Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент  выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль  и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария.

Австрия и др.) — совместно  президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и  одновременно является главой государства  и правительства. Он сам назначает  правительство и руководит его  деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным  органом и ответственно перед  ним. Парламент может путем голосования  выразить вотум доверия либо вотум  недоверия деятельности правительства  в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер- министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который  избирается либо парламентом, либо коллегией  выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов  государственной власти он занимает скромное место: его обязанности  обычно ограничиваются представительными  функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства  в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает  руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность  правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент  избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает  президент. Он назначает главу правительства  и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава  государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и  утверждает его решения. Парламент  имеет возможность контролировать правительство путем утверждения  ежегодного бюджета страны, а также  посредством права вынесения  правительству вотума недоверия. литература

Кулябин А.И. Президентство  — лучшая ли это форма исполнительной власти?

// Государство и право. 1992. № 8.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

84—86.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. С. 303—309.

Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—158. Общая теория права и  государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

209—214.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 122—124.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—142.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—196.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение и политологию. М., 1997. С. 263—

268.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.5.

Теория государства и  права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.

Венгерова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е  изд. М., 1996.

Лекция 6.

Тихомиров Л.А. Монархическая  государственность. СПб., 1992.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.

30—38.

45. Соотношение типа и  формы государства

Отвечая на данный вопрос, следует  подчеркнуть, что понятия “тип государства” будет использоваться с позиции  формационного подхода, а

“форма государства” по сути дела означает форму правления.

Тип государства — это  совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической  формации.

С одной стороны, государства  каждого типа облекаются во множество  форм

— в рамках одного исторического  типа встречаются различные формы  государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные  деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай,

Индия; Римская империя) и  республики (аристократические, например

Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например

Афинское государство); для  феодального типа — монархии

(раннефеодальная, монархия  периода феодальной раздробленности,  сословно- представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция,  Генуя,

Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические  республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные

(ограниченные) монархии; для  социалистического типа — Парижская

Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства  определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно- представительная монархия — принадлежность лишь феодального  государства в известный период его развития, а парламентская  монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного  типа не могут воплощаться в любые  формы, тем более в такие, которые  явно противоречат их содержанию и  не соответствуют их экономической  основе. Нельзя представить себе рабовладельческое  государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными  учреждениями.

Конкретная форма государства  предопределяется историческим типом  государства. Но кроме этого, она  зависит и от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной  обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма  государства соотносятся как  содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства). литература

Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г.

Хабибулина. Уфа, 1995. С. 31—33.

Байтин М.И. Государство  и политическая власть. Саратов, 1972.

Денисов А.И. Сущность и формы  государства. М., 1960.

Курс теории права и  государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994.

С. 192—204.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 7.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 65—70.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—196.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.5.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е  изд. М., 1996.

Лекция 6.

Теория государства и  права. Ч. 1. Теория государства / Под  ред. А.Б.

Венгерова. М., 1995. Тема 5.

Толкачев К.Б., Хабибулин  А.Г. Государство: понятие, сущность, типология

// Политология: Курс лекций, Уфа, 1995. С. 97—100.

Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М., 1993. С. 73—90.

46. Форма государственного  устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия  государственное устройство характеризуется  с точки зрения распределения  власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства:

1) унитарная (простое, единое  государство, части которого являются  административно-территориальными  единицами и не обладают признаками  государственного суверенитета; в  нем существует единая система  высших органов и единая система  законодательства, как, например, в  Польше,

Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные  государства бывают централизованными  — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными  —

Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы  пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративная (сложное,  союзное государство, части которого  являются государственными образованиями  и обладают в той или иной  мере государственным суверенитетом  и другими признаками государственности;  в нем наряду с высшими федеральными  органами и федеральным законодательством  существуют высшие органы и  законодательство субъектов федерации,  как, например, в Германии, Индии,  Мексике, Канаде; федерации могут  быть построены по территориальному (США) либо по национально- территориальному  принципу (Россия). Федерации строятся  на основе распределения функций  между ее субъектами и центром,  зафиксированного в союзной конституции,  которая может быть изменена  только с согласия субъектов  федерации. При этом одна часть  полномочий является исключительной  компетенцией союзных органов,  другая — субъектов федерации,  третья — совместной компетенцией  союза и его членов);

3) конфедерация (временный  союз государств, образуемый для  достижения политических, военных,  экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом,  ибо отсутствуют общий для  объединившихся субъектов центральный  государственный аппарат и единая  система законодательства. В рамках  конфедерации могут создаваться  союзные органы, но лишь по  тем проблемам, ради решения  которых они объединились, и лишь  координирующего свойства. Конфедерация  представляет собой непрочные  государственные образования и  существует сравнительно недолго:  они либо распадаются (как это  произошло с

Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма  ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество

Независимых Государств). Эта  форма еще более аморфная и  неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы — империи, протектораты и  прочее. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями  которых являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и  периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская,

Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более  сильным, что, как правило, ведет  к потере суверенитета первого и  может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в

1914 г. установила над  ним протекторат.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //

Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 11—12.

Кашанина Т.В., Каманин  А.В. Основы российского права. М., 1996.

С.28—32.

Кокотов А.Н. Русская нация  и российская государственность.

Екатеринбург, 1994. Гл.3.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

86—89.

Марченко МЛ. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 7.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 158—159.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 21.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

214—216.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 124—126.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 142—143.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 196—200,

Проблемы суверенитета в  Российской Федерации. М., 1994.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

268—270.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл. 5.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

С.38—55.

47. Соотношение общества  и государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения  понятиям “общество” и “государство”.

Общество в широком  понимании — совокупность исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова —  исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в  пределах определенной территории.

Общество и государство  — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме  государства, есть и негосударственные  структуры

(политические партии, политические  движения, общественные организации  и объединения, трудовые коллективы  и т.д.). Государство есть лишь  политическая часть общества, его  элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру  государства можно судить о характере  всего общества, его сущности.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"