Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.
Во-вторых, это ресурс влияния,
воздействия на других людей со стороны
тех, кто властью обладает, наделяющий
их способностью осуществления своей
роли вопреки сопротивлению других
людей. Поскольку в сфере политики
происходит постоянная борьба различных
интересов, появляется потребность
преодоления сопротивления
ЛИТЕРАТУРА
Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки.1991.№ 2.
Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1994. Гл. 3. § 2.
Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально- политический журнал. 1994. № 3—6,7—8.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:
Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 102—109
Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. № 2. Философия власти. М., 1993.
22. Сущность и особенности политическойы власти
Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.
Признаки политической власти:
— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;
— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;
— наличие специального аппарата
людей, обладающих более высоким
уровнем компетенции и
Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.
Политическая, государственная
жизнь действительно постоянно
колеблется между двумя противоположными
полюсами: невмешательством государства
в общественную жизнь и полным
контролем над нею. Видя во власти
мощный социальный фактор социальной
упорядоченности, а в безвластии
— очевидную опасность
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7.
Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:
Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.4.§1.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. С.
102—109.
Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 3.
§1—3.
Философия власти. М., 1993.
23. Природа и функции политической власти
Политическая власть возникает,
формируется в ходе реализации потребностей
управления, регулирования общественных
отношений. Она действует как
принудительная форма снятия порождаемых
различием интересов
Функции политической власти как инструмента социального управления:
— сохранение социальной целостности;
— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;
— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга;
— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.
Разрыв и противопоставление
функций политической власти может
существенно ослабить и дестабилизировать
всю систему социальных отношений,
привести общество к социальному
кризису. Условием обеспечения оптимальности
в сочетании функций
ЛИТЕРАТУРА
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 3.
Залыгин И.Ю. Политическое насилие в системе власти // Социально- политический журнал. 1995. № 3.
Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.102—116.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.
Малько. М., 1997. С. 43—48.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл.3. § 1—5.
Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. № 3.
24. Типы истолкования власти
В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует несколько традиций, сохраняющихся в литературе с древних времен. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальных процессах ее генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.
Основные типы истолкования власти:
1) биологический (К. Лоренц,
Дж. Уилсон). В его рамках власть
рассматривается в качестве
2) социально-экономический
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.
Ленин). Причина и сущность власти
видится в неравенстве и
3) философско-рационалистический.
При таком подходе власть
4) философско-
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений//Государство и право. 1995. № 11.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.90—95.
Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI в. // Свободная мысль. 1992.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.
104—107.
Философия власти. М., 1993.
25. Легитимность политической власти и ее типы
Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается
населением как правомерная и
справедливая. И, напротив, если правящая
группа не пользуется общественным доверием
и вынуждена постоянно
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия.
Если легальность означает
юридическое обоснование
Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Типы легитимности политической власти:
1) рациональный — власть
узаконена установленными
2) идеологический — власть
признается обоснованной в
3) традиционный — власть
признается оправданной в силу
укорененных обычаев, традиций, привычки
повиноваться, веры в непоколебимость
и священность издревле
4) харизматический (персональный)
— власть основывается на вере
масс в исключительные
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимиости политической
власти можно судить по уровню принуждения
(насилия), необходимого для проведения
той или иной политики в обществе,
по количественному и
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими. литература
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 94—96.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.
104—108.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 228.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 116—120.
Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 3.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 73—76.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.
95—101.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 151—154.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 55—58.
Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
117—120.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 137—139.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова,
А.В. Малько. Саратов, 1994. С.102—113.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
26. Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
Структура политики включает
в себя самые разнообразные
Объекты политики — фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.
Субъекты политики — носители
политического действия. Очевидно многообразие
субъектов политических отношений,
в качестве которых могут выступать
и отдельные люди, и социальные
группы, и институты, и движения.
Их общей чертой служит наличие интересов,
сферой реализации которых являются
политические отношения. Особенно велика
роль таких субъектов политики, как
классы (объединяющие людей с одинаковым
типом отношения к