Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности  власти ограничивать роль случайности  в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны  тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей  роли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере политики происходит постоянная борьба различных  интересов, появляется потребность  преодоления сопротивления других людей и сил и как следствие  — необходимость реализации политики во властной форме.

 

ЛИТЕРАТУРА

Амелин В.Н. Власть как  общественное явление // Социально-политические науки.1991.№ 2.

Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1994. Гл. 3. § 2.

Краснов Б.И. Теория власти и  властных отношений // Социально- политический журнал. 1994. № 3—6,7—8.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:

Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 102—109

Пушкарева Г.В. Власть как  социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. № 2. Философия власти. М., 1993.

22. Сущность и особенности  политическойы власти

Политическая власть —  это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через  специально уполномоченный государственный  аппарат;

— использование механизма  организованного принуждения с  опорой на систему разнообразных  санкций, применяемых за нарушение  установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким  уровнем компетенции и образования  по сравнению с другими властными  аппаратами, чтобы следить за исполнением  законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение  осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов  в обществе. Его значение не следует  ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как  сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в  рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Политическая, государственная  жизнь действительно постоянно  колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства  в общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии — очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое и социальное благо. Эффект использования  власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии или вопреки  интересам как управляющих, так  и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким  образом сопряженной с ее социальной сущностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7.

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:

Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.4.§1.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.М. Марченко. М., 1997. С.

102—109.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 3.

§1—3.

Философия власти. М., 1993.

23. Природа и функции  политической власти

Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как  принудительная форма снятия порождаемых  различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и  укрепления человеческих сообществ. В  сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому  существует необходимость преодоления  сопротивления других людей и  сил, и политическая власть реализуется  в принудительной форме.

Функции политической власти как инструмента социального  управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального  организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким  образом, чтобы они действительно  дополняли, а не подрывали существование  друг друга;

— поддержание необходимых  для общества пропорций между  производством и потреблением в  таком соответствии, чтобы они  не препятствовали, а стимулировали  развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может  существенно ослабить и дестабилизировать  всю систему социальных отношений, привести общество к социальному  кризису. Условием обеспечения оптимальности  в сочетании функций политической власти служит некоторая степень  автономии государства от взаимодействующих  в обществе интересов, возвышения над  ними. Политическая власть достигается  при условии, если интересы государства  преобладают, доминируют в случае конфликта  с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 3.

Залыгин И.Ю. Политическое насилие  в системе власти // Социально- политический журнал. 1995. № 3.

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.102—116.

Теория государства и  права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.

Малько. М., 1997. С. 43—48.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл.3. § 1—5.

Шабо Ж.Л. Государственная  власть: конституционные пределы  и порядок осуществления // Полис. 1993. № 3.

24. Типы истолкования власти

В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует несколько традиций, сохраняющихся  в литературе с древних времен. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что каждая из них  фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальных процессах ее генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.

Основные типы истолкования власти:

1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон). В его рамках власть  рассматривается в качестве механизма  обуздания, связывания человеческой  агрессивности, укорененной в  наиболее глубоких инстинктах  человека как биосоциального  существа, сама же агрессия рассматривается  как инстинкт борьбы, направленный  против собратьев по виду и  существующий как у животных, так и у человека;

2) социально-экономический  (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.  Ленин). Причина и сущность власти  видится в неравенстве и расколе  общества на враждебные классы, в необходимости обеспечения  управления делами социальной  целостности в условиях нарастающей  социальной дифференциации и  борьбы. Генезис власти связывается  со спецификой экономической  дифференциации общества, в рамках  которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих  друг от друга, становятся на  место независимой деятельности  отдельных лиц. Но комбинированная  деятельность означает организацию,  а возможна ли организация  без авторитета?”. (Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 18. С. 303);

3) философско-рационалистический. При таком подходе власть рассматривается  в качестве следствия, порождения  самой специфики рационального  человеческого сознания, заложенной  в ней неискоренимой тенденции  к доминированию, подчинению как  окружающего мира, так и себе  подобных. Власть — это способ  мышления, связанный со стремлением  к обеспечению господства над  природой и над другими людьми;

4) философско-иррационалиспшческий. Для Ф. Ницше власть — это  воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи  делают акцент на инстинктивной,  психологической природе стремления  к власти и к повиновению,  находя его источники в самой  структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием  социальных условий, связанных  с ранним детством, сексуальным  подавлением, образованием, культивирующим  страх, услужливость и повиновение.

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений//Государство  и право. 1995. № 11.

Власть. Очерки современной  политической философии Запада. М., 1989.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.90—95.

Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI в. // Свободная мысль. 1992.

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.

104—107.

Философия власти. М., 1993.

25. Легитимность политической  власти и ее типы

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и  справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать  к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать  нелегитимной.

 

Легитимная власть порождает  у руководителей право на управление и соответственно обязанность у  населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие  понятия.

Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая  характеристика), то

Легитимность — это  доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный — власть  узаконена установленными демократическим  путем и признанными нормами  права, основана на подчинении  не личности руководителя, а законам,  в рамках которых избираются  и действуют представители власти;

2) идеологический — власть  признается обоснованной в силу  внутренней убежденности или  веры в правильности тех идеологических  ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный — власть  признается оправданной в силу  укорененных обычаев, традиций, привычки  повиноваться, веры в непоколебимость  и священность издревле существующих  порядков;

4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере  масс в исключительные качества, особые способности политического  лидера (вождя от Бога, обладающего  чудесным даром), на личном авторитете  правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые  иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом  виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются  при доминировании одного из них.

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному  анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний  и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным  проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Во все времена предметом  постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей  власти и политики, т.е. обеспечение  их признания и одобрения со стороны  подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся  воздействовать на сознание людей всеми  средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими. литература

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 94—96.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

104—108.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 228.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 116—120.

Основы политологии / Под  ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 3.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 73—76.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

95—101.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 151—154.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 55—58.

Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

117—120.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 137—139.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова,

А.В. Малько. Саратов, 1994. С.102—113.

Чиркин В.Е. Основы государственной  власти. М., 1996.

26. Структура политики: объекты,  субъекты, ресурсы

Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие этих компонентов  может быть сведено к трем группам.

Объекты политики — фрагменты  политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых  направлено политическое действие.

Субъекты политики — носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать  и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как  классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим  складом, территорией, общностью экономической  жизни). Именно во взаимодействии между  ними формируется тот круг проблем  и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами  и организациями, требуют для  своего решения обязательного вмешательства  государственной власти.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"