Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

— идея классовой борьбы как движущей силы исторического  и политического прогресса и  представление государства в  качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма  государственной власти эксплуататоров;

—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и  открывается путь к строительству  бесклассового общества изобилия и  свободы — коммунизма;

— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом  господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки  бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51,

152—199.

Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 8.

Политология: Краткий энциклопедический  словарь-справочник. М., 1997.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3.

9. Развитие политической  мысли в России в XIX—XX вв.

В политической жизни России легко найти представителей широко распространенных и в других странах  политических теорий и ориентации: консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и  монархистов. Но здесь же возникли политические идеи, ярко выражавшие своеобразие  как российской политической практики, так и политической культуры, и  сами оказавшие мощное воздействие  на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами

Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева  и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального  общества к социалистическому минуя  капиталистическую стадию общественного  развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся  совместным землепользованием, традицией  коллективного обсуждения и решения  общих дел, запрещением купли  и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась  Н.Г. Чернышевским с деятельностью  организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными  представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической  идеологии:

— критическое отношение  не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования  коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически  мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря  ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет  за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу  служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости  от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной  философии, представленной именами B.C. Соловьева

(1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944),

Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана  идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты  идеи соборности:

— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно  возможных и естественных оснований  общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается  как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается  в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный

“антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы  мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь  К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин

(1870—1924) обосновал идею  о том, что политическая партия  является важнейшим инструментом  завоевания политической власти  рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами  для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно  управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и  возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в  жизни народов решаются только силой”).

 

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 217—265,325—389.

Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.,

1994. С. 96—102.

Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М.,

1993. Гл. 4.

Исаев И. Евразийство: Идеология  государственности // Общественные науки  и современность. 1994. № 5.

Ленин В.И. Что делать? // Ленин  В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 3.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 43—56.

10. Становление и развитие  политической науки за рубежом  в XIX—XX вв.

Современный облик политической науки с такими ее чертами, как  интерес к изучению мотивов и  последствий политической дея- тельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить  проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался  под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог  Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и  хитрость, поэтому эффективно действующие  политики делятся им на “львов”  и “лис”. Невысоко оценивая смысл  и результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной  формой организации политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу  лиц, знаниями, способностями, профессиональными  успехами доказавшими свою избранность.

Немецкий историк, философ  и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил  разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно- рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его по праву  считают основателем современной  теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится  проводить четкое различие между  фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими  внутренний мир субъекта, специфику  его отношения к окружающему  миру.

Мощное воздействие на методы современной политологии  и весь спектр ее проблем оказали  идеи австрийского психиатра и психолога  Зигмунда Фрейда

(1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено  внимание на принципиально новый  объект интереса теоретиков политики  — роль бессознательного в  детерминации политических процессов.  В свете этих идей политическое  поведение рассматривается в  качестве результата неосознаваемых  влечений, формирующихся в подсознании  человека под воздействием детских  впечатлений, воспитания. Политика  все чаще оценивается как некий  вид патопсихологии, сфера, влекущая  людей с неосознаваемыми психическими  деструкциями.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 403—562.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл.З. § 1—3.

Истон Д. Новая революция  в политической науке // Социально-политический журнал.1993.№ 8.

Макаренко В.П. Вера, власть и  бюрократия: Критика социологии М. Вебера.

Ростов н/Д, 1988.

Моска Г. Элементы политической науки // Социс. 1994. № 10. Политология:

Краткий энциклопедический  словарь-справочник. М., 1997.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 56—60.

Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10.

1996. № 1,2,7,10.

11. Сущность политики и  ее роль в обществе

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей  в делах государства, в решении  проблем, относящихся к жизни  общества в целом.

Характерные черты политики:

— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда  решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

— любой тип политики связан с решением проблем существования  и функционирования государства  — такого социального института, который как раз и служит для  решения проблем, интересующих все  общество;

— связь с действиями и  интересами больших масс людей;

— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий  и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь  имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается  в реальной политике);

— властный характер, способность  принуждения, волевого воздействия  для придания целенаправленности действиям  многих людей.

Необходимо принимать  во внимание, что все вышеназванные  качества не изолированы, а взаимно  дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование  государственного механизма; соединение частных и общих интересов  осуществляется в теоретической  форме, а реализация теории, программы  предполагает обращение к механизмам власти.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди  них можно выделить следующие:

— осуществление авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых  могут выступать самые разнообразные  материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

— интеграцию, объединение  всех элементов общественной жизни, мобилизацию социальных ресурсов для  реализации общих целей и интересов  общества;

— реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 76—86.

Вебер М. Политика как призвание  и профессия //Диалог. 1996. № 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

Ильин В.В. О природе политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки.

1995. № 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 91—100. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 10. Философия политики. М., 1997.

Пригожин А.И. Что есть политика? (Политологические тезисы) //

Общественные науки и  современность. 1996. № 5.

12. Политическая жизнь

С середины 50-х гг. XX в. в  политологии активно используется введенное в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая  жизнь”. Оно позволяет рассматривать  политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в  следующих ее признаках:

— политика может выступать  как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных  политических отношений, так и в  качестве действий субъектов политических отношений;

— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически  всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и  государства, и партии, и союзы, и  движения, и социальные институты;

— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны  жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

— в политическую жизнь  всегда вовлечены большие массы  людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят  направленность, облик, результативность политических событий;

— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи  между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально  важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого  участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).

Оказывают воздействие на политические процессы, формируют политические проблемы и влияют на выбор путей  и возможностей их решения;

— экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь (а сама она  активно воздействует на их формирование);

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"