Содержание основных приемов политического манипулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования стали крупнейшие избирательные кампании, состоявшиеся в России 1990-х (выборы Президента РФ, Государственной Думы РФ), так как именно на примере общенародных выборов хорошо виден политический процесс в части манипулирования общественным мнением, результаты которого видны по итогам этих электоральных циклов. Для достижения указанной цели в этой работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
— анализ существующих нормативных актов, определяющих правовое поле формирования властных элит, на предмет соответствия этого поля реально сложившейся практике;
— выявление основных злоупотреблений при формировании общественного мнения в период выборов, причем как вступающих в противоречие с действующим законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества;

Оглавление

Введение
Часть 1. Политическое манипулирование: понятие, содержание,
история 6
Часть 2. Политическое манипулирование в системе правовых
норм 19
2.1. Тактика проведения избирательной кампании и
формирование имиджа 24
2.2. Приёмы эффективной «белой» манипуляции 27
Часть 3. Внеправовое политическое манипулирование 30
Часть 4. Создание и внедрение в массовое сознание нужных
манипуляторам социально-политических представлений (мифов) 43
Заключение 45
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Politicheskie_manipulyatsii.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Чувашский  государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Технологии в избирательной  кампании»

на тему: Содержание основных приемов политического манипулирования

 

 

 

 

Выполнено: студентом  4 курса

ФУ  «Реклама»  з/о

Трященко Весной

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Содержание:

 

Введение

Часть 1. Политическое манипулирование: понятие, содержание,

история           6

    Часть 2. Политическое манипулирование в системе правовых

норм            19

2.1. Тактика  проведения избирательной кампании  и 

формирование  имиджа         24

2.2. Приёмы эффективной  «белой» манипуляции   27

Часть 3. Внеправовое политическое манипулирование   30

Часть 4. Создание и внедрение в массовое сознание нужных

манипуляторам социально-политических представлений (мифов) 43

    Заключение          45

    Список использованной литературы      49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема взаимоотношений  власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином «политика» начали с сократовских времен определять науку управления людьми. Платон в своем идеалистическом определении политики считал, что государству как управленческой структуре должны быть свойственны «...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». С другой стороны, выдающийся политик ХХ века Уинстон Черчилль цинично говорил, что политика — это умение «предвидеть и предсказать события, а затем грамотно объяснить, почему этого не случилось». Эти полярные точки зрения, очевидно, обозначают поле общественных дискуссий о власти. 

Когда в России на рубеже 1980-90-х произошли революционные  по масштабу политические и социальные изменения, превратив её в декларированно демократическую рыночную страну, изменился механизм формирования властных элит. Теперь главным способом для прихода к власти различных общественных сил и конкретных лиц, а также смены власти и ротации элит стали всеобщие, прямые, равные и тайные выборы. Именно путем всенародного голосования избирается глава исполнительной власти Российской Федерации — Президент РФ, нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума (законодательный орган), главы субъектов Федерации — губернаторы, представительные органы законодательной власти на местных уровнях. Избирать и быть избранным формально имеет право каждый гражданин РФ (кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством). 

Основной причиной успеха общественного движения, партии или конкретного кандидата на выборах является их рейтинг, то есть популярность. Поэтому особенное значение приобретает формирование претендентами на власть нужного им общественного мнения. Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т. е. уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу. 

Предметом исследования стали крупнейшие избирательные  кампании, состоявшиеся в России 1990-х (выборы Президента РФ, Государственной Думы РФ), так как именно на примере общенародных выборов хорошо виден политический процесс в части манипулирования общественным мнением, результаты которого видны по итогам этих электоральных циклов. Для достижения указанной цели в этой работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи: 

— анализ существующих нормативных актов, определяющих правовое поле формирования властных элит, на предмет соответствия этого поля реально сложившейся практике; 

— выявление  основных злоупотреблений при формировании общественного мнения в период выборов, причем как вступающих в противоречие с действующим законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества; 

— исследование тактических приемов, применявшихся  политтехнологами в наиболее масштабных избирательных кампаниях последних лет; 

— определение  роли и места правового и внеправового политического манипулирования в жизни современного российского общества; 

— выявление  механизмов внедрения в коллективное сознание определенных социально-политических установок; 

— обозначение  опасностей, которыми чревата постоянно  развивающаяся система политического манипулирования, указание на то, что эта система всё быстрее дрейфует в сторону информационно-манипулятивного тоталитаризма. 

Теоретической основой работы служат изученные труды видных отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов. Среди них — Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др. Многие материалы относятся к числу малоизвестных широкой публике. Также автором использованы ряд нормативных актов РФ и материалы сети Интернет. В первой главе упор сделан на теоретические и законодательные аспекты системы политического манипулирования и формирования общественного мнения, во второй анализируются конкретные избирательные кампании, послужившие своеобразным полигоном для применения и совершенствования теоретических разработок в области влияния на массовое сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория политического манипулирования  в современной России

 

Часть 1. Политическое манипулирование: понятие, содержание, история

 

Совершенно очевидно, что такие термины, как политическая реклама, политический маркетинг, PR, предвыборная агитация и т. д. и сами по себе, и в соотнесении друг с другом требуют чёткой формулировки. Однако все эти определения, в применении которых обычны неразбериха и путаница, всего лишь элементы общей системы политического манипулирования, и определение этого понятия наиболее важно для различения всего остального. Манипулирование, т. е. скрытое управление, присутствует при всяком взаимодействии между людьми. 

