Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Конституции Российской Федерации, согласно которой “человек, его  права и свободы являются высшей ценностью”);

2) экономическая функция  (здесь весьма важны вопросы  о пределах вмешательства государства  в экономическую сферу, о методах  государственного управления экономическими  отношениями; если в условиях  административной системы управления  экономика регулируется преимущественно  директивами, то в условиях  рыночных отношений — прежде  всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения  (в современных условиях налог  становится главным методом новой  системы управления, универсальным  регулятором, который используется  не только в экономической  сфере, но и в социальной, и  в юридической, и во внешнеполитической  и т.п.);

4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об  обеспечении нормальных условий  жизни для тех категорий граждан,  кто в силу различных объективных  причин не может полноценно  трудиться — об инвалидах,  пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано  поддерживать жилищное строительство,  здравоохранение, общественный транспорт  и т.п.);

5) экологическая функция  (с помощью законодательства государство  устанавливает правовой режим  природопользования, берет на себя  обязательства перед своими гражданами  по обеспечению нормальной среды  обитания и т.д.);

6.) культурная функция  (содержание ее сегодня составляет  разносторонняя государственная  поддержка развития культуры  — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования).

Внешние функции современного Российского государства:

1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержания  достаточного уровня обороноспособности  общества, отвечающего требованиям  его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета  и территориальной целостности,  пресечения угрожающих жизненно  важным интересам России вооруженных  конфликтов);

2) функция поддержания  мирового порядка (это деятельность  Российского государства по предотвращению  войны, разоружению, сокращению  химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для  всех режима нераспространения  оружия массовогоуничтожения и  новейших военных технологий; участие  в урегулировании межнациональных  и межгосударственных конфликтов);

3) функция сотрудничества  с другими государствами (это  разнообразная деятельность государства,  направленная на установление  и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений,  гармонично сочетающих интересы  данного государства с интересами  других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных  условиях будет эффективной и  плодотворной лишь при базировании  ее на международно-правовых актах  с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов  всех народов, входящих в мировое  сообщество. литература

Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического государства.

Саратов, 1979.

Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического  государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк  теории государства и права. М., 1996. Гл. 4.

Кашанина Т.В., Каманин  А.В. Основы российского права. М., 1996. С.

20—25.

Клепцова Т.Н. Функции и  аппарат Российского государства  в рыночной экономике. М., 1992.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

77—84.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 153—156.

Морозова Л.А. Функции Российского  государства на современном этапе //

Государство и право. 1993. № 6.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Темы 20,23.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма  к демократии: о функциях государства  в переходный период // Политические проблемы теории государства. М.,

1993. С. 28—38.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 121.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 136—138.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 189—190.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл. 4.

Теория государства и  права. Ч. 1. Теория государства / Под  ред. А.Б.

Венгерова. М., 1995. Темы 6,8.

Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение//Государство  и право. 1992. № 9.

42. Типология государств

Типология государств — это  их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

При формационном подходе  главным критерием являются социально- экономические признаки (общественно-экономическая  формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К.Маркса, Ф.Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий  тип надстроечных элементов: государство  и право. В зависимости от типов  экономического базиса выделяют следующие  типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический

(в последнее время к  ним добавляют еще два: азиатский  способ производства и прафеодализм).

Достоинства формационной типологии.

— продуктивна сама идея делить государства на основе социально- экономических факторов, которые  действительно весьма существенно  влияют на общество;

— она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:

— формационная типология  во многом однолинейная, характеризуется  излишней запрограммированностью, между  тем история многовариантна и  далеко не всегда “вписывается” в  начерченные для нее схемы;

— недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода  основными критериями выступают  духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и  другие. Так, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация  есть замкнутое и локальное состояние  общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них  выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и  т.п.

Достоинства цивипизационной  типологии:

— выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

— в связи с расширением  количества духовных критериев, которые  характеризуют именно особенности  тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная” типология  государств.

Слабые стороны:

— недооцениваются социально-экономические  факторы;

— по сути дела это типология  не столько государства, сколько  общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

Байтин М.И. Государство  и политическая власть. Саратов, 1972.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк  теории государства и права. М., 1996. Гл. 3.

 

Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

Марченко МЛ. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 5.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 160—165.

Панфилова Т.В. Формационный и “цивилизационный” подходы: возможности  и ограниченность // Общественные науки  и современность. 1993. №6.

Политология / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995.

Гл.5.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—192.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

1984.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория государства  и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

Гл.3.

Теория государства и  права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.

Венгерова. М., 1995. Тема 4.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Т. 1.

43. Форма государства

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые  отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга  по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии “форма государства”.

Форма государства — это  способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим.

Если категория “сущность  государства” определяет, в чем  заключается главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют  в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких  методов, приемов.

От формы государства  в значительной степени зависит  сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государства — это  его строение, на которое влияют как социально- экономические факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства:

— форма правления (характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг с  другом и населением; в зависимости  от особенностей формы правления  государства подразделяются на монархические  и республиканские);

— форма государственного устройства (отражает территориальную  структуру государства, соотношение  между государством в целом и  его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, фе- деративные и конфедеративные);

— политический (государственный) режим (представляет собой систему  методов, способов и средств осуществления  государственной власти; в зависимости  от особенностей набора данных приемов  государственного властвования различают  демократический и антидемократический  политические (государственные) режимы). литература

Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //

Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5—16.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

С.84—89.

Марченко МЛ. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 7. Теория государства  и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

Гл.5.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—160. Общая теория права и  государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.

Политология/Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 121—129. Политология

/ Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—143.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—200.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

С.263—270.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. Лекция

5.

Теория государства и  права. 4.1. Теория государства / Под ред. А.Б.

Венгерова. М., 1995. Темы 5,8.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл.2.

44. Форма государственного  правления

Форма государственного правления  — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их взаимоотношения  с населением.

Верховной государственной  властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный  орган, правительство.

В зависимости от положения  главы государства формы правления  подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого —  “единовластие”) — это форма  правления, при которой власть полностью  или частично сосредоточена в  руках единоличного главы государства  — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

— власть передается по наследству;

— осуществляется бессрочно;

— не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых  единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода  эпохи феодализма, из современных  — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные  органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.

Республика (от латинского —  “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при  которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей  или представительного органа.

Признаки республики:

— выборность власти;

— срочность;

— зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные. В президентских  республиках (США, Бразилия,

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"