Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Государство по отношению  ко всему обществу выступает как  средство управления, ведения общих  дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к  противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки  общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более  богатую историю развития, нежели второе.

Рожденное развивающимся  обществом государство приобретает  по отношению к нему относительную  самостоятельность. Степень этой самостоятельности  постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий  их взаимодействия.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк  теории государства и права. М., 1996.

С.87—90.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Гл.6.

Спиридонов Л.И. Теория государства  и права. М., 1995. С. 36—38. Теория государства  и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

Гл.3.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е  изд. М., 1996.

С.187—189.

Теория государства и  права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

Екатеринбург, 1996. С. 51—56.

Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М., 1993. Гл. 2.

Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С.

127—129.

48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как

Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими  другими.

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское  общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются  интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

— негосударственные социально-экономические  отношения и институты

(собственность, труд, предпринимательство);

— совокупность не зависимых  от государства производителей (частные  фирмы и т.п.);

— общественные объединения  и организации;

— политические партии и  движения;

— сфера воспитания и негосударственного образования;

— система негосударственных  средств массовой информации;

— семья;

— церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и гражданина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп  людей;

— свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность  и прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

— жизнедеятельность в  нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

— многоукладность экономики;

— легитимность и демократический  характер власти;

— правовое государство;

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей, и другие. литература

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.

Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128—133.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

Гл.2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325—329.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173—180.

Одинцова А.В. Гражданское  общество: взгляд экономиста // Государство  и право. 1992. № 8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

С.218—219.

Политология: Энциклопедический  словарь. М,. 1993. С. 75—78. Политология

/ Под ред. Г.В. Полуниной.  М., 1996. С. 154—178.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—154.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 205—208.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

258—260..

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.10.

Черниловский З.М. Гражданское  общество: Опыт исследования //

Государство и право. 1992. № 6.

49. Соотношение и взаимосвязь  государства и права

Прежде чем характеризовать  единство, различия и взаимосвязь  государства и права, необходимо определить данные понятия, а также  хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в  пределах определенной территории.

Право — это система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых  и обеспечиваемых государством и  направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

— волевой характер;

— общеобязательность;

— нормативность;

— связь с государством;

— формальная определенность;

— системность.

При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что  любое право есть прежде всего  регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи  интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

В изучении сущности права  можно выделить несколько подходов:

— классовый, в его рамках право определяется как система  гарантированных государством юридических  норм, выражающих возведенную в закон  государственную волю экономически господствующего класса (здесь право  используется в узких целях, как  средство для обеспечения главным  образом интересов господствующего  класса);

— общесоциальный, в его  рамках право рассматривается как  выражение компромисса между  классами, группами, различными социальными  слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как  средство закрепления и реального  обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этим сущность права можно рассматривать с  религиозной, национальной, расовой  и иных позиций. В таких случаях  соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных  договорах.

Иначе говоря, сущность права  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права  в зависимости от исторических условий  на первый план может выходить любое  из вышеперечисленных начал.

Единство между государством и правом:

1) возникают и развиваются  совместно;

2) имеют аналогичные подходы  к сущности и типологии;

3) выступают средствами  управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и  обеспечивать личные, групповые  и общественные интересы;

5) основаны на едином  базисе, определяются социально-экономическими  и духовными факторами и т.п.  Различия между государством  и правом:

1) если государство есть  особая организация политической  власти, то право есть социальный  регулятор;

2) если государство выражает  силу, то право — волю;

3) если первичным элементом  государства является государственный  орган, то первичным элементом  права — норма, и т.д. Взаимодействие  государства и права:

1) государство формирует,  изменяет, отменяет право (правотвор-чество), а также реализует и охраняет  его (правоприменение);

2) право воздействует на  государство, упорядочивая деятельность  государственного аппарата, устанавливая  компетенцию его органов;

Типы взаимоотношений  между государством и правом:

1) государство стоит над  правом, выступая определяющим фактором

(характерно для антидемократических  государств);

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно  для правовых государств). литература

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк  теории государства и права. М., 1996. Гл. 8.

 

Козлихин И.Ю. Современная  политическая наука. СПб., 1994. С. 68—79.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—167.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 7.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.

С.66—69.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—204.

Право и власть. М., 1990.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.

Спиридонов Л.И. Теория государства  и права. М., 1995. С. 108.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.10.

Теория государства и  права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

М., 1996. Гл.9.

Тихонравов Ю.В. Основы философии  права. М., 1997. С. 299—349.

50. Правовое государство:  понятие и принципы

Правовое государство  — это организация политической власти, создающая условия для  наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного  “связывания” государственной власти с помощью права в целях  недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового  государства возник как противоядие  от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства  характерны два основных принципа (две  стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное  “связывание” государственной  власти правом, формирование для  государственных структур правового  режима ограничения (формально-юридическая  сторона).

Первый принцип нашел  свое закрепление в ст. 2 Конституции  Российской

Федерации, где установлено, что “человек, его права и свободы  являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно  исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе  социальных действий, при которой  права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время  как возможность осуществления  функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в  виде естественных признается система  гражданских

(личных), политических, экономических,  социальных и культурных прав  личности, которые содержатся во  Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных  актах.

Второй основной принцип  правового государства воплощается  в жизнь с использованием следующих  способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью  исключения злоупотреблений ею;

— федерализма, который дополняет  горизонтальное разделение власти еще  и разделением ее по вертикали;

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти);

— взаимной ответственности  государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства  на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства  и общества в пользу последнего и  отдельной личности.

При всем многообразии принципов  правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать  во взаимосвязи. Если анализировать  первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных  идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально- юридический  аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную  власть посредством права. Ведь такое  ограничение не самоцель. Можно его  так ограничить, что государство  вообще не выполнит ни одной из своих  функций. И тогда то же гражданское  общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

 

ЛИТЕРАТУРА

Козлихин И.Ю. Идея правового  государства: история и современность.

СПб., 1993.

Козлихин И.Ю. Право и  политика. СПб., 1996.

Мартышин О.В. Несколько  тезисов о перспективах правового  государства в

России // Государство и  право. 1996. №5.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 10.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—173.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл.

22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 26.

Омельченко О.А. Идея правового  государства: истоки, перспективы, причины. М.,1994.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"