Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций
Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях
3 - социально-экономические условия, которые позволяют эффективно использовать политические и гражданские права и свободы
4 - множество
влияющих факторов
Элементы
демократии, которые есть в стране
не всегда являются признаком процесса
демократизации.
Отличительные
черты посткоммунистических
ПС и процессов. Парадокс
развития
Существуют типа противоречий и парадоксов: структурные, генетические, противоречия между старым и новым, противоречия внутри нового порядка.
Эти противоречия
взаимодействуют и
1 - противоречия
между радикальными социо-
2 - потребность в становлении плюрализма и демократичности системы - узкие социально-экономические предпосылки, которые существуют в посткоммунистических странах
3 - потребность
в модернизации и
4 - решения и интересы элиты - запросы населения
5 - демократия и рынок - стабильность
6 - требования накопления - требования легитимации
7 - гражданские и политические права - экономические и социальные права
8 - стремление
установить правовое
"Полудемократия-
3 группы посткоммунистических систем:
1 - страны Центрально Европы
2 - Балканские страны
3 - между 1 и 2
постсоветские:
страны Балтики, система России
1 - демократии
2 - полуавтократии
3 - полудемократии
Черты посткоммунистических стран:
- либерально-демократическая конституционная основа
- неопределенный характер государства
- подчиненное значение закона и правосудия
- элитистский
характер и недостаточная
- тенденции
к авторитарной
- тенденции,
которые препятствуют процессу
становления демократического
- неоформившиеся, неразвитые партии, СМИ, гражданское общество
- чрезмерная
парламентаризация,
- парадокс
сверхпартизации и
"Условия
и возможности - перспективы демократического
развития"
1 - сужение
сферы влияния политики и
2 - маргинальное положение закона
3 - конфликт
законодательной и
Е. Мачкув "Преобразование коммунистического тоталитаризма и поскоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация".
Автор описывает наиболее значимые особенности коммунистической и посткоммунистической систем. Природа советского социализма.
Представление
о национализме и коммунизме - эмоциональные
или идеологические категории (фашизм,
мобилизация людей).
В 1970 году Линц описывает различия меду тоталитаризмом и авторитаризмом:
- тоталитаризм
уничтожает плюрализм,
- тоталитарная
система стремиться установить
свой контроль над обществом
в целом и основывает свою
легитимацию на всеобъемлющей тоталитарной
идеологии, претендующей на выражение
абсолютной истины.
Коммунистическое
тоталитарное государство следует
понимать как идеологическое государство,
опирающееся на партию. Коммунистическая
партия официально легитимирует себя
в помощью тоталитарной идеологии,
чью миссию она олицетворяет. В этих целях
она использует государство и постепенно
институционально сливается с ним.
Линц, Степан,
Гантер - коммунизм - "посттоталитаризм"
как идеальный тип
Внешнеполитический фактор в формировании коммунистических режимов: самозародившийся или инсталлированный тоталитаризм.
Тоталитарные режимы коммунистического типа делятся на 2 группы:
1 - "внутреннее происхождение" (Куба, Северная Корея, Китая, Вьетнам, Россия)
2 - "инсталлированные"
(ЧССР, ГДР, Польская, Венгерская Народные
Республики)
Экзистенциальный кризис коммунистической системы. Системный кризис и трансформация советского социализма
В тоталитарных
системах идеология не только выполняет
легитимирующую функцию, но и влияет
на системы ценностей правителей
и управляемых.
"Культурное
сопоставление"
В 1980 году
выявили экзистенциальный кризис социализма
советского типа. Система не располагала
материальными ресурсами, и ее существование
не имело каких-либо веских оправданий,
способных обеспечить спокойное функционирование
идеологии партии-государства.
Чтобы
преодолеть кризис - признание изменений
в социальной системе советского
типа. Исход данного процесса был
неясен и многие партийные лидеры
надеялись, что им удастся добиться
более эффективного использования
ресурсов системы и сохранить свою монополию
на власть.
Период радикальных изменений и конец тоталитаризма
Обращение к жестким методам, радикальные политические изменения ознаменовали собой переходную фазу в советском социализме, во время которой коммунистический режим был открыто поставлен под вопрос и произошла смена правительства.
Во всех случаях новые правительства провозгласили своей основной целью переход от советского тоталитаризма к демократии и рыночной экономике.
Во время
фазы радикального преобразования - старая
система перестала быть тоталитарной.
Это произошло как только компартия официально
отказалась от своих претензий на абсолютную
власть и/или больше не препятствовала
формированию и деятельности автономных
политических групп. Начались институциональные
реформы, направленные на установление
политического плюрализма.
Посткоммунистическая
системная трансформация
Процесс преобразования стал политической целью достижения демократии и рыночной экономики - посткоммунистическая трансформация.
В фазе
нормальной политики правительства
рассматривают социальные издержки
реформ и обусловленную ими утрату
популярности в качестве факторов,
которые могут иметь решающее
значение для сохранения их власти.
4 особенности
посттоталитарной системной
- дилемма одновременности
- стратификация основана на доступе к власти
- в ходе трансформации военные играют важную роль, но не центральную
- "посттоталитарный
волюнтаризм"
Переход
от авторитарного режима (транзит) не
равен трансформации
От центрального
планирования к рыночному хозяйству
и к автономии экономики и
политики.
Посткоммунистическая демократизация: институционализация и консолидация демократии.
Демократия - политическая система, обеспечивающая максимальное представительство и участие народа при сохранении власти закона и политической конкуренции.
Институционализация
демократии - создание легитимных демократических
политических институтов. Наряду с
усвоением демократических
Шмидтер,
Хантингтон - значение политической
культуры в процессе усвоения демократических
норм и процедур. Консолидация демократии
происходит как только политические игроки
начинают рассматривать демократические
институты в качестве "единственно
возможных правил игры" (Пшеворский)
Хантингтон - "критерий двойного оборота": для неконсолидированного перехода и демократии требуется, чтобы в ходе выборов дважды сменилось правительство и проигравшие на первых выборах победили на вторых.
Процессы
демократической консолидации воздействуют
на структурный, политико-культурный и
поведенческий уровни политической
системы и на неполитические институты.
Задача
демократической
- искажен смысл политических учреждений
- парламент не представлял народ
- правительство
не было ни исполнительным
органом парламента, ни политическим
механизмом принятия решений,
а выступало как
- эта
партия служит тоталитарной
- законы и суды служат идеологической политике государства
Цель посткоммунистической институционализации демократии заключается в возврате унаследованным от старой системы институтам их исконных функций.
Непрофессионализм
политических элит и сосредоточенность
большинства
История
как средство легитимации
Итоги посткоммунистической демократизации: консолидированные демократии (страны ЦСЕ) и квази-демократический авторитаризм (страны ЮВЕ). Их черта - смешение экономики и политики.
- легитимация
основана на сочетании
- уровень
практического использования
- они являются олигархиями
- службы
безопасности используются для
защиты интересов прав
Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"