Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
7) популизм — разновидность
демагогии. Типичные для
— ложные клятвы в верности
народу, выдвижение безответственных
программ и обещаний и одновременно
клевета на тех, кто на деле действует
во имя подлинных интересов
8) популизм, в отличие от
популярности, оценивается с позиции
нравственности как
9) учитывая, что выборы
— это своеобразная “продажа”
конкретного политика
Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.
ЛИТЕРАТУРА
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.
С.139—141.
Волкова Н.Ф. Популизм и консерватизм. М., 1992.
Выдрин Д.И. Технология популизма // Диалог. 1990. № 3. С. 36—46.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 56—57.
Малько А.В. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
Малыю А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1. Политология на российском фоне / Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1993. С.189—190.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306. Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.
Саратов, 1994. С.114—130.
67. Прямое действие в политике
Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и прямое влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное участие в политике может быть институциональным, регулируемым путем прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, по определенным нормам действия этой системы (избирательные законы комиссии по проведению выборов и подведению их итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным образом: через “прямое действие” — непосредственное влияние граждан на органы политической власти в разнообразных формах политической активности: митингах, демонстрациях, забастовках.
Рассмотрим некоторые специфические формы основных проявлений прямого действия в политике.
Митинг — собрание людей
с неограниченным составом участников,
посвященное обсуждению той или
иной проблемы. Несомненно, это мощное
средство развития интереса, единовременного
вовлечения в политику больших масс
людей, служащее зримым проявлением
сложившегося в обществе отношения
к той или иной проблеме, способу
ее решения, политическому лидеру и
действиям органов политической
власти. Митинг — это и демонстрация,
выявление политической позиции, занятой
отдельным человеком или
Демонстрация — массовое
шествие сторонников
Забастовка — прекращение работы с целью политического давления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой форме массового политического действия присуща способность в короткое время приобщить к выражению активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В некоторых политических течениях, прежде всего в анархосиндикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или государствам, считается наиболее действенным, решающим средством политической борьбы.
Несомненно, забастовка — крайнее средство, к которому вынуждены прибегать борющиеся за свои права люди, ибо в результате его использования наступают весьма тяжелые для всего общества результаты, прежде всего связанные со значительным нарушением экономической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 6.
Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Полис. 1992. № 3.
Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. М., 1990. Вып. 7, ч. 1.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.
14. § 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.221—227.
68. Политическое решение
Политическое решение
— это осуществляемый в коллективной
или индивидуальной форме процесс
определения задач
1) координации — согласования
усилий разнородной массы
2) корреляции — внесения
изменений в тактику движения,
особенно при появлении новых
обстоятельств, условий
3) программирования —
осуществления выбора
Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из следующих компонентов:
— согласования целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;
— доведения до возможно большего числа участников действия его программы;
— оценки обстановки, в которой
будет разворачиваться
— принятия мер по созданию соответствующего психологического настроя у участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.
После принятия политического решения и выработки действий по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в самое решение, так и в механизм его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.
ЛИТЕРАТУРА
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Гл. 4. §1,2.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 5.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.
435—441.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 259—276.
Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы
// Полис. 1995. № 5.
69. Политический порядок
Политический порядок - это
комплекс условий создающих
Политическая система, соответствующая критериям оптимальности
(наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равновесия политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический порядок.
Политический порядок предполагает:
1) определенный алгоритм
действия политической системы,
2) согласованность “работы” элементов системы управления;
3) наличие эффективных
гарантий и средств
4) обеспечение высокой
степени независимости
Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.
При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. И как следствие этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы.
Итак, политический порядок есть состояние политической системы, характеризующее ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.
ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Гл. 3.
Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 97—109.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 208—209.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция
16.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13. С. 290—291.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 282—283.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.
70. Политический интерес
В обществе всегда действует
совокупность интересов различного
уровня общности, выражающих специфику
взаимоотношений и жизненных
ориентаций различных социальных групп,
слоев, классов, профессий, этнических
образований. Одни интересы выражают долговременные
фундаментальные тенденции
Сфера образования интересов — объективные отношения между субъектами деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается в том, что он служит проявлением властного отношения, т.е. опосредование взаимодействия общественного и частного интересов осуществляется с помощью государства, его институтов. Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.
Политический интерес служит основой вхождения того или иного социального субъекта в сферу политических отношений — процесса политизации. Смысл ее — во взаимодействии двух тенденций: одна из них заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 24—28.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6. § 4.
Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №3.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.
314—317.
Ильин МЛ. Слова и смыслы: интерес // Полис. 1995. № 2.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2; гл. 10. § 3.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.
189—199.
71. Лоббизм: понятие и условия существования
Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”,
“подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.
Позитивный же смысл характеризует
лоббизм как здоровое, нормальное,
жизненно необходимое явление, выступающее
в качество института демократического
процесса. Ведь лоббизм как система
организационного оформления, выражения
и представительства