Курс лекций по "Сравнительная политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций

Краткое описание

Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях

Файлы: 1 файл

конспект лекций.doc

— 286.00 Кб (Скачать)
">2 - политический  контроль

3 - социально-экономические  условия, которые позволяют эффективно использовать политические и гражданские права и свободы

4 - множество  влияющих факторов 

Элементы  демократии, которые есть в стране не всегда являются признаком процесса демократизации. 
 

Отличительные черты посткоммунистических ПС и процессов. Парадокс развития 

Существуют  типа противоречий и парадоксов: структурные, генетические, противоречия между старым и новым, противоречия внутри нового порядка.

Эти противоречия взаимодействуют и пересекаются. В посткоммунистической системе это "аномия-антиномия"

1 - противоречия  между радикальными социо-экономическими  и идейно-политическими изменениями  - требования стабильности общества  и политической системы

2 - потребность  в становлении плюрализма и  демократичности системы - узкие  социально-экономические предпосылки, которые существуют в посткоммунистических странах

3 - потребность  в модернизации и либерализации  - возврат к традиционным нормам

4 - решения  и интересы элиты - запросы  населения

5 - демократия  и рынок - стабильность

6 - требования накопления - требования легитимации

7 - гражданские  и политические права - экономические  и социальные права

8 - стремление  установить правовое государство  и демократические институты  - тенденция к персонализации  власти 

"Полудемократия-полуавторитаризм" 

3 группы  посткоммунистических систем:

1 - страны  Центрально Европы

2 - Балканские  страны

3 - между  1 и 2

постсоветские: страны Балтики, система России 

1 - демократии

2 - полуавтократии

3 - полудемократии 

Черты посткоммунистических стран:

- либерально-демократическая конституционная основа

- неопределенный  характер государства

- подчиненное  значение закона и правосудия

- элитистский  характер и недостаточная управляемость  политической системы и ее  элиты

- тенденции  к авторитарной полупрезидентской  системе власти

- тенденции,  которые препятствуют процессу  становления демократического парламентаризма  и демократическому исходу выборов

- неоформившиеся, неразвитые партии, СМИ, гражданское  общество

- чрезмерная  парламентаризация, недостаточная  и псевдо-парламентаризация

- парадокс  сверхпартизации и недостаточно  укорененных партий и партийных  систем 

"Условия  и возможности - перспективы демократического  развития" 

1 - сужение  сферы влияния политики и политической  системы для большей независимости  и активности других общественных подсистем

2 - маргинальное  положение закона

3 - конфликт  законодательной и исполнительной  власти 

Е. Мачкув "Преобразование коммунистического  тоталитаризма и  поскоммунистическая  системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация".

Автор описывает наиболее значимые особенности  коммунистической и посткоммунистической систем. Природа советского социализма.

Представление о национализме и коммунизме - эмоциональные  или идеологические категории (фашизм, мобилизация людей). 

В 1970 году Линц описывает различия меду тоталитаризмом и авторитаризмом:

- тоталитаризм  уничтожает плюрализм, авторитаризм - ограничивает

- тоталитарная  система стремиться установить  свой контроль над обществом  в целом и основывает свою  легитимацию на всеобъемлющей тоталитарной идеологии, претендующей на выражение абсолютной истины. 

Коммунистическое  тоталитарное государство следует  понимать как идеологическое государство, опирающееся на партию. Коммунистическая партия официально легитимирует себя в помощью тоталитарной идеологии, чью миссию она олицетворяет. В этих целях она использует государство и постепенно институционально сливается с ним.  

Линц, Степан, Гантер - коммунизм - "посттоталитаризм" как идеальный тип 

Внешнеполитический  фактор в формировании коммунистических режимов: самозародившийся или инсталлированный тоталитаризм.

Тоталитарные  режимы коммунистического типа делятся  на 2 группы:

1 - "внутреннее  происхождение" (Куба, Северная Корея,  Китая, Вьетнам, Россия)

2 - "инсталлированные" (ЧССР, ГДР, Польская, Венгерская Народные Республики) 
 

Экзистенциальный  кризис коммунистической системы. Системный  кризис и трансформация советского социализма

В тоталитарных системах идеология не только выполняет  легитимирующую функцию, но и влияет на системы ценностей правителей и управляемых. 

