Курс лекций по "Сравнительная политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций

Краткое описание

Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях

Файлы: 1 файл

конспект лекций.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

   4 - проблема "мало n - много переменных, много n - мало переменных. Когда много переменных - это глобальное исследование, без уточнения, нет развития теории, теряется контекст.

   5 - проблема Гелтона - является ли исследование единица анализа абсолютно независимой при изучении внешнего воздействия. Чем уже гипотеза - тем меньше количество переменных. Фактически проблема Гелтона не решается, но ее можно взять под контроль. Стратегией решения проблемы Гелтона выступает исследуемая модель сравнительного анализа, при котором осуществляется попытка объединить внутрисистемные измеряемые переменные с внутрисистемными межвременными и межсистемными переменными.

   6 - проблема измерения. В сравнительной политологии часто метрические шкалы соседствуют с неметрическими, что усложняет обработку данных. При выборе индикаторов отмечается влияние ценностных ориентаций исследователя, что ведет к неточности результата исследования. При исследовании глобальных сравнений есть трудность сбора данных по различным государствам.

   7 - проблема интерпретации. Сегодня на первый план выдвигаются качественные, а не количественные исследования в связи с этими возникает проблема интерпретации одних и тех же политических явлений. 
 

   Сравнительный анализ политических систем 

   1. Понятие, структура, функции политической системы

   2. Типологизация политических  систем

   3. Политические режимы 
 
 

   1. Понятие, структура,  функции политической  системы 

   Система - множество закономерно связанных  друг с другом элементов, которые  складываются в целостное образование  единства.  Разработкой этого  понятия занимались Малиновский, Редклиф-Браун, Л.Берталанфи.

   Позже свое понимание системы дают Парсонс, Истон, Дойч.

   Система характеризуется постоянным и устойчивым взаимодействием его элементов, являющихся переменными, независимо от степени их связи. Любая система  может рассматриваться как подсистема другой системы.

   Любая система выполняет определенные функциональные задачи, способствующие либо ее стабильности, либо дестабилизации.

   Одна  из первых классификаций политической системы была предложена Ж.Лапьером. Он выделяет следующие типы систем (1973г.):

   1 - биосоциальная система(подсистема социальных отношений)

   2 - экологическая (привязка человека  к территории)

   3 - экономическая (разделение труда,  способ производства)

   4 - культурная (создание и распространение  значимой информации)

   5 - политическая система (специфическая организация общества и связь с другими социальными группами и системами)

   Подсистемы - элементы системы, имеющие собственную  структуру, это совокупность составных  частей любой системы. Любая система  имеет среду (внешнюю и внутреннюю), связи, функции.

   Функция - роль какого-либо элемента системы в ее организации как целого. Функция - закономерность, устоявшаяся связь между различными элементами системы, которая реализуется как устойчивая реакция одного из элементов системы на изменение других, в силу чего обеспечивается устойчивая адаптация системы к среде.

   Функции - комплекс действий, выполненных отдельными элементами системы. 

   Закрытые  и открытые системы: открытая система  осуществляет различные взаимодействия или обмены со средой, закрытая - не осуществляет такой обмен.

   Политическая  система - устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой  осуществляются властные решения для  данного общества.

   Политическая  система имеет 4 характеристики:

   1 - она является универсальной,  т.к. охватывает все общество

   2 - имеет контроль над разными  видами принуждения

   3 - имеет право выносить обязательные  решения

   4 - решения имеют авторитетно-властный  характер, в силу чего люди  подчиняются решениям системы

   Потенция - наличие материальных сил и средств, а также других возможностей для осуществления каких-либо действий.

   Подсистемы  политической системы:

   - институциональная

   - нормативная 

   - функциональная

   - коммуникативная

   - культурно-идеологическая 

   Функции политической системы:

   - макро-уровень (общие требования, которым подчиняется система в целом, функции обеспечения власти, стабильная динамичность системы)

   - микро-уровень (характерные элементы  политических процессов и технологий, артикуляция и агрегация интересов,  принятие решений, выявление типов  требований и поддержек)

   - медиа-уровнь (регулирование, размещение  ценностей, мобилизация ресурсов, социализация) 
 
 

   2. Типологизация политических  систем 

   Типологии политических систем:

   - линейные

   - координатные

   - эволюционные

   - морфологические 

   - линейные бинарные типологии

   - множественные 

   Линейные  типологии базируются на предпосылке, что все политические системы  можно расположить по шкале, обозначить крайними полюсами этой шкалы предельные характеристики двух противоположных типов политических систем (демократической и авторитарной).

