Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
Присутствие групп давления
в политической жизни, с одной
стороны, умножает число косвенных
субъектов политики, является своеобразным
дополнением к
Алескеров Ф.Т., ОртешукП. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
Васильев М.И. Партия, движения, политические силы — попытка деконструкции // Полис. 1992. №5,6.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 147—150.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Лекция 6.
Мельник В.А. Политояогия. Минск, 1996. Гл. 7. С. 196—197.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.
11. С. 8—9.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 10. С. 191.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.
10. С. 230—231.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.80—82.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
270—276.
58. Политические отношения
Взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом называют политическими отношениями.
Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных, наиболее фундаментальных потребностей людей.
Такая деятельность содержит в себе факторы, способствующие как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из- за источников и средств существования и т.д.). Но ведь существуют проблемы и потребности, так или иначе затрагивающие всех людей, принадлежащих к той или иной нации, социальной группе, классу, проживающих на определенной территории, и требующие совместных, объединенных усилий.
Основные характеристики политических отношений:
— возникая при активном участии сознания, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями; для их изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие;
— влияние на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений.
Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действия государственного механизма можно поддерживать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одни нравы и подавлять другие;
— главный, специфический
для политики инструмент воздействия
на разнообразные стороны
Существуют две стороны,
формы бытия политических отношений:
политическая деятельность — в ней
выражается динамизм политических отношений,
их зависимость от социальных усилий
людей; и политическая организация,
выражающая структурированность
Политические организации
обладают некоторыми существенными
признаками: во-первых, они служат важнейшим
средством определения и
ЛИТЕРАТУРА
Баталов Э.Я. Типология политических отношений // Полис. 1995. № 2.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.66—76.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 3. § 1. Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.158—161.
59. Политический плюрализм
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения.
Суть политического плюрализма
составляет множественность мнений,
взглядов, позиций, отражающих многообразие
интересов различных групп
Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни.
Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности.
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе.
Политический плюрализм
связан с многопартийностью, конкуренцией
идей, предполагает легальную борьбу
всех политических сил за умы людей
в рамках конституции и законов,
дает возможность сохранить
Компоненты политического плюрализма:
— многообразие политических идей и организационных форм;
— отрицание моноцентризма;
— свобода объединения людей в партии и иные законные организации;
— уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию;
— наличие оппозиционных
сил и их беспрепятственная
— ограничение центральной власти, разделение властей;
— возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14
Конституции Российской Федерации
закреплены следующие характерные
черты политического
— идеологическое многообразие;
— запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;
— светский характер государства
(в связи с чем никакая
— признание политического многообразия и многопартийности;
— равенство всех общественных объединений перед законом.
ЛИТЕРАТУРА
Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в
России: Конституционно-правовые основы. М., 1996.
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
Васильев М.И. Партия, движения, политические силы — попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5,6.
Венгеров А.Б. Социалистический
плюрализм в концепции
Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 81—84.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 240—241.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 263—267.
Политические проблемы теории государства. М., 1993.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.248.
Политология:. Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.
Уфа, 1995. Гл.9.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 120—122.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.
Саратов, 1994. С. 130—140.
60. Сущность и структура политического процесса
Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Основные виды политических процессов:
— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
— воспроизведение компонентов
и признаков политической системы
в процессе ее функционирования; нетрудно
видеть, что политическая жизнь складывается
не только из непрерывного обновления,
возникновения ранее не существовавших
политических отношений и институтов,
но и т действий по поддержанию
этих отношений в стабильном состоянии,
при использовании таких
— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов
рождает сложное сочетание
Поскольку политические процессы затрагивают, причем весьма существенно, социальные интересы, а они различны, люди неоднозначно относятся к разным их типам, отдавая предпочтение одним и принижая значение или вообще игнорируя другие. Крайними позициями в отношении к политическим процессам являются консерватизм, выражающийся в том, что его адепты видят основное назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное, и революционаризм, представляющий политическую жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации.
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 13.
Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен: О понятиях “процесс”, “изменение” и “развитие” в политологии // Полис. 1993. № 2.
Мамут Л.С. Политический процесс // Советское государство и право. 1982.
№5.
Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.
Гл.14.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. Лекция 12.
Шутов А.Ю. Типология политических процессов: Социально-культурный аспект // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические науки. 1994. №2.
61. Революция и реформа
как виды политических
Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических изменений.
Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.
Революция всегда служит выражением
непреодоленных социальных антагонизмов,
реализует в интенсивной и
разнообразной политической борьбе,
проходящей с применением решительных
мер, сильных средств для достижения
поставленных целей. Она всегда возникает
на исходе затяжного, глубокого социально-
Из всех видов политических
процессов революции в
Исторической практикой неоднократно подтверждалась непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой борьбой в среде ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей “единственно верного и выстраданного” курса. К тому же практически всегда общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще бывает его полной противоположностью.
Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца.
Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что, по крайней мере, в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.