Политическая культура российского общества: традиции и инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить традиционные элементы политической культуры в России, и проследить, наблюдаются ли тенденции ее изменения. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть признаки традиционной российской политической культуры; определить направление и основные черты ее изменения.

Оглавление

Введение 3

1. Основные традиции политической культуры России 4

2. Патернализм в политической культуре России 7

3. Типы политических культур в современной России 9

4. Политическая культура современной России 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

гОТОВЫЙ РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 31.52 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева» 

Кафедра философии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по политологии на тему

«Политическая культура российского общества: традиции и инновации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Выполнил: студент  гр. МРЗУ-91

                                                     Бондаренко Л. Д.

                                         Проверил: Сигида Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2010 
 
 
 

Введение 3

1. Основные традиции политической культуры России 4

2. Патернализм в политической культуре России 7

3. Типы политических культур в современной России 9

4. Политическая культура современной России 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Особенность политической культуры заключается  в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают  не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются  и воспринимаются, в каком контексте  подаются и т. д. Формы их реализации, их приятие или неприятие подавляющим  большинством населения во многом обусловливаются  основными характеристиками его  политической культуры. Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Необходимость осознания специфики современной политической ситуации в России обуславливает актуальность исследования условий формирования политической культуры в нашей стране, а также современных процессов трансформации политической культуры, связанных с коренными изменениями политической системы в России.

     Цель  данной работы – изучить традиционные элементы политической культуры в России, и проследить, наблюдаются ли тенденции  ее изменения. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть признаки традиционной российской политической культуры; определить направление и основные черты  ее изменения. 
 
 
 
 
 

  1. Основные  традиции политической культуры России
 

     Политическая  культура – составная часть общей  культуры, совокупный показатель политического  опыта, уровня политических знаний и  чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов. Одна из важнейших  функций политической культуры - политическая социализация граждан. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется как социокультурное существо, а с другой, он, являясь носителем политической культуры, включается в многогранный и динамичный процесс политических отношений.

     Специфика, обусловленная особенностями исторического  развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры. Буферное положение России (Руси) между  Европой и Азией издавна сделало  ее объектом экспансии, как с Запада, так и с Востока, местом пересечения  двух социокультурных типов: европейской  и азиатской, или, по терминологии К. Кантора, личностно-центрической, ставящей в центр внимания личность, ее свободу, естественные права и т. д., и социоцентрической, ориентирующейся на общество, коллектив, государство. Возникающие на этой основе дуализм, двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно находит свое отражение  в противоборстве западной модели развития и модели самобытного пути России.

     Являясь последовательницей византийской цивилизации, Россия восприняла от нее не только православие, но и культуру, прежде всего имперскую идею, реализация которой привела к превращению  страны в многоэтническую, разноязыкую  империю. Удержать целостность такой  огромной империи можно было только с помощью деспотической власти, сильного централизованного государства. Понимание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимости подчинения власти и государству. При этом власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в негативном отношении населения к ее представителям, особенно к чиновникам.

     Из  Восточно-Римской империи массовым сознанием был воспринят и  своеобразный космополизм - надэтничный, наднациональный характер как самой политической власти, так и государственности. Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны - частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой - соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. Начиная с реформ Петра I и по сегодняшний день политическая история России напоминает «зебру» - либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям.

     Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к политике, в современной  России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с  решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи рациональных аргументов; искусство  компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств  массовой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, массовые выступления  и движения в защиту тех или  иных требований и интересов; «завоевание  улицы», забастовки - локальные и общенациональные, экономические и политические; использование наиболее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Патернализм в политической культуре России
 

     Значимой  чертой российской политической культуры является патернализм. В современной  трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с  позиций «отеческой заботы» по отношению  к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом  отношениях. Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты  закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти  отношения авторитетом церкви. Таким  образом, патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закрепленным в  российской ментальности и политической культуре.

     Создавая  индустриальное общество, т. е. продвигаясь  в русле общемировой тенденции  развития, Россия одновременно усиливала  свою ориентацию на традиционные культурные ценности. Патернализм, как поведенческий  стереотип, пронизывал политическую культуру образованного общества. Естественно, что его проявления обозначались понятиями, адекватными времени. Наиболее распространенными словами, отражавшими  разные стороны патернализма, были попечение и покровительство, а  также производные от них.

     История советского периода подтверждает устойчивость сформировавшихся патерналистских  традиций. Все дети младшего школьного  возраста были октябрятами - внучатами Ильича. Четверть века страной управлял «отец народов» – И.В. Сталин. Партийные органы осуществляли функции опеки, надзирая, поощряя и наказывая граждан, руководствуясь нормами морального кодекса строителя коммунизма, а не Конституции СССР.

     Актуальность  проблем патернализма подтверждается и событиями наших дней, когда  сложившаяся в постсоветский  период ситуация продемонстрировала потребность  народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и  защиты, которые он рассматривает  как нечто априорное, как обязательную функцию власти. Патерналистские  традиции можно отнести к «коллективному бессознательному», то есть архетипу культуры, усвоенному человеком в процессе социализации, и который управляет его поведением на уровне подсознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Типы  политических культур  в современной  России
 

     Традиционное  и индустриальное общества, сосуществующие в одно и то же время, дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический. Переходное состояние российского  общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие  как элементов тоталитарной культуры, так и демократической. Часто  применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».

     Экстремальные условия России, ставящие ее в течение  длительного времени на грань  выживания, породили мобилизационный  тип политической культуры, ориентирующий  на достижение чрезвычайных целей. Поэтому  широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым  методам и одновременно не популярны  идеи компромиссов, консенсусов, и т. д. В сочетании со слабостью демократических  традиций, личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью.

     В России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская. В  результате воздействия множества  факторов как исторического, так  и современного плана политическая культура современного российского  общества внутренне противоречива. В ней представлено множество  субкультур - авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т. д. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

     Однако  особенность современного этапа  политической культуры российского  общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политическая  культура современной  России
 

     На  содержание и уровень развития современной  политической культуры российского  общества значительное влияние оказывают  следующие процессы:

  • радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;
  • изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;
  • переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

     Все эти процессы диктуют необходимость  серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

Информация о работе Политическая культура российского общества: традиции и инновации