Курс лекций по "Сравнительная политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций

Краткое описание

Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях

Файлы: 1 файл

конспект лекций.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ парламентов 

  1. Политический  парламент: классификации  и функции
  2. Структура и организация работы парламента
 
 
  1.   Политический парламент:  классификации и  функции
 

    Парламент (франц. говорить) – представительский орган законодательной власти, члены которого избираются путем голосования. Этот орган обладает монополией на принятие законов в государстве. Основная теория демократии (17018 в.) определила парламент как верховную власть в государстве. Парламент возник в 13 ст. в Англии.

    Названия: Украина – ВРУ

    Испания – Генеральные кортесы

    Германия  – Бундестаг

    Швейцария – Национальная Ассамблея

    Россия  – Гос.Дума

    Сербия  – Собор

    Португалия  – Ассамблея Республики 

    Парламенты  как правило ограничены следующими положениями:

    1 –  правительство пользуется правом  законодательной инициативы

    2 –  большинство правительственных  решений принимается и проводится  в жизнь без решения парламента. Парламент лишь ободряет общий  курс правительства.

    3 –  Правительства принимают решения об издании чрезвычайных законов

    4 –  контроль парламента за деятельностью  правительства постепенно ограничивается 

    5 –  принятия законов происходит  не только при участии исполнительной  власти, но и судебной 

    Парламент – это единственный институт, который может претендовать на представительство всего общества в целом. 

    Классификация парламентов.

    Основанием  классификации парламента является отношение представительного органа власти к исполнительной.

    Парламенты  бывают:

    1 –  доминирующие (наличие крайнего плюрализма, такие парламенты не способны формировать стойкие коалиции. Пример – Франция периода 4-й Республики)

    2 –  автономные парламенты контролируют  законодательный процесс,  не  могут быть распущены, их нельзя  принудить принимать не устраивающие их решения, не имеют достаточных рычагов для свержения исполнительной власти, не принуждают к жесткой партийной дисциплине, большое количество комитетов и подкомитетов. Примеры – США, Швеция.

    3 - ограниченно-автономные  парламенты - арена борьбы между правительством и оппозицией Пример - Великобритания.

    4 - подчиненные  - парламенты, где доминирует исполнительная  власть над законодательной (Франция  4-я Республика)

    5 - полностью  подчиненные парламенты - переходные  системы, где превалирует исполнительная власть (Узбекистан, Белоруссия, Татарстан, Туркменистан) 
     

    Функции парламентов:

    1- функция  легитимации власти

    2 - представительская  функция

    3 - рекрутирование  и социализация элиты

    4 - воздействие  на исполнительную властью и  контроль над ней 

    Роли  депутатов в парламенте:

    1 - слуги  избирателей (США)

    2 - роли  опекунов народа

    3 - выражение  депутатами мнения политической  силы

    4 -  роль зеркала общества 

    Голосование в парламенте может быть всеобщим, поименным и тайным. Все зависит  от того, какие особенности парламента и как голосуют. 
     
     
     

    Современные политические партии: сравнительный анализ 

    1. Актуальность изучения  института политических  партий

    2. Политические партии: типологии, функции

    3. Сравнительный анализ  партийных систем. Возможные переменные, условия и особенности 

    1. Актуальность изучения  института политических  партий 

    Интерес к институту политических партий возобновился в 90-е гг ХХ века. До этого - 20 лет забвения, единичные работы. Появляются сборники, монографии, журнал Party Politics (95 г.). Политические партии трансформировались, появились новые типы партий. партия как институт рассматривалась в системе отношений: гражданское общество-партия-государство. 

    Партия  остается одним из политических институтов, обеспечивающим механизм взаимодействия между гражданским обществом и государством.

    Партия  рассматривается как одна из переменных при анализе режимности политической системы, что вызывает необходимость  исследования этого института.

    Сегодня он находится в кризисе.

    Клаус фон Бейме выделяет 3 основных направления критики политических партий в 90-е гг.:

    1 - партии  угрожают нормативному понятию  общего блага

    2 - партии  изменяют свои функции, имеются  альтернативные институты, использующие  функции партий

    3 - партии  делятся на хорошо представленные  и недопредставленные 

    Кризис  постиг массовую партию, появляется много  институтов, которые выполняют различные  функции, ранее принадлежавшие массовой партии (группы интересов, демократические  движения и т.д.)