Политическое  манипулирование — понятие, объемлющее рекламу, PR, вообще все средства, вырабатывающие у человека устойчивые социально-политические представления и побуждающие его к той или иной политической деятельности (в основном — к поддержке одних фигур и неприятию других). Политологи-макиавеллисты (надо заметить, что на выводах Никколо Макиавелли базируются многие принципы управления как авторитарных, так и демократических современных государств) считают, что политика и есть искусство манипулирования людьми. 

Политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Обычно понятию манипуляции придаётся негативный оттенок. Мы постараемся избежать такой оценки и отнестись к феномену политического манипулирования более спокойно — ведь манипулирование в тех или иных формах присутствует в любом обществе, начиная с древнейших и заканчивая всеми современными. С этим приходится считаться. «Манипуляции бывают необходимы и полезны, — пишет А. Цуладзе. — Однако где та грань, за которой заканчивается полезное действие манипуляций? На этот вопрос пока ответа не найдено». Очевидно, что феномен манипуляции заслуживает самого серьёзного изучения. В первой части главе дипломной работы мы постараемся раскрыть важнейшие теоретические аспекты политического манипулирования с «привязкой» к современной России.

Для всякого  манипулирования характерна некоторая  закрытость, иллюзия, невидимый механизм, психологическое воздействие на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений. С. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» приводит несколько определений манипуляции, сделанных различными учёными. По Г. Франке, это «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». Как считает Г. Шиллер, «успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Е. Доценко поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск». Р. Борецкий пишет: «Под пропагандистской манипуляцией следует понимать последовательно и целенаправленно осуществляемое управление массовым сознанием (а через него, в результате — и поведением), обращённое преимущественно к иррациональной сфере восприятия, опирающееся на внушение и ставящее своей задачей предотвращение социальных конфликтов. Или короче: преднамеренное отклонение массового сознания от реальной действительности» [II, 32]. 

Поясним суть манипуляции  на примере простого арифметического  фокуса. Человеку предлагается выбрать  любое двузначное число (не называя его вслух), сложить каждую из двух цифр, образовывающих это число, и вычесть эту сумму из выбранного числа (пусть читающий эти строки проделает то же самое). Если получившееся в результате число — двузначное, то обе образующих его цифры опять складываются. Теперь манипулируемый должен найти европейскую страну на первую букву получившейся у него цифры и вспомнить большое животное на третью букву в названии этой страны. Разумеется, все эти операции он выполняет молча. И тут манипулятор ошарашивает «подопытного» итоговой фразой: «Носороги в Дании не водятся!» Эффект достигается присутствующей у манипулируемого уверенностью в возможности свободного выбора. Он не понимает, что возможность эта — фиктивная, что какое бы число он ни выбрал, после нескольких операций оно неизбежно превратится в число «9». Дальше — такая же иллюзия выбора: в Европе на «Д» существует только одна страна — Дания, а крупное животное на «Н» для абсолютного большинства — именно носорог (раз на тысячу встречаются оригиналы, называющие нарвала). Манипулируемый уверен в том, что действовал независимо, свободно и сознательно, тогда как манипулятор знал ход его мыслей — единственный возможный — наперёд. Здесь хорошо виден главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.

Цель политического  манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе  жизни российского общества эти  цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без  значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная). Таким образом, в узком понимании ПМ — это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний (широкое понимание ПМ выходит далеко за пределы избирательных кампаний). Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Согласно некоторым ученым в данной области политическое манипултрование предполагает следующие операции: 

— внедрение  в общественное сознание под видом  объективной информации желательного для некоторой группы содержания;

— воздействие  на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.

— реализация декларируемых  и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает  с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Для успешного  решения задач и достижения целей существуют средства политического манипулирования, которые называются политическими технологиями (их ядро — избирательные методики, используемые в период предвыборных кампаний). Средства политического манипулирования можно классифицировать по различным критериям. По совместимости с действующим законодательством они делятся на регламентируемые законом и выходящие за пределы правовых норм, по способу воздействия — на прямые и скрытые, по функции — на PR (поддержание связи с общественностью), агитацию (призыв к действию) и др., по форме — на агитационные, экономические, административные и провокационные, по содержательной направленности — на рекламу и антирекламу, по уровню воздействия — на межличностные, групповые и массовые, по информационным носителям — на печатные, электронные, наружные и т. д. 

Все средства политического  манипуливрования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Как пишет Э. Кассирер, «если современный человек больше не верит в натуральную магию, то он, без сомнения, исповедует некий сорт «магии социальной». Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. Э. Фромм доказывал, что политическое манипулирование лишает человека способности составить целостную картину мира, подменяет её абстрактной мозаикой из тенденциозно связанных между собой фактов . По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, — это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру». 

Информация о работе Содержание основных приемов политического манипулирования