Курс лекций по "Сравнительная политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций

Краткое описание

Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях

Файлы: 1 файл

конспект лекций.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

1 – свобода,  которую он дифференцирует как:  свобода прессы, свобода групповой  оппозиции, правительственные санкции

2 – народный  суверенитет (индикаторы: справедливость  выборов, выборность исполнительной  власти, выборность законодательной  власти).

Шкалируются страны от 0 до 100 баллов. Страны с 0 оценками исключены из анализа. Используется факторный анализ. 
 

Индекс  Гарра

Начались исследования с 1974 года, последние – середина 90-х.

Исследуется институциональный  аспект. Акцент – на анализе Третьей  волны демократизации. Анализ ориентирован на дихотомическую пару «демократия-автократия».

Характеризуя  демократию, выделяют 3 элемента:

1 – комплекс  институтов и процедур, через  которые граждане выражают свои  предпочтения

2 – институциональные  границы, налагаемые на исполнительную сласть

3 – учет гарантий  гражданских свобод 

Индикаторы:

- конкурентность  участия

- контроль за  политическим участием

- конкурентность  при формировании исполнительной  власти

- открытость  формирования исполнительной власти

- ограничения  деятельности главы исполнительной власти 

Попытки доказать гипотезу:

Если политическое участие является полностью открытым и конкурентным, исполнительная власть избирается и границы, налагаемые на деятельность главы исполнительной власти существенны, то корреляция между демократическими институтами и демократической практикой будет относительно высокой. 
 
 
 
 
 
 

Сравнительный анализ федераций 
 

  1. Актуальность  сравнения федеративных систем
  2. Понятия федерации, федерализма, федеративных систем
  3. Традиционные и новые федеративные системы
  4. Политические институты федераций
 
 
 
  1. Актуальность  сравнения федеративных систем
 

    Проблема  федерации как с теоретической, так и с практической точки  зрения стала весьма актуальной и  рассматривается в работах таких  ученых как Престон Кинг, Дениел Элейзер, Уоттс, Уолкер и др., которые представляют следующие проблемы актуальности этой темы:

    - в  мире официально существует 24 государства  с федеративным типом устройства, в которых проживает 40% населения  Земли

    - традиционные  федерации подверглись модификациям: США, Германия, Россия, Австралия, Австри, Швейцария и др.

    - часть  унитарных государств(Бельгия, Испания,  Великобритания, Италия) децентрализируются, т.е. или по сути или по  Конституции эти страны являются  федерациями

    - создание  межгосударственных образований, основанных на принципах федерации (ЕС)

    - некоторые  федерации перестали существовать (ССР, СФРЮ, Чехословакия)

    - некоторые  федерации территориально преобразовались  (Пакистан)

    - появление  новых форм федерации

    - необходимость  установить зависимость между федрализмом и демократией. 

    Гипотеза: чем более федеративна система, тем более она демократична. 

    Проблемы  при изучении федерации:

    - не  существует чистой модели федеративного  устройства, которую можно было  бы использовать везде. Может  использоваться только базовый принцип федерализма

    - федерации  отличались и будут отличаться  по следующим характеристикам:  по характеру и значению базовых  экономических и социальных особенностей, по количеству составных частей, степенью симметрии или асимметрии  относительно размеров ресурсов, конституционных статусов и т.д., по способам деления законодательной, исполнительной, судебной власти финансовых структур, по налоговой политике и правом распоряжаться налоговыми сборами, по характеру институтов федеративной власти, по уровню влияния регионов на формирования федеративной политики, по процедурам разрешения конфликтов. 

    Польза  от изучения федеративных систем:

    - ценность  в том, что они помогут классифицировать  и дифференцировать федеративные  системы

    - предвидеть  последствия отдельных действий и изменений в федерациях

    - привлекут  внимание к особым моделям  федераций 

    - помогут  не допустить проблем, которые  возможны в федеративных системах

    - помогут  предотвратить конфликты 

  1. Понятия федерации, федерализма, федеративных систем
 

    В сравнительных  исследованиях необходимо определиться с точным понятием объекта исследования

    3 категории:

    1 –  федерализм

    2 –  федеративные политические системы

    3 –  федерации 

    Рональд Уоттс полагает, что термин федерализм является не описательным, а нормативным и используется для обозначения многоуровневого государственного управления, которые объединяет элементы общего управления и регионального самоуправления (речь о границах политической автономии).

    Основная  характеристика федерализма как  нормативного принципа является сохранение единства и децентрализации. Этот термин фиксирует отношения между центральной властью и региональной отрасли сласти и управления.

    Термины федеративные системы и федерации  имеют описательный характер и касаются отдельных форм политической организации общества. Любой союз политически-автономных, территориальных или групповых единиц, построенных с учетом принципов федерализма, называется федеративные политические системы. 

    В отличии  от унитарных систем, федеративные системы  имеют 2 или более уровней государственного управления (общий, центральный, региональный уровень управления).

    Федеративные  политические системы – это весь спектр неунитарных форм политического  устройства от квази-федераций до конфедераций. 

    Д.Элейзер классифицирует федеративные системы, выделяя: союзы, конституционно-децентрализованные союзы, конфедерации, федерасси, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги, гибриды, объединенные функциональные государства..

    Федерация – центральная форма федеративных систем.

    Федерация – это такая форма политической организации, в границах которой  федеративные органы государственного управления и органы управления субъектов  федерации согласно Конституции, не подчиняются друг другую Каждый уровень  государственной власти имеет вои суверенные права, обозначенные Конституцией, имеют свою законодательную, исполнительную, судебную сласть и налоговые функции. 

    Концепция федерализма условно делится  на 3 формы, которые в разные исторические периоды времени появляются в  государствах:

    1 –  дуальный федерализм – разделение  функций между федеративными  территориями и центральным правительством, при этом, каждая структура имеет  особый набор функций и свои  институты для их выполнения. каждая ветвь власти обладает  своим авторитетом, а территориальные единицы – большими автономными полномочиями.

    2 –  кооперативный федерализм – сильная  центральная власть и политика  перераспределения ресурсов между  штатами посредством различных  федеральных программ. Условия регулятивной  функции центрального правительства, финансовой политики и налогообложения.

    3 –  органический федерализм, где подчеркивается, что связь между центром и   федеративными органами управления  настолько сблизились, что можно  назвать унитарной.  

    Основные  принципы федерализма: 

    1 –  2 структуры управления, каждая из которых прямо связана со своими гражданами. Обеспечение баланса власти между различными уровнями федерации

    2 –  формальное конституционное распределение  законодательных и исполнительных  полномочий, размещение государственных  ресурсов между двумя системами  управления,  субсидарность как  принцип решения проблем

    3 –  обеспечение представительства  различных региональных позиций внутри институтов выработки федеральной политики (Вторая палата парламента)

    4 –  верховенство Конституции, поправки  в которой вносятся с согласия  значительной части составляющих  федерацию единиц

    5 –  наличие посредника в решении  спорных вопросов (суд, референдум)

    6 –  процессы и институты, необходимые  для межуправленческого сотрудничества 
     

  1. Традиционные  и новые федеративные системы
 

Современные федерации можно формировать  по различным признакам:

1 –  особенность формирования федераций  с учетом роли центра и территорий (групп). По способу формирования:

а) снизу  вверх (соглашение между субъектами федераций/ договорные федерации. Например, США, ОАЭ, Швейцария)

б) сверху вниз (Конституционные федерации. Примеры  – Россия, Индия, Пакистан, Мексика)

2 –  по характеру субъектов федерации6

а) территориальные  федерации – формируются без  учета национальных, языковых, культурных и других признаков. примеры –  Канада, Австралия, Австрия

б) национальные федерации (образованы на основе принципа национального самоопределении. Пример – бывшая Югославия

в) культурно-исторические федерации – образованы с учетом исторических, культурных, языковых различий между группами. (Испания, Швейцария, Германия)

г) смешанные  федерации – образованы с учетом различных признаков: Россия, Бельгия, Индия, Эфиопия

3 –  по степени влияния субъектов  федерации на федеративные органы  с учетом конституционных прав  субъекта:

а) симметричные (идеальный тип)

б) ассиметричные  федерации:

- конституционная 

- фактическая

4 –  по уровню централизации:

а) интегральные федерации (велико влияние центральных органов власти – Россия, Мексика, Германия, Эфиопия)

б) деволюционные (слабое влияние органов центральной  власти – Швейцария, Испания, США) 
 

  1. Основным  институтом федеративных систем является парламенты.
 

    Палаты, представляющие субъектов федерации, формируются по разным правилам.  
     

- Министерства (определены характером федеративных  отношений)

- институт взаимодействия  субъектов федерации – это  специальные государственные институты  субъектов федерации на субнациональном уровне управления. Например, в Бельгии создана специальная объединенная комиссия коммун и объединенная коллегия (более 70 представителей).

Существуют в  ряде федераций различные ассоциации законодательных органов (межпарламентские ассоциации, совещания, комиссии премьер-министров или отраслевых министров). 
 
 
 

Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"