Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Социальное управление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

Оглавление

Введение 3
1. Манипулирование 6
1.1 Сущность манипулирования 6
1.2 Характеристика манипулирования 10
2. Сущность манипулирования 14
2.1 Манипуляция и манипулирование 14
2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда 16
2.3 Интересы общие, частные. Манипулирование
как реализация корыстных интересов 18
3. Виды манипулирования 22
3.1. Экономическое 22
3.2. Политическое 24
3.3. Бюрократическое 26
3.4 Идеологическое и психологическое 29 Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т.д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Жертвы манипуляций тоже несут свою долю ответственности, поскольку люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

Манипулятор - личность, использующая других людей для достижения своих целей. Человек очень часто может не понимать, что сам является манипулятором или объектом манипуляции. Что особенно важно, зачастую сама личность этого не осознает.

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности. Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью. Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение". От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что "манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других"[7].

 

1.2    Характеристика манипулирования

 

В управленческой практике часто встречаются ситуации, когда цели управле­ния расходятся с целями и интересами объектов управлен­ческого воздействия. В таких случаях приходится преодоле­вать естественное сопротивление управляемой системы и субъект управления прибегает к приему, который называет­ся манипулированием. Т.е., он не просто управляет, воздей­ствуя на объект, но как бы полностью игнорирует его, пре­небрегая его интересами. Ценность человеческой личности манипулятор сводит к полезности с точки зрения собствен­ных сиюминутных интересов.

Манипулятивные воздействия, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

Манипуляция – 1) сложный приём в ручной работе, требующий большой точности; ловкая проделка, ухищрение; 2) подтасовка фактов и другие подобные действия для достижения неблаговидной цели; 3) система способов идеологического воздействия на население с помощью средств массовой информации для достижения каких-либо целей правящего класса. В управленческой деятельности манипулирование подразумевает способы оказания психологического давления на коллективы, отдельные личности при проведении реорганизации, формировании общественного мнения, проведения переговоров.[8]

По содержанию манипуляция и манипулирование — это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам.

Однако многозначность социально-психологического фе­номена манипуляции не позволяет дать какое-то конкретное определение только в русле социологии или психологии.

Понятие «манипуляция» употребляется в следующих значениях. Во-первых, как обо­значение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов скрытого принужде­ния людей. Во-вторых, манипуляция используется как обо­значение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «ма­нипулирование общественным мнением» и «манипулирова­ние общественным сознанием», «межличностные манипуля­ции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п. В-третьих, понятие манипуляции используется для обо­значения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.[9]

В социологии управления рассматриваются несколько видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздей­ствия выступают как составные элементы процесса социаль­ного управления и коммуникации. Манипуляцию порожда­ет ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участ­ников коммуникации. Целевая коммуникация, где в самой коммуникации внешняя для нее цель не объявляется откры­то или, более того, скрывается специальными средствами, является манипуляционной коммуникацией. Целевая комму­никация и коммуникация понимания, где помимо любых внутренних или внешних для коммуникации целей выполняется условие достижения взаимопонимания участниками коммуникации, является конвенциональной коммуникаци­ей. Обязательным условием действенности манипу­ляции является сокрытие как факта воздействия, так и наме­рений манипулятора.

Способы скрытого пси­хологического принуждения человека как межкультурного со­циально-психологического феномена социального взаимодей­ствия издавна широко распространено в различных культу­рах. Многоликость проявлений тайного принуждения чело­века в зависимости от культурно-исторических и социальных условий трансформировалась в многообразие понятий, отра­жающих практику их использования в социальном взаимо­действии и общении люден. Аферы, махинации, блеф, мо­шенничество, стратагемы, манипуляции, политические инт­риги, мистификации, провокации, психологическое и тай­ные операции, рекламные кампании, дезинформация — вот далеко не полный набор понятий, которые использовались и используются для обозначения проявлений феномена тайно­го принуждения человека.

Способы тайного принуждения людей в различных куль­турах широко применяются в разнообразных сферах соци­ального взаимодействия. В самом общем виде традицион­ными областями их использования выступают дипломатия, военное искусство, тайная деятельность спецслужб (особенно интенсивно в деятельности разведки и контрразведки), конкурентная борьба в экономической сфере, политическая борьба. Деятельность соответствующих организационных структур в этих сферах как бы пронизана сетью человечес­ких взаимоотношений и контактов. От решений конкретных людей с их личностными характеристиками, индивидуаль­но-психологическими особенностями, собственным жизнен­ным и профессиональным опытом, от их симпатий и анти­патий, привычек, взглядов, привязанностей и т.п. зависят судьбы и благополучие или неблагополучие множества дру­гих людей, важные социальные, экономические и полити­ческие изменения в обществе.

