Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Характерные черты политической деятельности:

— концентрация усилий на общих  проблемах, потребностях существования  социальной целостности;

— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного  средства решения этих проблем;

— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Основные состояния политической деятельности:

— политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется  сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни  при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается  в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;

— политическая пассивность  — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может  быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные  интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность  в политике не бездеятельна, это  специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности  является конформизм, выражающийся в  принятии социальной группой ценностей  политической системы как своих  собственных, хотя они и не соответствуют  ее жизненным интересам.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя  на политическую власть или непосредственно  используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости  от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные  признаки:

— рост стремления граждан  действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной  организованной структуры;

— объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

— все больше людей склонны  к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают  с принадлежностью к той или  иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать  независимо.

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 11.

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987.

Залыгин И.Ю. Проблема оправданности  насилия как политического средства

// Социально-политический  журнал. 1995. № 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

С.306—325.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 9. § 1. Политология вчера и  сегодня. М., 1990.

18. Цели и средства в  политике

Политика по своей природе  является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.

Цель в политике — это  идеальный, желательный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.

Классифиция целей в политике проводится по следующим основаниям:

1) по их значению: общие  (достижение всеобщего равенства,  благополучия и т.п.) и частные  (формирование правительства народного  доверия);

2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические, экологические, политико-юридические  и другие;

3) по очередности: ближайшие,  промежуточные, более отдаленные, конечные

(для конкретного политического  процесса);

4) по сферам политической  деятельности: внутренние

(внутригосударственные)  и внешние (международные) и  т.п.

Средства в политике представляют собой инструмент достижения целей, превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо политических сил.

Нередко в политической жизни  используются такие средства, как  забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и  правовые нормы, традиции, и т.д. Они  могут быть жесткими (крайними), нацеленными  на быстрое, без задержки на промежуточных  этапах, получение желаемого результат  и мягкие (умеренные), использование  которых дает множество промежуточных  результатов, требует большего времени  и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.

Между целями и средствами существует взаимозависимость, своеобразное взаимодействие. С одной стороны, цель во многом предопределяет используемые средства, а с другой стороны, средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность  цели, корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от тех идеалов, которые  оказались на сегодняшний день недостижимы.

Искусство политики состоит  в умении соизмерять ее цели и средства, в умении использовать в оптимальном  варианте те или иные средства для  достижения конкретных целей.

Однако для реализации политических целей приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с  помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Думается, нельзя признать оправданным и принцип, согласно которому цель оправдывает средства. литература

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 272—273.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 47—49.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 190—193.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 71.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 217—222.

Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 Т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С.

459.

Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 4.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

С.66—77.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 389—390.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 4.

19. Политический прогресс  и его критерии

Политический прогресс —  это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в  политической системе разнообразных  социальных интересов, в большей  степени учета человеческого  разнообразия и свободы.

 

В качестве критериев политического  прогресса выделяют следующие параметры  существования политических систем:

— степень структурной  дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О достаточно высокой степени их развития свидетельствует, например, наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и  судебной властей. И, наоборот, их сосредоточение в одном органе или человеке —  верный признак примитивизации политических отношений, наступающей в силу тех  или иных причин;

— характер стимулов политической деятельности: в ходе политического  прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического  поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта политического  действия;

— наличие в рамках определенной системы политических отношений  специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке, а не апологетике собственного состояния. Эту роль выполняет прежде всего  общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские  организации;

— нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в  сфере политики, постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической  символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.

Эти критерии политического  прогресса не изолированы друг от друга, их необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что  каждый отражает лишь определенный аспект политического прогресса, но не весь его в целом. литература

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 4. § 4.

Ильин В.В., Панарин АС., Ахиезер  А.С. Реформы и контрреформы в  России.

М., 1996.

Ковалев А.М. Многомерность  общественного процесса и политики // Вестник

МГУ. Сер. Политические науки. 1996. № 1.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 3.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.354—368.

20. Соотношение экономики,  политики и права

Экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих  данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.

Политика — это система  отношений между людьми, которые  возникают по поводу организации  и использования государственной  власти в обществе.

Право — это система  общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и  т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения  данных понятий. Одни ученые считают, что  между этими понятиями нет  приоритетного. Первичными факторами  развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают  интересы людей. В определенных случаях  интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем  претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о  приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций  в Западной

Европе сначала принимались  законы, а потом на их базе формировались  новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда  интересы сначала претворяются в  новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о  приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второй точке  зрения экономика определяет политику и право.

Последние являются надстроечными  категориями и зависят от базиса

(способа производства). Однако  эта доминирующая роль проявляется  лишь в конечном счете, ибо  политика и право, опираясь  на экономику, могут оказывать  и обратное воздействие на  нее, стимулируя либо сдерживая  развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает  в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение же между политикой  и правом проявляется в двух вариантах: в первом определяющим фактором выступает  политика, во втором — право.

 

ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства  и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996.

Т. 1.Тема 4.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 6—8.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 31.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 7.

Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция

8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

89—102.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной.М., 1996. Гл. 12.

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7,17.

Теория государства и  права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

М., 1997. Гл.6.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996.

Лекция 8.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 10—23.

21. Теория власти и властных  отношений

Власть как важнейший  элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

— это вид управления, регулирования и контроля, способность  распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

— это средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в  поведении и деятельности;

— несомненен волевой характер власти, благодаря ей действия людей  приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение  мотивов и целей людей;

— власть явно связана с  дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в  отношениях асимметрии, иерархии, в  арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация.

Существует очевидная  опасность бесконтрольной власти, порождающая  большое значение ее регулирования  и контроля.

Необходимость власти порождена  по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при  наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения  управленческого решения. Власть в  этом случае служит средством преодоления  информационного дефицита через  силовое, принудительное решение.

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение  друг к другу этих явлений.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"