Курс лекций по "Сравнительная политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:24, курс лекций

Краткое описание

Сравнительная политология: предметная область и история формирования дисциплины
1. Предметная область сравнительной политологии
2. История формирования дисциплины
3. Типы сравнительных исследований
4. Методологические подходы в сравнительных исследованиях

Файлы: 1 файл

конспект лекций.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

   Модно классифицировать сравнительные исследования по рассматриваемым объектам:

   - сравнение институтов

   - сравнение политических процессов

   Следует рассматривать сравнения относительно стабильных и нестабильных явлений. 
 
 
 

   Организация и проблемы сравнительных  исследований 

   1. Причины изучения политики в  сравнениях

   2. Организация сравнительных исследований

   3. Построение гипотез

   4. Выбор переменных

   5. Методы сравнительного анализа

   6. Проблемы сравнительной политологии 
 

   1. Причины изучения  политики в сравнениях: 

   1 - при сравнениях мы имеем возможность  ставить и испытывать гипотезы. проверка гипотез ценна не  только ради них самих, а в том, чтобы объяснить частное

   2 - в сравнениях имеется потенциал  предсказания, т.е. сравнение - гипотезы - тенденции - предсказания

   3 - возможность классифицировать  политические явления

   4 - возможность освобождения от  этноцентризма. Склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона

   5 - возможность улучшать операциональные  понятия (уточнять категориальный  аппарат)

   6 - сравнительная политология дает  возможность развивать теорию среднего уровня

   7 - сравнительная политология применяет  как качественные, так и количественные  методы анализа, что делает  исследование более полноценным 
 

   2. Организация сравнительных  исследований 

   Сравнительные исследования имеют свою организацию и последовательность. 50-е годы ХХ в. американские ученые С.Бейер и А.Улан выделили следующие этапы компаратива:

   1 - описание

   2 - классификация

   3 - разъяснение

   4 - подтверждение

   Р.Мокридис внес свои коррективы:

   1 - сбор и описание фактов происходит  по определенной классификационной схеме

   2 - единообразия и различия выявляются  и объясняются

   3 - формулируются предварительные  гипотезы

   4 - гипотезы проверяются в ходе  тщательного эмпирического наблюдения

   5 - данные излагаются в надлежащей  форме

   Девид Сильверман дает свою структурно-логическую схему исследования:

   1 - модель (общая система взглядов  и представлений о действительности)

   2 - концепция (идея, выводимая из  теоретической модели)

   3 - теория (совокупность концепций,  используемых для объяснения  определенного феномена)

   4 - гипотеза

   5 - методология

   6 - метод

   Мангейм и Рич представили 4 этапа исследования:

   1 - теория

   2 - гипотеза

   3 - рабочая гипотеза

   4 - наблюдение

   5 - измерение 

   Макет сравнительного исследования:

   1 - определение цели, предмета и  объекта работы

   2 - выбор теории:

     - теории, которые освещают определенное  явление

     - теории, продуцирующие сопоставимые  друг с другом гипотезы

     - теории как продукт других  теорий

     - теории, продуцирующие другие теории

   3 - формулирование гипотез

   4 - выбор методологических подходов и методов исследования

   5  - определение переменных и индикаторов

   6 - измерение

   7 - вывод (опровержение или подтверждение  гипотез) 
 

   3. Построение гипотез 

   Гипотеза - это то, что мы ожидаем увидеть  в результате правильно организованных наблюдений за событиями, происходящими в реальности.

   Гипотезы - это декларированные предположения, описывающие ожидаемые взаимосвязи  между явлениями, которые рассматривает  исследователь.

   Имеется 2 правильных модуса условно-категорического (гипотетического) умозаключения:

   1 - утверждающе - утверждающий

   2 - отрицающе - отрицающий

   Разработка  гипотезы предполагает выдвижение максимально  возможного количества следствий.

   Гипотеза  никогда не бывает на пустом месте. Гипотеза отличается от измышления тем, что представляет собой итог предварительной работы автора. Маленькая гипотеза надежней большой. При формулировании гипотез автор не должен делать ее максимально общей, т.к. ее труднее доказать или опровергнуть эмпирически.  

   4. Выбор переменных 

   Переменная - эмпирическое качество, признак какого-либо явления, которое может принимать более одного значения.

   Переменные  могут быть как качественными  так и количественными. С помощью  переменных можно подтвердить или  опровергнуть гипотезу. В зависимости  от поставленных целей, переменные делятся на зависимые, независимые и вмешивающиеся.

   Независимые - переменные, которые характеризуют  воздействующие условия, факторы, обстоятельства.

   Зависимая переменная - это то изменяемое качество объекта изучения, которое рассматривается  как следствие или результат действия независимой переменной.

   Отношения зависимости и независимости  переменных определяются гипотезой.

   Вмешивающаяся - переменная, которая в процессе исследования обнаруживает большее  влияние, чем независимая, в результате она может стать независимой переменной. 

   5. Методы сравнительного  анализа 
 

   1 - бинарное сравнение: косвенное (непохожий объект сравнения рассматривается в зависимости от собственного видения автора); прямое (является непосредственным и позволяет с помощью разных методов включить 2 страны или 2 предмета исследования)

   Метод бинарного сравнения применяется  в сравнительной политологии  для изучения как схожих, так и  различных единиц единиц сравнения. Существует два способа подбора  стран или других единиц сравнения: принцип максимального сходства (концентрирует внимание на похожих между собой странах на том основании, что общие для них особенности при анализе можно интерпретировать как константы и пренебречь ими, считая, что причины возможных расхождений не в них) и принцип максимального различия систем (концентрирует свое внимание на общей особенности среди стран выборки, а различиями можно пренебречь).

   2 - региональное сравнение - сравнение регионов, групп стран в силу их сходства или различия по экономическим, политическим, культурным и другим характеристикам.

   Региональный  вид сравнения предполагает, что  однородность стран не всегда географическая, чаще рассматриваются культурные, исторические, религиозные факторы. Главное - не география, а факторы функционирования политических систем.

   Преимущества:

   - исследователь держит под контролем  те переменные, которые хотел  бы сохранить как постоянные

   - увеличивается возможность глубоко  анализировать контекст

   - решается ряд проблем сравнимости

   - увеличивается возможность развивать  теорию среднего уровня

   - ограничивая сравнения определенным  количеством стран, исследователь  получат возможность конкретизировать  предмет исследования

   Недостатки:

   - название метода не соответствует  содержанию

   - при  большом количестве стран  нельзя дать комплексную оценку контекста.

   Джон  Матс на примере стран Латинской Америки дал рекомендации для сравнительного анализа похожих стран:

   - ограничить пространственную область,  выделить избранные регионы

   - ориентироваться на теории среднего  уровня, а не на макро-теории

   - аналитический эклектизм

   - избегать регионального провенционализма 

   3 - глобальное сравнение - сравнительное исследование, где в качестве единицы анализа берется вся политическая система и ее основные характеристики.

   4 - кросс-темпоральное сравнение: время - основная оперативная переменная, оно необходимо для преодоления статичности исследования.

   Темпоральные  сравнения бывают двух видов: асинхронное (сравнение одной и той же страны, региона или разных стран в различные исторические периоды) и синхронное (сравнение единиц исследования в один период времени).

   Правила для темпорального сравнения:

   - определить темпоральные единицы  анализа

   - определить степень отношения  переменных, которые отличаются  от переменных в пространственном  анализе. Переменные, касающиеся временных характеристик, должны быть одинаковыми

   - темпоральные сравнения могут  быть лонгетюдными и секторальными  (беспрерывными)

   5 - case-study - метод отдельного случая.

   - изучение какого-либо явления,  страны, института, отличающегося  от общепринятых норм

   - данный метод происходит из  противопоставлений и направлен  на обобщение

   Сравнивается  с существующими идеальными типами или с теми типами, которые уже  существуют или выработаны общепринятыми  типологиями.

   Этот  вид сравнения позволяет развивать теорию, более углубленно изучить контекст, а также выявить и определить переменные более детально и выверено.

   Недостаток: исследования ограничены изучением  одной страны. Это не позволяет  делать общие выводы и строить  теорию. 

   6. Проблемы сравнительной  политологии 

   1 - проблема сравнимости (возможно ли сравнение). Решить проблемы можно: хорошо зная контекст, применять принцип отбора стран, преодолеть проблему эквивалентности и универсальности.

   2 - проблема эквивалентности (равенства). Для преодоления необходимо выбирать необходимые и выверенные операциональные понятия и соблюдать правила функциональной эквивалентности.

   3 - проблема универсальности. Ставит вопрос - можно ли распространять полученные при изучении группы стран эмпирические обобщения на все страны.

Информация о работе Курс лекций по "Сравнительная политология"