"Культурное  сопоставление" 

В 1980 году выявили экзистенциальный кризис социализма советского типа. Система не располагала  материальными ресурсами, и ее существование  не имело каких-либо веских оправданий, способных обеспечить спокойное функционирование идеологии партии-государства. 

Чтобы преодолеть кризис - признание изменений  в социальной системе советского типа. Исход данного процесса был  неясен и многие партийные лидеры надеялись, что им удастся добиться более эффективного использования ресурсов системы и сохранить свою монополию на власть.  

Период  радикальных изменений и конец  тоталитаризма

Обращение к жестким методам, радикальные  политические изменения ознаменовали собой переходную фазу в советском  социализме, во время которой коммунистический режим был открыто поставлен под вопрос и произошла смена правительства.

Во всех случаях новые правительства  провозгласили своей основной целью  переход от советского тоталитаризма  к демократии и рыночной экономике.

Во время  фазы радикального преобразования - старая система перестала быть тоталитарной. Это произошло как только компартия официально отказалась от своих претензий на абсолютную власть и/или больше не препятствовала формированию и деятельности автономных политических групп. Начались институциональные реформы, направленные на установление политического плюрализма. 

Посткоммунистическая  системная трансформация 

Процесс преобразования стал политической целью  достижения демократии и рыночной экономики - посткоммунистическая трансформация.

В фазе нормальной политики правительства  рассматривают социальные издержки реформ и обусловленную ими утрату популярности в качестве факторов, которые могут иметь решающее значение для сохранения их власти. 

4 особенности  посттоталитарной системной трансформации:

- дилемма  одновременности

- стратификация  основана на доступе к власти

- в ходе  трансформации военные играют  важную роль, но не центральную

- "посттоталитарный  волюнтаризм" 

Переход от авторитарного режима (транзит) не равен трансформации посттоталитарных систем.

От центрального планирования к рыночному хозяйству  и к автономии экономики и  политики. 

Посткоммунистическая  демократизация: институционализация  и консолидация демократии.

Демократия - политическая система, обеспечивающая максимальное представительство и участие народа при сохранении власти закона и политической конкуренции.

Институционализация демократии - создание легитимных демократических  политических институтов. Наряду с  усвоением демократических процедур политической элитой и широкой общественностью, институционализация считается частью процесса консолидации демократии. 

Шмидтер, Хантингтон - значение политической культуры в процессе усвоения демократических норм и процедур. Консолидация демократии происходит как только политические игроки начинают рассматривать демократические институты в качестве "единственно возможных правил игры" (Пшеворский) 

Хантингтон - "критерий двойного оборота": для неконсолидированного перехода и демократии требуется, чтобы в ходе выборов дважды сменилось правительство и проигравшие на первых выборах победили на вторых.

Процессы  демократической консолидации воздействуют на структурный, политико-культурный и  поведенческий уровни политической системы и на неполитические институты. 

Задача  демократической институционализации при посттоталитаризме:

- искажен  смысл политических учреждений

- парламент  не представлял народ

- правительство  не было ни исполнительным  органом парламента, ни политическим  механизмом принятия решений,  а выступало как исполнительный  комитет компартии

- эта  партия служит тоталитарной идеологии,  является институциональным ядром  государства

- законы  и суды служат идеологической  политике государства

Цель  посткоммунистической институционализации  демократии заключается в возврате унаследованным от старой системы институтам их исконных функций.

Непрофессионализм политических элит и сосредоточенность  большинства посткоммунистических акторов на сохранение свое власти.

История как средство легитимации посткоммунистического  режима.

Итоги посткоммунистической демократизации: консолидированные демократии (страны ЦСЕ) и квази-демократический авторитаризм (страны ЮВЕ). Их черта - смешение экономики и политики.

- легитимация  основана на сочетании формальных демократических принципов с обращением к психологии и политической культуры подчинения

- уровень  практического использования или  демократических процедур (выборы) варьируется

- они  являются олигархиями

- службы  безопасности используются для  защиты интересов прав олигархии

Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"