Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
Государство по отношению
ко всему обществу выступает как
средство управления, ведения общих
дел (обеспечивая порядок и
Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе.
Рожденное развивающимся
обществом государство
ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
С.87—90.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Гл.6.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 36—38. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.
Гл.3.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
С.187—189.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.
Екатеринбург, 1996. С. 51—56.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.
Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С.
127—129.
48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как
Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.
Основной идеей гражданского
общества практически все ученые
считают проблему человека. Гражданское
общество — это совокупность нравственных,
религиозных, национальных, социально-экономических,
семейных отношений и институтов,
с помощью которых
Структура гражданского общества:
— негосударственные социально-
(собственность, труд, предпринимательство);
— совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
— общественные объединения и организации;
— политические партии и движения;
— сфера воспитания и негосударственного образования;
— система негосударственных средств массовой информации;
— семья;
— церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— самоуправляемость;
— конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
— многоукладность экономики;
— легитимность и демократический характер власти;
— правовое государство;
— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие. литература
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.
Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128—133.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Гл.2.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325—329.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173—180.
Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.
С.218—219.
Политология: Энциклопедический словарь. М,. 1993. С. 75—78. Политология
/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 154—178.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—154.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 205—208.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
258—260..
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.10.
Черниловский З.М. Гражданское общество: Опыт исследования //
Государство и право. 1992. № 6.
49. Соотношение и взаимосвязь государства и права
Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.
Государство — это организация
политической власти, содействующая
преимущественному
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
— волевой характер;
— общеобязательность;
— нормативность;
— связь с государством;
— формальная определенность;
— системность.
При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что любое право есть прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
В изучении сущности права можно выделить несколько подходов:
— классовый, в его рамках
право определяется как система
гарантированных государством юридических
норм, выражающих возведенную в закон
государственную волю экономически
господствующего класса (здесь право
используется в узких целях, как
средство для обеспечения главным
образом интересов
— общесоциальный, в его рамках право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).
Наряду с этим сущность права можно рассматривать с религиозной, национальной, расовой и иных позиций. В таких случаях соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
Единство между государством и правом:
1) возникают и развиваются совместно;
2) имеют аналогичные подходы к сущности и типологии;
3) выступают средствами управления, инструментами власти;
4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
5) основаны на едином
базисе, определяются социально-
1) если государство есть
особая организация
2) если государство выражает силу, то право — волю;
3) если первичным элементом
государства является
1) государство формирует,
изменяет, отменяет право (правотвор-
2) право воздействует на
государство, упорядочивая
Типы взаимоотношений между государством и правом:
1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором
(характерно для
2) право стоит над государством,
выступая его ограничителем (
Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 4.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 8.
Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 68—79.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—167.
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 7.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995.
С.66—69.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—204.
Право и власть. М., 1990.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 108.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.10.
Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.
М., 1996. Гл.9.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 299—349.
50. Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное
“связывание” государственной
власти правом, формирование для
государственных структур
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской
Федерации, где установлено,
что “человек, его права и свободы
являются высшей ценностью”. Правовое
государство должно последовательно
исполнять свое главное предназначение
— гарантировать каждому
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских
(личных), политических, экономических,
социальных и культурных прав
личности, которые содержатся во
Всеобщей Декларации прав
Второй основной принцип
правового государства
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы
правового государства, которые
в той или иной мере вытекают из
вышеприведенных и создают для
них обеспечивающий фон: высокий
уровень правосознания и
Идея правового государства
есть идея взаимоуправления граж-данского
общества и государства, предполагающая
разрушение монополии государства
на власть с одновременным изменением
соотношения свободы
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально- юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
ЛИТЕРАТУРА
Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность.
СПб., 1993.
Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.
Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в
России // Государство и право. 1996. №5.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—173.
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл.
22.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 26.
Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М.,1994.