Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

Оглавление

Введение 3
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования 6
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование 14
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда 16
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов 18
3. Виды манипулирования 22
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

В данной работе попытался кратко выделить основную суть как самого явления – манипуляция, так и входящих в него компонентов.

Успешное выполнение управленческой деятельности тре­бует навыков и умения строить взаимоотношения с людьми, быть способным убеждать и оказывать побуждающее воз­действие и т.п. Общим для любых методов воздействия яв­ляется необходимость тщательной подготовки управляюще­го воздействия: определяется цель диалога, изучаются пси­хологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается так­тика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие повлиять на планируемый контакт.

Не следует преувеличивать и опасность роботизации че­ловека, превращения его в руках манипулятора в «послуш­ное средство». Действительно, регулярное использование одних и тех же механизмов ведет к стереотипизации пове­денческого репертуара адресата. В результате создается как минимум психологическая установка. Однако такую же ди­намику изменений предусматривает подавляющее большин­ство воспитательных систем, берущихся «сформировать», «привить», «воспитать», «обучить» и т.п. Среди них педаго­гические, политические, религиозные и прочие системы. В общественном мнении существует определенное представление о допустимостимых пределах манипулятивного воздей­ствия. Если же субъект управления переступает такие грани­цы, это встречает осуждение.

Но с другой стороны не стоит забывать, что от манипулирования не свободен никто, т. к. среда обитания (и информационная в том числе) действует на всех. Фактически в результате массированной атаки на сознание человека у него изменяется не только взгляды (изменить точку зрения можно не манипуляцией, а простым обманом), но и сам характер мышления. Уже не сам человек думает, а некто думает за него, в человека вкладывают табу, стереотипы, программируют сознание и поведение.

Тенденции и явления, о которых говорилось выше, привели мир к зарождению принципиально новой глобальной формы тоталитаризма наряду с уже знакомыми принудительной и экономической формами тоталитаризма. Это информационно-психологический, по-другому - манипулятивный тоталитаризм или тоталитарная манипулятивная демократия. Для информационно-манипулятивного тоталитаризма характерно то, что человек не просто вынужден подчиниться тоталитаризирующему воздействию (прямое рабство), но превращается в марионетку с программируемыми желаниями, мыслями, оценками, реакциями. Отличительная черта такого «информационного раба» - то, что он не понимает, не видит, как им манипулируют, продолжает считать себя свободным и самостоятельным человеком, делающим осознанный выбор. Это не просто обман, не прямое принуждение, а скрытое управление, превращение субъекта в объект, информационное насилие над внутренним миром, сознанием и волей человека (т. е. над всем тем, что принято называть душой).

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список литературы

 

1.      Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Кибанова – М.,ИНФРА-М, 1998

2.      Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Т. Поршнева. – М., ИНФРА-М, 2003

3.      Управление персоналом: Уч.пособие./ Под ред. Т.Ю.Базарова – М., ЮНИТИ, 1998

4.      Основы менеджмента: Учебник / Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высшая школа, 2001.

5.      Теория управления: Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2006.

6.      Под ред. Колесникова Ю.С. Прикладная социология. М., 2001.

7.      Техника дезинформации и обмана. / Под общ. ред. Я.Н. Засурского - М.: Мысль, 1978

8.      Е. Бабосов  Конфликтология: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

9.      Веснин В.Р. Менеджмент: Уч.пособие. – М., Проспект, 2003

10. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.,2001

11. Грачев Г., Мельник И.  Манипулирование личностью. М., 2003

12. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

13. Е. Доценко Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1997

14. Зенченко Г.П. Социология управления. Серия "Высшее образование". Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.

15. Магомедов К.О. Социология государственной службы. - М. 2000.

16. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000.

17. Кравченко А.И. Тюрина И.О. Социология управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект, 2004.

18. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005

19. Кот В. Поле борьбы - информационное пространство // Военный парад. - 1997, N 6.

20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении: Учебник. – М.,2001.

21. Таранов П.С. Приемы влияния на людей.  Симферополь, 1995.

22. Столяренко Л.Д.  Психология управления:.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2007 

23. Суворова Г.А.   Психология деятельности: Учеб. пособие/Г. А. Суворова.-М.:ПЕР СЭ, 2003                             

24. Суходольский Г.В. Организационная психология. Учебник. – М.: Гуманитарный центр, 2004.

25. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М. 2000, С 38

26. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999.

27. Шевелёв В.Н. Социология управления. Уч.пособие. – Ростов-на-Дону., Феникс, 2004  

 

 



[1] Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994., С. 12.

[2] Таранов П.С. Приемы влияния на людей.  Симферополь, 1995, С. 478.

[3] Под ред. Колесникова Ю.С. Прикладная социология. М., 2001., С.16

[4] Е. Доценко Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1997, С.59

[5] Е. Бабосов  Конфликтология: Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 38

[6] Автандил Цуладзе Большая манипулятивная игра. М. 2000, С 38

[7] Панкратов В. Н. Манипуляции в общении: Учебник. – М.,2001. С.115

[8] Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Кибанова – М.,ИНФРА-М, 1998. – с.156

[9] Шевелёв В.Н. Социология управления. Уч.пособие. – Ростов н/Д., Феникс, 2004. – с.221

[10] Е. Доценко Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1997, С.86

[11] Георгий Грачев, Игорь Мельник Манипулирование личностью. М., 2003, С. 198

[12] Техника дезинформации и обмана. / Под общ. ред. Я.Н. Засурского - М.: Мысль, 1978.

[13] Кот В. Поле борьбы - информационное пространство // Военный парад. - 1997, N 6, с. 86-87.

[14] Почепцов ГГ. Психологические войны. - М.: Рефл-бук, 2000.

[15] Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. - СПб., М.: Нева - Олма-пресс, 2002.

[16] Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005

 

[17] Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.,2001 – с.71

[18] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 1999. С. 98

[19] Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Т. Поршнева. – М., ИНФРА-М, 2003.

[20] Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Т. Поршнева. – М., ИНФРА-М, 2003

 

[21] Управление персоналом: Уч.пособие./ Под ред. Т.Ю.Базарова – М., ЮНИТИ, 1998. – с.86

[22] Веснин В.Р. Менеджмент: Уч.пособие. – М., Проспект, 2003. – с.171

[23] Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Т. Поршнева. – М., ИНФРА-М, 2003 – с.433

[24] Панкратов В.Н. Манипуляции в общении: Учебник. – М.,2001. – с.45


Информация о работе Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое