Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций
Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях
1 – свобода,
которую он дифференцирует как:
2 – народный
суверенитет (индикаторы: справедливость
выборов, выборность
Шкалируются страны
от 0 до 100 баллов. Страны с 0 оценками исключены
из анализа. Используется факторный анализ.
Индекс Гарра
Начались исследования с 1974 года, последние – середина 90-х.
Исследуется институциональный аспект. Акцент – на анализе Третьей волны демократизации. Анализ ориентирован на дихотомическую пару «демократия-автократия».
Характеризуя демократию, выделяют 3 элемента:
1 – комплекс
институтов и процедур, через
которые граждане выражают
2 – институциональные границы, налагаемые на исполнительную сласть
3 – учет гарантий
гражданских свобод
Индикаторы:
- конкурентность участия
- контроль за политическим участием
- конкурентность
при формировании
- открытость
формирования исполнительной
- ограничения
деятельности главы исполнительной власти
Попытки доказать гипотезу:
Если политическое
участие является полностью открытым
и конкурентным, исполнительная власть
избирается и границы, налагаемые на
деятельность главы исполнительной
власти существенны, то корреляция между
демократическими институтами и демократической
практикой будет относительно высокой.
Сравнительный
анализ федераций
Проблема
федерации как с теоретической,
так и с практической точки
зрения стала весьма актуальной и
рассматривается в работах
- в
мире официально существует 24 государства
с федеративным типом
- традиционные
федерации подверглись
- часть
унитарных государств(Бельгия,
- создание межгосударственных образований, основанных на принципах федерации (ЕС)
- некоторые
федерации перестали
- некоторые
федерации территориально
- появление новых форм федерации
- необходимость
установить зависимость между федрализмом
и демократией.
Гипотеза:
чем более федеративна система,
тем более она демократична.
Проблемы при изучении федерации:
- не
существует чистой модели
- федерации
отличались и будут отличаться
по следующим характеристикам:
по характеру и значению
Польза от изучения федеративных систем:
- ценность
в том, что они помогут
- предвидеть последствия отдельных действий и изменений в федерациях
- привлекут внимание к особым моделям федераций
- помогут
не допустить проблем, которые
возможны в федеративных
- помогут
предотвратить конфликты
В сравнительных исследованиях необходимо определиться с точным понятием объекта исследования
3 категории:
1 – федерализм
2 –
федеративные политические
3 –
федерации
Рональд Уоттс полагает, что термин федерализм является не описательным, а нормативным и используется для обозначения многоуровневого государственного управления, которые объединяет элементы общего управления и регионального самоуправления (речь о границах политической автономии).
Основная характеристика федерализма как нормативного принципа является сохранение единства и децентрализации. Этот термин фиксирует отношения между центральной властью и региональной отрасли сласти и управления.
Термины
федеративные системы и федерации
имеют описательный характер и касаются
отдельных форм политической организации
общества. Любой союз политически-автономных,
территориальных или групповых единиц,
построенных с учетом принципов федерализма,
называется федеративные политические
системы.
В отличии от унитарных систем, федеративные системы имеют 2 или более уровней государственного управления (общий, центральный, региональный уровень управления).
Федеративные
политические системы – это весь
спектр неунитарных форм политического
устройства от квази-федераций до конфедераций.
Д.Элейзер
классифицирует федеративные системы,
выделяя: союзы, конституционно-
Федерация
– центральная форма
Федерация
– это такая форма политической
организации, в границах которой
федеративные органы государственного
управления и органы управления субъектов
федерации согласно Конституции, не
подчиняются друг другую Каждый уровень
государственной власти имеет вои суверенные
права, обозначенные Конституцией, имеют
свою законодательную, исполнительную,
судебную сласть и налоговые функции.
Концепция федерализма условно делится на 3 формы, которые в разные исторические периоды времени появляются в государствах:
1 –
дуальный федерализм –
2 –
кооперативный федерализм –
3 –
органический федерализм, где подчеркивается,
что связь между центром и
федеративными органами
Основные
принципы федерализма:
1 – 2 структуры управления, каждая из которых прямо связана со своими гражданами. Обеспечение баланса власти между различными уровнями федерации
2 –
формальное конституционное
3 – обеспечение представительства различных региональных позиций внутри институтов выработки федеральной политики (Вторая палата парламента)
4 –
верховенство Конституции,
5 – наличие посредника в решении спорных вопросов (суд, референдум)
6 –
процессы и институты,
Современные федерации можно формировать по различным признакам:
1 –
особенность формирования
а) снизу вверх (соглашение между субъектами федераций/ договорные федерации. Например, США, ОАЭ, Швейцария)
б) сверху вниз (Конституционные федерации. Примеры – Россия, Индия, Пакистан, Мексика)
2 – по характеру субъектов федерации6
а) территориальные федерации – формируются без учета национальных, языковых, культурных и других признаков. примеры – Канада, Австралия, Австрия
б) национальные федерации (образованы на основе принципа национального самоопределении. Пример – бывшая Югославия
в) культурно-исторические федерации – образованы с учетом исторических, культурных, языковых различий между группами. (Испания, Швейцария, Германия)
г) смешанные федерации – образованы с учетом различных признаков: Россия, Бельгия, Индия, Эфиопия
3 –
по степени влияния субъектов
федерации на федеративные
а) симметричные (идеальный тип)
б) ассиметричные федерации:
- конституционная
- фактическая
4 – по уровню централизации:
а) интегральные федерации (велико влияние центральных органов власти – Россия, Мексика, Германия, Эфиопия)
б) деволюционные
(слабое влияние органов центральной
власти – Швейцария, Испания, США)
Палаты,
представляющие субъектов федерации,
формируются по разным правилам.
- Министерства
(определены характером
- институт взаимодействия
субъектов федерации – это
специальные государственные
Существуют в
ряде федераций различные ассоциации
законодательных органов (межпарламентские
ассоциации, совещания, комиссии премьер-министров
или отраслевых министров).
Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"