   Первую  линейную типологию предложили в 1957 году Лассуел и Каплан в книге "Власть и общество". Все политические системы они делят на 2 идеальных типа: демократические и деспотические. Авторы используют следующие критерии:

   1 - расположение власти ( в чьих  руках находится власть)

   2 - границы власти (как далеко распространяется  власть в государстве и обществе)

   3 - разделение власти (распределение  между ветвями власти)

   4 - рекрутирование элит (формирование  элиты, ее закрытый/открытый характер)

   5 - ответственность власти перед  народом

   6 - распределение ценностей (способствует  ли власть общему благосостоянию)

   7 - принятие политических решений  и возможность их оспаривать 

   Авторы  выделяют 3 основных характеристики демократического процесса:

   1 - власть осуществляется с максимальной  ответственностью, демократия не  совместима с любой формой  авторитаризма

   2 - процесс власти не является  закрытым и замкнутым

   3 - польза от процесса власти распределяется между всеми элементами в политической структуре 

   Таким образом, демократия является либеральной, а также либертарной (связана  с личной ответственностью, равноправием, справедливым распределением блага, с  республиканской формой, открытой демократической элитой) 

   Типология Алмонда и Пауэла - 1966 г. (распечатки) 

   60-е  гг. - типология линейная. Шиллз вводит следующие типы:

   - демократия

   - демократия под опекой

   - модернизирующая олигархия

   - традиционная олигархия

   - тоталитаризм 

   Координатные типологии расширяют исследования,  авторы пытаются усложнить отображение политической системы на системе координат, т.к. считают, что много государств не попадают под обычные типологии и выделяют подтипы. Координатные типологии ближе к эмпирическим исследованиям. 

   Типология Роберта Даля в работа "Полиархия": политическое участие и оппозиция (распечатки) 

   При построении типологии политической системы используют не только политические критерии, но и показатели, касающиеся экономического развития, социально-экономического неравенства, культурной и социальной дифференциации. 

   Типология А.Лейпхарта.

   Анализируя  условия стабильности политических демократий, автор предполагает, что  стабильность демократии зависит от дифференцирующих население факторов и имеет свое объяснение в поведении политических элит.

   Лейпхарт  исследовал 21 демократию. Вводит операциональное  понятие "сообщественность" - это  совместная власть, соучастие в управлении. В соответствии с признаками сообщественной демократии, автор выводит 4 типа. Типология основана на двух переменных: структура общества и поведение элит.

   Автор предполагает, что в системах с  однородной социальной структурой и  соответствующей однородной политической культурой, демократии будут стабильными  независимо от типа поведения элит. 

   Признаки  сообщественной демократии:

   - большая коалиция

   - автономия сегментов (под сегментами  автор понимает организованные  группы, которые различаются по  этническим, религиозным, лингвистическим  признакам)

   - пропорциональность

   - право вето 

   9 вторичных условий, благоприятных  для становления демократии:

   1 - отсутствие такого  сегмента, который  представлял бы  абсолютное большинство

   2 - отсутствие значимого  социально-экономического  неравенства между  сегментами

   3 - примерно одинаковые размеры  сегментов, что позволяет обеспечить равновесие сил между ними

   4 - ограниченность числа групп  для облегчения принятия решений

   5 - относительно небольшой размер  страны

   6 - наличие внешней опасности, способствующей  усилению внутренней консолидации

   7 - наличие общих, единых для всех сегментов общества ориентаций, смягчающих ориентации отдельных его сегментов

   8 - компактное проживание групп  населения, составляющее сегментов  позволяет прибегать к федерализму  как форме обеспечения их автономии

   9 - наличие исторических традиций, достижения компромисса и согласия (публичная политика) 

   Типология Ж.Блонделя.

   Основанием  разделения систем на группы служит отношение 3-х переменных. Только один тип он отводит либеральной демократии, дифференцирует авторитарные системы.

   Переменные:

   1 – политическая конкуренция

   2 – структура элиты

   3 – политическое участие населения 

   Ч.Эндрейн использует типологию, придуманную Д.Эптером в 60-70 гг.

   Выделяет 3 основные переменные:

   - культурные ценности, которые формируют  политические задачи (показывает насколько общество дифференцировано, культурные ценности – катализатор политических изменений в обществе)

Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"