Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

Оглавление

Введение 3
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования 6
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование 14
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда 16
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов 18
3. Виды манипулирования 22
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

В эту же группу входят методы "фильтрации информационного потока". Методы фильтрации информации в обществе могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие методы: "заслонка", "односторонний негативный вентиль", "открытый вентиль", "двусторонний открытый вентиль", "временной селектор", "многозвенный селективный вентиль" и воздействие на эмоциональный и подсознательный уровень субъекта[13].

Были также разработаны методы частной фильтрации информации, позволяющие снизить эффективность одного или нескольких сообщений. Прием "зонтик" основан на механизме, когда сообщение просто не достигает запланированного потребителя. Прием "воронка" построен так, что сообщение нейтрализуется суммарным действием иных сообщений. Подмена в массовом сознании информации одного сообщения другим посредством выделения его более важными приоритетами получила название "колесо". Прием "замена" строится на том, что сомнению подвергается не информация сообщения, а ее источник или медиатор[14].

Многие специалисты по риторике и аргументации считают, что убеждение как метод воздействия на человека не относится к технологиям манипуляции. Мы полагаем, что следует четко разводить аргументацию и убеждение, применяемые как инструменты выявления истины, и аргументы, используемые для псевдологического обоснования предлагаемых индивиду изменений в его сознании и поведении. Этот инструментарий можно назвать манипулированием техниками аргументации. Сегодня для работы с общественным мнением пропаганды и фильтрации информации недостаточно. На первый план выходят способы подачи информации в СМИ, базирующиеся на проведении всевозможных общественных обсуждений, экспертировании и прогнозировании развития событий в зоне конфликта. Среди множества журналистских приемов и методов можно выделить следующие: сопоставление позиций сторон, сопоставление мнений экспертов, причинно-следственный анализ событий, аргументированное опровержение, экспертный комментарий опросов общественного мнения, результаты опросов общественного мнения, публикация мнений рядовых участников конфликта, позитивное прогнозирование и негативное прогнозирование[15].

 

2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование как реализация корыстных интересов

 

Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей. Объективные потребности обычно не совпадают с наилучшими интересами, субъективно понимаемыми людьми, обществом и государством. Процесс преобразования объективных потребностей в интересы происходит под влиянием многих субъективных факторов, в силу чего возможно несовпадение интересов людей, общества и государства. Понятие интерес также отражает краткосрочные и долгосрочные общественные потребности, которые могут по-разному пониматься государством и обществом.

Предположим, что у каждого человека в силу самого факта его существования имеются "основные" интересы. Следовательно, "общечеловеческий интерес" можно понимать как заинтересованность человека в искоренении войн и бедности, а также в борьбе с нарушениями прав человека и деградацией окружающей природной среды. Эти четыре проблемы можно определить как ценности мирового порядка: мир без национальных военных арсеналов; экономическое благополучие для всех обитателей Земли; универсальные права человека и социальная справедливость; экологическое равновесие. Иными словами, общечеловеческий интерес нацелен на обеспечение долгосрочного выживания человеческого вида и улучшение качества жизни всех людей. Общечеловеческий интерес не подразумевает различий между правительственной элитой и ее сторонниками, с одной стороны, и всем населением страны - с другой. Более того, он не подразумевает и приоритета населения какой-либо одной страны. Человеческое сообщество при этом как бы расширяется по горизонтали, включая все страны, и по вертикали, охватывая все классы. Следовательно, общечеловеческий интерес становится основой для примирения всех других "видов" интересов, ибо все государства и народы должны в идеале стремиться к созданию условий для нормального развития людей, которое не будет угрожать существованию человека как биологического вида[16].

На международной арене государство в большинстве случаев действует, исходя из своих высших (оптимальных) интересов. Способность выражать интересы общества в целом на международной арене не означает, что государство может выражать внутренние интересы всего общества. В этой связи также возникает вопрос, как можно субъективно определить высшие (оптимальные) интересы общества. Общества представляют собой отнюдь не простые социальные организмы. Они состоят из классов, политических партий и групп давления. Кроме того, многие из этих групп дифференцируются по политическим, экономическим, этническим, религиозным и другим признакам. Несмотря на такие внутренние различия, внешняя политика государства представляет интересы общества в целом через такие институты как министерство иностранных дел. Возможность действий общества как единого социального организма через институт правительства (т.е. через компонент государства) зависит от степени совпадения общественных интересов (интересов всего общества) и интересов государства (или правительства). Иногда интересы государства и общества полностью идентичны, но иногда государство не может (или не желает) точно отражать интересы общества.

