Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

7) популизм — разновидность  демагогии. Типичные для демагогии  средства

— ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует  во имя подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в популистской практике. Вместе с тем популизм — лишь составная  часть демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия  — популизм. Демагогия имеет более  широкую сферу применения: и в  политике, и в науке, и в искусстве, и в быту;

8) популизм, в отличие от  популярности, оценивается с позиции  нравственности как отрицательное  явление, которое не приближает, а отдаляет истинное народовластие;

9) учитывая, что выборы  — это своеобразная “продажа”  конкретного политика избирателям,  популизм выступает в качестве  специфической недобросовестной  политической рекламы, приукрашивающей  реальные способности и возможности  кандидата в депутаты, президенты  и т.п. Как и всякая иная  реклама в большом бизнесе  (а политика зачастую именно  так и понимается), популизм не  считает денег, связан с раздачей  легковесных обещаний, льгот, наград  и т.п.

Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все  политические силы и политики, тем  более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь  является то, насколько объявленные  предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был  конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

С.139—141.

Волкова Н.Ф. Популизм и консерватизм. М., 1992.

Выдрин Д.И. Технология популизма // Диалог. 1990. № 3. С. 36—46.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

Голосов Г.В. Сравнительная  политология. Новосибирск, 1995. С. 56—57.

Малько А.В. Популизм как  тормоз демократии // Общественные науки  и современность. 1994. № 1.

Малыю А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1. Политология  на российском фоне / Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1993. С.189—190.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 306. Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С.114—130.

67. Прямое действие в  политике

Существуют два основных типа политических процессов: когда  воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в  рамках самой политической системы, и прямое влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное участие в политике может быть институциональным, регулируемым путем  прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, по определенным нормам действия этой системы (избирательные  законы комиссии по проведению выборов  и подведению их итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным образом: через “прямое действие” —  непосредственное влияние граждан  на органы политической власти в разнообразных  формах политической активности: митингах, демонстрациях, забастовках.

Рассмотрим некоторые  специфические формы основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг — собрание людей  с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или  иной проблемы. Несомненно, это мощное средство развития интереса, единовременного  вовлечения в политику больших масс людей, служащее зримым проявлением  сложившегося в обществе отношения  к той или иной проблеме, способу  ее решения, политическому лидеру и  действиям органов политической власти. Митинг — это и демонстрация, выявление политической позиции, занятой  отдельным человеком или группой, средство определения поддержки  или неодобрения ею того или иного  акта политической власти или политического  лидера.

Демонстрация — массовое шествие сторонников определенной идеи, требование, выражение поддержки  или протеста какой-либо акции политической власти. Как правило, участники демонстрации выделяют себя из массы, показывают свою осознанную готовность к определенным действиям, понимают свою ответственность. Демонстрация — мощный фактор политической мобилизации и агитации, который  при хорошей организации и  проведении позволяет веско заявить  о своих требованиях, подкрепив  их массовой поддержкой, завоевывать  сторонников из колеблющихся.

Забастовка — прекращение  работы с целью политического  давления, предъявления и настаивания  на принятии определенных требований. Этой форме массового политического  действия присуща способность в  короткое время приобщить к выражению  активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся  в разных регионах. В некоторых  политических течениях, прежде всего  в анархосиндикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая  требования, направленные непосредственно  государству или государствам, считается  наиболее действенным, решающим средством  политической борьбы.

Несомненно, забастовка —  крайнее средство, к которому вынуждены  прибегать борющиеся за свои права  люди, ибо в результате его использования  наступают весьма тяжелые для  всего общества результаты, прежде всего связанные со значительным нарушением экономической деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 6.

Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Полис. 1992. № 3.

Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. М., 1990. Вып. 7, ч. 1.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

14. § 2.

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.221—227.