    Причину кризиса видят в исчерпаемости  тех форм демократии, в которую была включена массовая партия, пришедшие на смену всеохватные и картельные партии также свидетельствуют об упадке либеральной демократии.

    Ч.Лидбитер и Дж.Малган выделяют 3 кризисные характеристики демократии:

    1 - низкая  вовлеченность граждан в политический процесс

    2 - ограниченный  выбор (непонятный характер программ  партий)

    3 - бедный  результат (политическая система  является неэффективной, слабая  идеологическая направленность) 

       
     

2. Политические партии: типологии, функции 

Классификация и цели 

Американский  политолог Дж.Лаполамбара: "термин "партия" несет неодинаковый смысловую нагрузку".

4 признака  партии:

1 - партия - это организация, длительное  объединение людей на разных  уровнях политики от местного  до международного

2 - партия 0 носитель идеологии

3 - цель  партии - завоевание и осуществление  власти

4 - каждая  партия старается обеспечить  себе поддержку народа 

Политическая  партия - это тип негосударственного института, обладающая различными характеристиками и функциями: наличие формальной организационной структуры, участие в политической конкуренции за официальный контроль над властью, идеологическая доктрина, правовой статус.

Основные  функции партии: агрегация интересов, артикуляция интересов, участие  и победа на выборах, выдвижение альтернатив, социализация элиты. 

Существуют  типологии М.Дюверже, О.Хоркхаймера (66г.), Ж.Шарло (70г.), Сартори (76г.)

Сартори и Шарло составили классификацию  на основе Дюверже.

В начале 90-х годов появилась теория картельных партий. Она строится на сравнении  нового типа партии с предыдущими типами партий на основе различных критериев:

- исторический  контекст

- место  в система "гражданское общество - государство"

- внутренняя  организация партии

- особенность  производимой политики

- отношение  к выборам

- отношение к СМИ

Картельная  партия появляется там, где существует ее поддержка со стороны государства. 

Характеристики  типов политических партий:

Элитарные (кадровые партии) - неустойчивое членство, представители относятся к экономической, образовательной элите.

Массовые партии (19 в.) - социал-демократическая направленность, возникают в Германии, распространяются на Европу. Массовые партии отвечают за механизм рекрутирования политической элиты, являются связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Массовые партии носят строгую идеологическую направленность, мобилизационные партии, имеют свои СМИ, уделяют внимание внутрипартийной организации. Массовые партии - производные всеохватных политических партий (68г.)

Хоркхаймер  исследовал проблемы между государством и гражданским обществом: происходит эрозия жестких социальных границ между группами, что приводит к ослаблению политической идентификации у населения. Со временем всеохватные партии приобретают такие качества как возможность манипулировать государством в интересах своих клиентов.

Особенности картельных партий (как продолжением всеохватных):

- картельные  партии - механизм распределения  государственных постов между  профессиональными политиками

- стирается  связь партийной организации  и лидеров.

Сегодня связь между политикой и обществом исчезает: изменяются структуры электоральной конкуренции, они становятся определяемыми и регулируемыми. Партии изменяют отношение партийного членства, похожесть партийных программ, оградить участие партий от власти нельзя, стираются границы между властью и оппозицией, увеличивается роль лидера.  

Изучая  партийные системы, сравнительная  политология строится как поиск  зависимости между партийными системами  на электоральном, парламентном уровнях  и факторами электоральных и  социальных систем. 

Исследования  условий фракционализации парламентов: исследуются вопросы, касающиеся проблемы раздробленности политических структур, дифференциации партийных и парламентских  систем, рассматриваются причины, определяющие политическую дифференциацию.

Примером  партийной фракционализации парламента является работа Б.Пауела, которая сравнивает 27 стран за период с 1965 по 1976 годы. Им рассматриваются 84 случая выборов.

Факторы:

- особенность  электоральной системы

- социальная  дифференциация общества

- форма  государственного правления

Он доказывает, что уровень партийной фракционализации институтов определяется уровнем раздробленности  социальных структур, т.к. партии представляют особые интересы и проводят их в  парламент через процесс делегирования.

М.Дюверже определил каким образом избирательные системы влияют на партийные системы.

Самая сильная - плюральная система выборов  в один тур, которая ведет к  двухпартийной системе. Президентская  система государственного правления  также является определяющей при формировании партийной системы.

В качестве зависимой переменной Пауел выделяет фракционализацию парламента, которая  определяется индексом Райе:

1- сумма  доли Si2 мест партий в парламенте

Независимая переменная определяется 5 воздействующими  факторами:

Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"