Фундаментальные потребности общества в независимом и благоприятном социальном развитии страны в целях анализа можно назвать "общественными интересами". Они включают: обеспечение национальной безопасности; независимость и суверенитет; территориальную целостность; невмешательство других стран во внутренние дела данного общества; мирное развитие. Учет этих целей позволяет увидеть, как общественные интересы могут вступать в противоречие с интересами государства (правительства). Например, в вопросе о гарантиях национальной безопасности, между обществом и государством могут возникать разногласия по поводу средств достижения этих целей. Конфликт (или противоречие) может быть вызван и действиями лица, принимающего решение в области внешней политики, которые могут вступать в противоречие с национальными интересами, ибо его интерес вступает в конфликт с его ролью во внешнеполитической системе и вполне может доминировать над этой ролью.

Индивидуальные интересы относятся к переменным характеристикам лиц, регулярно принимающих внешнеполитические решения в национальных обществах (президенты, премьер-министры, председатели партий, диктаторы и т.д.). Их характеристики включают личные пристрастия, восприятия, убеждения, ценности, опыт и атрибуты социального происхождения. Индивидуальные интересы, которые выявляются с точки зрения внешней политики и национальной безопасности, относятся к внутренним субъективным интересам.

Интересы пребывают в процессе постоянного изменения. Эти изменения могут быть носить эволюционный или мгновенный характер, который определяется лишь скоростью изменений и промежутком времени, в течение которого они происходят.

Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбирают лишь первостепенные. Процесс их определения для государства неразрывно связан с политической борьбой, в которой активно участвуют различные социальные слои общества, в том числе политики и чиновники. Это связано с корыстными интересами и манипулированием как реализацией корыстных интересов.


                        3.     ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

 

         3.1. Экономическое манипулирование

Экономическое манипулирование — это элемент экономического меха­низма, с помощью которого обеспечивается поступательное раз­витие организации. Важнейшим экономическим методом управ­ления   является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические ме­тоды управления. Основой   общественных отношений людей, ведущим фактором реализации их коренных, материальных интересов, достижения социальных целей, являются экономические отношения. В регулировании положения роли человека в системе экономических отношений, направлении и стимулировании процессов экономической деятельности людей, социальном контроле за выполнение социально-экономических программ, состоит содержание социально-экономической функции (деятельности человека), социального управления. Реализация этой функции базируется на использовании закона соответствия производственных отношений производственным силам, их главному элементу -  человеку, его социальным действиям, качествам.

Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей  и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую активность человека, его творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда.

Регулирование системы экономических отношений связано, прежде всего, с воздействием на отношение собственности и распределения. В интересах оптимального проявления их стимулирующего действия социального управление осуществляет поиск и внедрение новых форм реализации собственности, организации и стимулирование труда, отношений владения, пользования и распоряжения, в рамках которых человек объективно исполняет роль хозяина на рабочем месте, в трудовом коллективе,  обществе в целом.

С другой стороны, экономические  манипулирования должны создать положение человека  в системе распределительных отношений, что бы его личная материальная заинтересованность, стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенного труда, качества и количества его результата. Социальное управление разрешает объективно существующие, постоянно воспроизводящиеся противоречия между личными и общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые действия и мотивы деятельности людей на пути реализации социального целей.[17]

Успех здесь завит от того насколько социальное  управление находит способы выполнения своей социально-экономической функции.

При рыночной системе хозяйствования в условиях свободно­го рынка и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов манипулирования. Они становятся важнейшим условием созда­ния целостной, эффективной и гибкой системы управления эко­номикой организации.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функ­ционирования любой организации, которая имеет четко разрабо­танные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов манипулирования имеет иной характер. Так утверждается, что организация — свободной товаро­производитель, который выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План эко­номического развития является основной формой обеспечения ба­ланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресур­сами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спро­са и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирую­щего значения.

Для достижения поставленных целей необходимо четко опреде­лить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономи­ческого развития. Таким образом, роль экономических методов манипулирования за­ключается в мобилизации трудового коллектива на достижение ко­нечных результатов.

 

3.2  Политическое манипулирование

 

Существует много определений политического манипулирования. По Г. Франке, это «психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Р. Борецкий пишет: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате - и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности»[18].

Главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.

 

Политическое манипулирование находиться в тесном диалектическом единстве с экономическим видом манипулирования. Взаимно определяя друг друга, эти методы приводят в движении социальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономика обуславливает политическую деятельность, возможные политические действия. И, тем не менее, первенствующая роль принадлежит политике, которая служит наиболее активным средством преобразования общества. 

Комплексное использование различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы психологических операций и разнообразных пропагандистских акции и рекламных кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и в условиях международных конфликтов, но и как присущее внутриполитической деятельности. И в этом состоит еще одна его характерная особенность.

Характеризуя социально-политический вид управления, следует рассмотреть две ее составляющие. Одна отражает содержание политики, которая выражается в ее социальных целях, проведении их в жизнь. Другая, не менее важная, показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социально политической функции с точки зрения механизмов ее реализации. Социально политическая функция управления состоит в организации системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях[19].

Информация о работе Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое