает такую трактовку манипуляции: "Исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализованнная, но обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные"[2].

Особенность манипулирования состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлением, постигаемым в чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?[3]

Манипуляция в переносном значении - это стремление "прибрать к рукам", "приручить" другого, "заарканить", "поймать на крючок", то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Однако метафора прибирания к рукам - хоть и стержневой признак, но отнюдь не единственный, конституирующий психологическую манипуляцию. В процессе своего становления этот признак был дополнен другими качествами. Во-первых, для манипуляции характерны искусность, ловкость, мастерство исполнения. Действительно, топорно состряпанное воздействие не подпадает под то интуитивное ощущение манипуляции, которым мы привыкли руководствоваться. И, во-вторых, манипуляция предполагает создание иллюзии. Не имело бы смысла называть некое действие манипуляцией, если бы оно совершалось явно[4].

Манипуляция - это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели. Соответственно, манипуляция, манипулирование в корыстных целях - это побуждение другого к достижению целей, определенных корыстным интересом манипулятора.

Манипулирование осуществляется главным образом с помощью средств массовой информации. Приемы манипуляции разнообразны: сознательная неадекватная актуализация событий, идей, мнений, обычаев, стереотипов поведения; искаженное освещение исторического прошлого и явлений современности; односторонний подбор фактов и аргументов и т.д. Широко используются языковые средства, например, манипуляция терминалами, технология подачи информации (акценты, иллюстрации, сюжеты и пр.)[5].

Одной из причин широкого применения технологий манипуляции считается стереотипность мышления современного человека, это позволяет манипулятору на основе существующих в сознании стереотипов конструировать ложную картину мира при помощи создания новых или модификации старых систем стереотипов в массовом сознании. Основой существования и распространения стереотипов считается явный недостаток надежных, проверенных знаний из соответствующих областей жизни. Внедрение сообщения в сознание происходит либо с опорой на уже существующие стереотипы с их одновременным усилением или корректировкой с помощью смещения акцентов в сообщении, либо путем их замещения другими, более эмоционально окрашенными. Стереотипы глубоко затрагивают весь процесс восприятия, участвуют в создании устойчивых взглядов, при этом нередко они искажают реальность, создают иллюзорную картину мира, в рамках которой человек начинает действовать. Схематичность мышления задает определенные реакции на стандартизированный посыл. Стоит отметить, что стереотипы представляют собой систему убеждений и установок, они не зависят от социального опыта человека, поэтому "внедрив в сознание людей те или иные убеждения и установки, манипулятор получает возможность изменить отношение индивида к реальности независимо от его социального опыта!"[6].

Стереотипы внедряются в подсознание с помощью эмоций. При этом используются базовые человеческие потребности и страхи: потребность в любви и защите, одобрении, страх перед неопределенностью, сексуальные инстинкты, чувство долга, справедливости, вины и т.д.

В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству. Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда. Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

Информация о работе Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое