Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается  такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая

“отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где  власть отсутствует или где она  выступает лишь в качестве номинальной  силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование двух условий:

1) большого многообразия  интересов в обществе, возникающих  вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

2) расширения доступа к  власти на основе политического  плюрализма, что характерно прежде  всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить  одновременно и наиболее полно все  интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных  групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью  переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать  выгодные для этих групп и слоев  управленческие решения.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

139—141.

Лаптева В. О концепции  проекта закона “О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти” //

Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Малько А.В. Лоббизм и  право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. №3—4.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

11. С. 7—8.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе  России //

Международная экономика  и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

10. С. 234.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под  ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

Уфа, 1995. Гл. 10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм  в России и за рубежом: политико- правовые проблемы // Государство и  право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 150—164.

72. Виды лоббизма

Лоббизм может проявляться  в разных сферах и соответственно имеет различные виды, которые  классифицируются по следующим основаниям:

1) в зависимости от того, в какой ветви власти “решается  вопрос”, лоббизм различают законодательный,  исполнительный и судебный, (условно  тут можно говорить и о лоббизме  в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным  воздействием на сознание и  поведение людей, в том числе  и в сфере политики, обоснованно  считают “четвертой властью”);

2) в зависимости от того, в каком управленческом решении  достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных  органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты  применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

3) в зависимости от характера  интереса, который “продавливается”: политический, социальный, экономический,  экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый и т.п.;

4) в зависимости от времени  действия: “одноразовый” и постоянный;

5) в зависимости от того, на каком уровне власти происходит  лоббирование: федеральный (осуществляется  в системе высших органов государственной  власти и управления) и местный  (осуществляется в республиканских,  краевых, областных органах);

6) в зависимости от того, в чью пользу “решается вопрос”,  говорят о лоббизме различных  социальных структур: общественных  организаций, движений, партий, групп,  слоев (профсоюзов, антивоеннных  и экологических движений, предпринимательских  союзов и т.п.), ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных  комитетов, отраслевом “продавливании”  тех или иных интересов), региональном  лоббизме (воздействии на власть  со стороны представителей республик,  краев, областей, районов Крайнего  Севера, Сибири, Урала,

Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные  органы с целью решения определенных вопросов);

7) в зависимости от взаимоотношений  объекта и субъекта лоббирования: плюралистский (давление на государственные  органы снизу вверх со стороны  определенных групп населения)  и корпоративный (своего рода  скрытое соглашение властей с  какой-либо группой в расчете  получить лояльность и гарантию  содействия государственным органам  в обмен на предоставленные  привилегии) и т.п.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Орпгешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

С.139—141.

Лаптева В. О концепции  проекта закона “О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти” //

Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Малько А.В. Лоббизм и  право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

11. С. 7—8.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе  России //

Международная экономика  и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

10. С. 234.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под  ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

Уфа, 1995. Гл. 10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм  в России и за рубежом: политико- правовые проблемы // Государство и  право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 150—164.

73. Достоинства лоббизма

Лоббизм, как и всякое иное социальное явление, вносит в жизнедеятельность  общества не только позитивные начала, но и негативные. Поэтому необходимо знать, какие стороны лоббизма нуждаются  в поддержке, правовом стимулировании, а какие — в правовом ограничении, сдерживании.

Достоинства лоббизма:

1) влияя на управленческие  решения, он заставляет “держаться  в форме” органы государственной  власти и управления, в определенном  смысле конкурирует, соревнуется  с ними, придает им большую  динамику и гибкость;

2) выступает инструментом  самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется  общественная поддержка или оппозиция  какому-либо законопроекту, оказывается  влияние на политику (лоббизм  в этой ситуации — своего  рода соперник бюрократии; в условиях  становления рыночных отношений,  когда государство часто устраняется  от защиты интересов различных  социальных групп и слоев, этот  вакуум должен быть заполнен  соответствующими структурами гражданского  общества);

3) создает возможности  для обеспечения интересов меньшинства,  ибо выступает в качестве специфической  формы проявления политического  плюрализма;

4) воплощает собой принцип  свободы социальных негосударственных  структур: ассоциаций, общественных  организаций, слоев и т.п.

5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей  и интересов, на побуждение  к конкретным действиям;

6) позволяет расширить  информационную и организационную  базу принимаемых решений и  обратить внимание на “кричащие”  проблемы

(лоббирование выступает  в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия  соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  власти;

8) лоббизм можно оценивать  и как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

139—141.

Лаптева В. О концепции  проекта закона “О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти” //

Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

Малько А.В. Лоббизм и  право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. №3—4.

Основы политической науки/Под  ред. В.П. Пугачева. Ч. 2. Гл. 11. С. 7—8.

 

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе  России //

Международная экономика  и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

10. С. 234.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под  ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

Уфа,1995. Гл.10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм  в России и за рубежом: политико- правовые проблемы // Государство и  право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 150—164.

74. Недостатки лоббизма

К недостаткам лоббизма можно  отнести следующие явления:

1) лоббизм может стать  инструментом приоритетного удовлетворения  иностранных интересов в ущерб  интересам государственным, т.е.  реализоваться подчас как “непатриотическое”  средство;

2) он выступает иногда  проводником неправового воздействия  (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о  преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают”  фундамент власти;

3) может служить фактором  развития и защиты ведомственности,  местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения  “специальных интересов”;

4) лоббизм таит в себе  немалую опасность “размывания”  народовластных устоев общества, превращения демократических институтов  в мощный инструмент отдельных  властных групп;

5) лоббистские мероприятия  в определенных условиях могут  проявляться в форме социальной  несправедливости (как показывает  социальная практика некоторых  западных государств, результативность  лоббизма большого бизнеса, благодаря  финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов,  что может дестабилизировать  обстановку, дисбалансировать интересы  социальных групп, содействовать  росту напряженности в обществе);

6) лоббизм зачастую блокирует  действительно нужные управленческие  решения, препятствует удовлетворению  общественно ценных интересов,  сопутствуя осуществлению интересов  чиновничьих;

7) лоббизм иногда существенно  мешает стабильной и оперативной  государственной политике, ибо может  быть направлен, например, на постоянное  перераспределение бюджета (“перетягивание  одеяла на себя”), на частую  смену приоритетов, на усиление  позиций одной ветви власти  при одновременном ослаблении  другой и т.п.;

8) лоббизм может использоваться  и в более “прозаичных” целях  — как инструмент обогащения  отдельных слоев, элит.

Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть употреблен как на благо всего  общества, так и в узкопартийных, узкогрупповых интересах. Все зависит  от социально-экономического, политического  и культурного фона, от обстоятельств, которые могут

“наделить” лоббизм и  “плюсами”, и “минусами”.

Для того чтобы лоббизм  приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское  общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

139—141.

Лаптева В. О концепции  проекта закона “О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти” //

Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

Малько А.В. Лоббизм / // Общественные науки и современность. 1995. №4.

Малько А.В. Лоббизм и  право // Правоведение. 1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3-4.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

11. С. 7—8

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе  России //

Международная экономика  и международные отношения. 1996. № 9.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

10. С. 234.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 159—160.

Политология: Курс лекций / Под  ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина,

Уфа,1995. Гл.10.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм  в России и за рубежом: политико- правовые проблемы // Государство и  право. 1996. № 1.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С.150—164.

75. Политическое лидерство

Политическое лидерство  — это вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения  успеха и направленности политических процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение  и представительство социальных интересов. Смысл этого явления  заключается в осуществлении  авторитетного руководства в  сфере политики.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"