Политическая культура российского общества: традиции и инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить традиционные элементы политической культуры в России, и проследить, наблюдаются ли тенденции ее изменения. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть признаки традиционной российской политической культуры; определить направление и основные черты ее изменения.

Оглавление

Введение 3

1. Основные традиции политической культуры России 4

2. Патернализм в политической культуре России 7

3. Типы политических культур в современной России 9

4. Политическая культура современной России 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

гОТОВЫЙ РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 31.52 Кб (Скачать)

     В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи [3] выделяют следующие:

     - ценности коммунитаризма - приоритет  групповой справедливости перед  принципами индивидуальной свободы; 

     - индифферентное отношение к политическому  участию;

     - персонализированное восприятие  власти;

     - предрасположенность к конформизму;

     - неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

     - подданническое отношение к власти;

     - правовой нигилизм;

     - нетерпимость к другим мнениям,  принципам;

     - некритическое восприятие зарубежного  опыта, копирование его сомнительных  образцов;

     - предрасположенность к силовым  методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

     Свое  предназначение в качестве инструмента  консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить  лишь при условии преодоления  конфронтационности различных в  ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно  предпринимаются всеми политическими  силами.

     Исследователи пытаются описать политическую культуру России с точки зрения актуальных в настоящее время теорий модернизации, транзитологии, демократизации, рассматривая способность России перейти к  подлинно демократическому режиму. Попытки  эти осуществляются в нескольких направлениях: поиски демократической  субкультуры в рамках национальной, подлинно демократических институтов в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании (например, традиции самоуправления в крестьянских общинах, успешный опыт предпринимательства промышленников-старообрядцев  и т.п.).

     До 80-х гг. во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая («моностилистическая») модель. Замещение  советской политической культуры новой - процесс длительный и зависит, как считает Э. Баталов, по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

     С точки зрения А.Ахиезера «в основании  политической культуры должно лежать представление о том, что общество не может обеспечить свое существование  в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском  обществе – искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб».[1]

 

Заключение

 

     Происходящие  политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской  России формируется гражданская  культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников (Э.Баталов).[2]

     Первый  – современная отечественная  политическая практика, реализующаяся  как в нормативных актах, часть  из которых приобретает со временем легитимный характер, так и в неформализованных  обычаях и социально-политической практике.

     Второй  источник – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских «образцов» идет хаотично и бессистемно. Время будет  корректировать этот процесс, «отбирая», как это уже не раз случалось, начиная с петровских времен, то, что подходит России. Вероятнее всего  Запад и впредь останется для  России источником формирующейся гражданской  культуры.

     Третий  источник – национальная традиция. Политическая культура любого общества, тем более обладающего многовековыми  устойчивыми традициями, развивается  на основе преемственности. Так было и в России. При всех отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая естественным образом наследовала вторую. Более  того, некоторые элементы советской  культуры были превращенной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX века.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Ахиезер А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (Историко-культурное исследование) // Pro et Contra. 2002. №3.
  2. Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. №3.
  3. Пикалов Г.А. Политическая культура: концепция, модели, современность. СПб., 2001.
  4. Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.3. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

Информация о работе Политическая культура российского общества: традиции и инновации