68. Политическое решение

Политическое решение  — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс  определения задач политического  действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Для  эффективности политического решения  как элемента политического руководства  необходима реализация следующих функций:

1) координации — согласования  усилий разнородной массы людей,  действующих к тому же в  постоянно изменяющихся обстоятельствах;

2) корреляции — внесения  изменений в тактику движения, особенно при появлении новых  обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или, наоборот, облегчающих  реализацию поставленной задачи;

3) программирования —  осуществления выбора эффективного  способа сочетания целей и  средств, что в политическом  процессе заключается в поиске  наиболее рационального варианта  деятельности. Благодаря программе  цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка  возможностей, а ресурсы не растрачиваются  попусту.

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из следующих компонентов:

— согласования целей и  этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

— доведения до возможно большего числа участников действия его программы;

— оценки обстановки, в которой  будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, а также узлов  взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит  успех намечаемого политического  действия;

— принятия мер по созданию соответствующего психологического настроя  у участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

После принятия политического  решения и выработки действий по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых  изменений как в самое решение, так и в механизм его выполнения, что предполагает модификацию целей  и коррекцию времени их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура  коррекции решения и тактики  должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого  специфическими полномочиями.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

Гл. 4. §1,2.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.

435—441.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 259—276.

Политология: Краткий энциклопедический  словарь-справочник. М., 1997.

Цымбурский В.Л. Человек  политический между ratio и ответами на стимулы

// Полис. 1995. № 5.

69. Политический порядок

Политический порядок - это  комплекс условий создающих благоприятные  условия для эффективного и целесообразного  функционирования и развития политической системы общества, это состояние  урегулированности политических процессов.

Политическая система, соответствующая  критериям оптимальности

(наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре  равновесия политических сил  и стабильности, способна обеспечивать  политический порядок.

Политический порядок  предполагает:

1) определенный алгоритм  действия политической системы,  т.е. последовательность реализации  ее основных задач и ценностей;

2) согласованность “работы”  элементов системы управления;

3) наличие эффективных  гарантий и средств поддержания  всех аспектов безопасности (военных,  правовых, экологических, технологических,  экономических);

4) обеспечение высокой  степени независимости общества  от случайных и деструктивных  обстоятельств, облегчение жизни  личности.

Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных  целей: обновления, необходимого с точки  зрения учета и приспособления к  изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах  двух противоположных тенденций  — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и  стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.

При отсутствии порядка увеличивается  возможность прорыва в сферу  политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается  уровень защищенности личности, значительно  обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность  в обществе. И как следствие  этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния  на политические процессы.

Итак, политический порядок  есть состояние политической системы, характеризующее ее способность  к политической мобилизации и  осуществлению запланированных  акций.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Гл. 3.

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 97—109.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 208—209.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

16.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13. С. 290—291.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 282—283.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 306.

70. Политический интерес

В обществе всегда действует  совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику  взаимоотношений и жизненных  ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, профессий, этнических образований. Одни интересы выражают долговременные фундаментальные тенденции существования  социальных общностей — это интересы классов, наций, общества в целом. Другие, частичные интересы, выражают специфику  общественных отношений между социальными  группами или частью одной из них  с другими.

Сфера образования интересов  — объективные отношения между  субъектами деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается  в том, что он служит проявлением  властного отношения, т.е. опосредование  взаимодействия общественного и  частного интересов осуществляется с помощью государства, его институтов. Это такое отношение между  субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

Политический интерес  служит основой вхождения того или  иного социального субъекта в  сферу политических отношений —  процесса политизации. Смысл ее —  во взаимодействии двух тенденций: одна из них заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем.

 

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 24—28.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6. § 4.

Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №3.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

314—317.

Ильин МЛ. Слова и смыслы: интерес // Полис. 1995. № 2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2; гл. 10. § 3.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.

189—199.

71. Лоббизм: понятие и  условия существования

Само слово “лоббизм”  неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает  сугубо отрицательное звучание, в  чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”,

“подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных  интересах в ущерб интересам  других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного  лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует  лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система  организационного оформления, выражения  и представительства разнообразных  групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как  и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится  пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния  “групп давления” на управленческие решения государственных органов  с целью удовлетворения интересов  определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"