Использование тайного принуждения людей в этих сфе­рах характеризуется некоторыми специфическими особенно­стями, которые отличают использование способов скрытого психологического принуждения в повседневной жизни боль­шинства людей. Во-первых, это наличие и использование специальных процедур выбора объектов и технологий воз­действия (способы, средства, временная последовательность и территориальное распределение и т.д.). В качестве объек­тов могут выступать конкретные лица, социальные группы и организации, население определенных регионов и стран. Во-вторых, наличие организационных структур (управлений, отделов, департаментов, частей, подразделений и т.п.) и спе­циалистов по применению методов скрытого психологичес­кого принуждения людей. В-третьих, наличие специальных структур и процедур выявления признаков использования способов скрытого психологического воздействия и защиты от них.

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ МАНИПУЛЯЦИИ

 

2.1 Манипуляция и манипулирование

 

В управленческой практике часто встречаются ситуации, когда цели управления расходятся с целями и интересами объектов управленческого воздействия. В таких случаях приходится преодолевать естественное сопротивление управляемой системы, и субъект управления прибегает к приему, который называется манипулированием. Т.е., он не просто управляет, воздействуя на объект, но как бы полностью игнорирует его, пренебрегая его интересами. Ценность человеческой личности манипулятор сводит к полезности с точки зрения собственных сиюминутных интересов.

По содержанию манипуляция и манипулирование - это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели и интересы объекта управления. Социальная практика свидетельствует, что понятие "манипуляция" употребляется в следующих значениях. Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов скрытого принуждения людей. Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия "манипулятивное воздействие", "психологические манипуляции", "манипулирование общественным мнением" и "манипулирование общественным сознанием", "межличностные манипуляции", "социально-политические манипуляции личностью" и т.п. В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.

Однако многозначность социально-психологического феномена манипуляции не позволяет дать какое-то конкретное определение только в русле социологии или психологии Обычно исследователь акцентирует характеристики, имеющие значимость для него или для анализа проблематики в русле конкретного исследовательского подхода.

Е.Л. Доценко предлагает следующее определение манипуляция это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями[10].

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации.

Коммуникационные стратегии различаются на коммуникативные и некоммуникативные. Последние нередко называют манипулятивными. Соответственно, коммуникационное действие является актом не только коммуникационным, но иногда имеющим внекоммуникационную природу: например, в том случае, когда для взаимопонимания необходимо осуществлять дополнительные шаги по нейтрализации специальных средств сокрытия внекоммуникационной цели манипуляции. Обязательным условием действенности манипуляции является сокрытие как факта воздействия, так и намерений манипулятора. В этой связи Г.В. Грачев и И.К. Мельник связывают манипуляцию с тайным принуждением личности[11].

При рассмотрении способов тайного принуждения чело века можно выделить две основных группы ситуаций, различающихся по специфичности условий и используемым технологиям психологического воздействия. Во-первых, ситуации, в которых человек является объектом воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации.

 

2.2 Управление и манипулирование. Пропаганда

 

Долгое время главным методом информационно-психологического воздействия была пропаганда. Ее можно охарактеризовать как прямое, жесткое воздействие на аудиторию. Еще в 30-х годах прошлого столетия в США Институтом анализа пропаганды были сформулированы шесть основных манипулятивных приемов, которые и по сей день составляют ядро большинства манипулятивно-пропагандистских схем воздействия. Они еще известны как "азбука пропаганды": приклеивание или навешивание ярлыков, "сияющие обобщения" или "блистательная неопределенность", перенос (или трансфер), ссылка на авторитеты, свидетельства или свидетельствования, "свои ребята" (или игра в простонародность), "общий вагон", "общая платформа" (или "фургон с оркестром")[12].

Манипулирование осуществляется главным образом с помощью средств массовой информации. Приемы манипуляции разнообразны: сознательная неадекватная актуализация событий, идей, мнений, обычаев, стереотипов поведения; искаженное освещение исторического прошлого и явлений современности; односторонний подбор фактов и аргументов и т.д. Широко используются языковые средства, например, манипуляция терминалами, технология подачи информации (акценты, иллюстрации, сюжеты и пр.)

В число приемов контроля над информационными потоками прежде всего следует включить метод "Ограничительные меры". Суть метода состоит в ограничении доступа аудитории к пропаганде, нарушении работы "пропагандистского аппарата" конкурента. Необходимо отметить, что ограничительные меры никогда не бывают полностью эффективными. В избирательных кампаниях использование ограничительных мер трансформируется в работу по сбору и уничтожению наглядной агитации конкурентов, нарушению циклов производства и распространения пропаганды конкурента. Например, в одной из избирательных кампаний одна из сторон организовала внеочередное праздничное мероприятие на типографии, в которой печаталась наглядная агитация конкурентов, что привело к срыву ее плана распространения и в конечном итоге к существенному отставанию другой стороны.

Информация о работе Характеристика основных видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое