Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа
Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.
Введение 3
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования 6
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование 14
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда 16
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов 18
3. Виды манипулирования 22
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы
36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. Брянске
Кафедра политологии, государственного и муниципального управления
Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
«ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ»
по курсу « Психология управления»
Селезнев Д. А.
группа ГВЗ 10/1
Научный руководитель
Курачев Д. Г.
д-р филос. наук,
профессор кафедры
Брянск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов
3. Виды манипулирования
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы 37
ВВЕДЕНИЕ
Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.
Психология управления позволяет выйти за формальные рамки организации общества и увидеть более сложный уровень социальной реальности — мир социальных отношений и взаимосвязей, который неизбежно вносит заметные коррективы в деятельность «людей руководящих». Изучение и овладение знаниями о социальных отношениях, умение использовать их в управленческой деятельности — все это исключительно важно для современного типа управленца.
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Проблемы овладения научно обоснованными и эффективными приемами воздействия на людей в целях управления их деятельностью и поведением — в числе самых существенных в социологии и психологии управления. Успешное и эффективное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми на основе знания психологических факторов, научных приемов и способов воздействия на людей.
Использованная мною литература, в основном, состоит из учебных пособии по социологии и психологии управления, ряда статей и монографий, посвященных данной тематике.
В данной работе будет рассмотрена одна из форм социального управления, имеющая непосредственное отношение к управленческому воздействию – манипулирование. Успешное влияние на людей, манипулирование и побуждение их к определенным действиям невозможно без учета законов человеческого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, ибо их действия проявляются неоднозначно, носят вероятностный характер. Ведь все люди различны и, кроме того, никогда не бывает двух одинаковых ситуаций. А все искусство управления людьми и вся наука мотивации в том и состоит, чтобы, правильно понимая ситуацию и особенности конкретных людей и не забывая о необходимости подчинения действию объективных законов поведения людей, выбирать именно такие методы воздействия, манипулирования и влияния на людей, которые попросту не могут не вызвать желаемой реакции, желаемой линии поведения, которая вела бы к достижению поставленных целей.
Конечно же, объектом социологического познания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. В данном случае объектом исследования является характеристика основных видов манипулирования: экономических, политических, бюрократических, идеологических, психологических.
Цель исследования – рассмотреть основные виды манипулирования, выделить их основные черты.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия, манипуляций тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания;
2) попытаться из огромного и многообразного скопления реальных фактов манипуляции выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов манипуляции, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;
3) объяснить, почему в системе и структуре манипуляций появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.
Методологические принципы данного исследования – объективность, системность, комплексность, взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов.
Данная работа структурно состоит из введения, трех глав, разбитых на подглавы, заключения. Первая глава носит теоретический характер. Во второй главе дан краткий обзор такого явления как манипуляция. Третья и глава содержит анализ различных видов манипуляций.
1. МАНИПУЛИРОВАНИЕ
1.1 Сущность манипулирования
Манипуляция (от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука) - система приемов социально-психологического воздействия на массы с целью изменения их взглядов и поведения в желаемом для манипулирующего направлении.
М. Битянова: "Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими"[1].
П.С. Таранов дает такую трактовку манипуляции: "Исполненная коварства, но всегда внешне пристойная и чистая, изощренная по способу осуществления, обычно театрализованнная, но обставленная акция одного человека или группы лиц в намерении нарушить или разрушить чужие интересы, чтобы привести к торжеству и победе интересы собственные"[2].
Особенность манипулирования состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлением, постигаемым в чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?[3]
Манипуляция в переносном значении - это стремление "прибрать к рукам", "приручить" другого, "заарканить", "поймать на крючок", то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Однако метафора прибирания к рукам - хоть и стержневой признак, но отнюдь не единственный, конституирующий психологическую манипуляцию. В процессе своего становления этот признак был дополнен другими качествами. Во-первых, для манипуляции характерны искусность, ловкость, мастерство исполнения. Действительно, топорно состряпанное воздействие не подпадает под то интуитивное ощущение манипуляции, которым мы привыкли руководствоваться. И, во-вторых, манипуляция предполагает создание иллюзии. Не имело бы смысла называть некое действие манипуляцией, если бы оно совершалось явно[4].
Манипуляция - это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели. Соответственно, манипуляция, манипулирование в корыстных целях - это побуждение другого к достижению целей, определенных корыстным интересом манипулятора.
Манипулирование осуществляется главным образом с помощью средств массовой информации. Приемы манипуляции разнообразны: сознательная неадекватная актуализация событий, идей, мнений, обычаев, стереотипов поведения; искаженное освещение исторического прошлого и явлений современности; односторонний подбор фактов и аргументов и т.д. Широко используются языковые средства, например, манипуляция терминалами, технология подачи информации (акценты, иллюстрации, сюжеты и пр.)[5].
Одной из причин широкого применения технологий манипуляции считается стереотипность мышления современного человека, это позволяет манипулятору на основе существующих в сознании стереотипов конструировать ложную картину мира при помощи создания новых или модификации старых систем стереотипов в массовом сознании. Основой существования и распространения стереотипов считается явный недостаток надежных, проверенных знаний из соответствующих областей жизни. Внедрение сообщения в сознание происходит либо с опорой на уже существующие стереотипы с их одновременным усилением или корректировкой с помощью смещения акцентов в сообщении, либо путем их замещения другими, более эмоционально окрашенными. Стереотипы глубоко затрагивают весь процесс восприятия, участвуют в создании устойчивых взглядов, при этом нередко они искажают реальность, создают иллюзорную картину мира, в рамках которой человек начинает действовать. Схематичность мышления задает определенные реакции на стандартизированный посыл. Стоит отметить, что стереотипы представляют собой систему убеждений и установок, они не зависят от социального опыта человека, поэтому "внедрив в сознание людей те или иные убеждения и установки, манипулятор получает возможность изменить отношение индивида к реальности независимо от его социального опыта!"[6].
Стереотипы внедряются в подсознание с помощью эмоций. При этом используются базовые человеческие потребности и страхи: потребность в любви и защите, одобрении, страх перед неопределенностью, сексуальные инстинкты, чувство долга, справедливости, вины и т.д.
В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству. Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда. Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты: