Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария.
Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.
В парламентской республике
правительство формируется
Характерной чертой смешанных
(полупрезидентских, полупарламентских)
республик является двойная ответственность
правительства — и перед
Кулябин А.И. Президентство — лучшая ли это форма исполнительной власти?
// Государство и право. 1992. № 8.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.
84—86.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. С. 303—309.
Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—158. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.
209—214.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 122—124.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—142.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—196.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение и политологию. М., 1997. С. 263—
268.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.5.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.
Венгерова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 6.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.
30—38.
45. Соотношение типа и формы государства
Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятия “тип государства” будет использоваться с позиции формационного подхода, а
“форма государства” по сути дела означает форму правления.
Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм
— в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай,
Индия; Римская империя) и республики (аристократические, например
Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например
Афинское государство); для феодального типа — монархии
(раннефеодальная, монархия
периода феодальной
Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные
(ограниченные) монархии; для
социалистического типа —
Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, государства
определенного исторического
Государства каждого данного
типа не могут воплощаться в любые
формы, тем более в такие, которые
явно противоречат их содержанию и
не соответствуют их экономической
основе. Нельзя представить себе рабовладельческое
государство в форме
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого, она зависит и от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства). литература
Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г.
Хабибулина. Уфа, 1995. С. 31—33.
Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994.
С. 192—204.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 65—70.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—196.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.5.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 6.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б.
Венгерова. М., 1995. Тема 5.
Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Государство: понятие, сущность, типология
// Политология: Курс лекций, Уфа, 1995. С. 97—100.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 73—90.
46. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства
— это элемент формы
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
1) унитарная (простое, единое
государство, части которого
Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными —
Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);
2) федеративная (сложное,
союзное государство, части
3) конфедерация (временный
союз государств, образуемый для
достижения политических, военных,
экономических и прочих целей).
Конфедерация не обладает
Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество
Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного
устройства в истории имели место
и некоторые другие специфические
формы — империи, протектораты и
прочее. Так, империи выступают
Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат — формальная
опека слабого государства
1914 г. установила над ним протекторат.
ЛИТЕРАТУРА
Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //
Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 11—12.
Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996.
С.28—32.
Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность.
Екатеринбург, 1994. Гл.3.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.
86—89.
Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 158—159.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 21.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.
214—216.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 124—126.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 142—143.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 196—200,
Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
268—270.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл. 5.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
С.38—55.
47. Соотношение общества и государства
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”.
Общество в широком понимании — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Государство — это организация
политической власти, содействующая
преимущественному
Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры
(политические партии, политические
движения, общественные организации
и объединения, трудовые
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.