Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

— системный подход заключается  в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и  разнообразными связями с внешней  средой, в выявлении фактора изменения  и стабилизации политической жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 19. Демидов

А.И.,

Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 2. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1996. Гл. 2. § 2.

Политология: Курс лекций/Под  ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 46—49.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993.

5. Функции политологии  как науки и учебной дисциплины

Социальную роль политологии  в общественной жизни и образовании  реализуют ее функции:

—познавательная, которая  осуществляется в ходе создания точного  образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;

— прогностическая. Обладание  знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить  более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей  в этой сфере;

—практическая. Представления  о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход  реализации поставленных в политике целей;

— идеологическая. Политология  служит средством идейного обоснования  важнейших целей и идеалов  политической деятельности, оказывает  воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в  значительной степени определяет стратегию  и тактику их политического поведения;

— культурная. Политология  обогащает представления людей  о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления  о ценностях;

— воспитательная, в ходе реализации которой складываются необходимые  в демократическом обществе предпосылки  и навыки участия граждан в  политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации  общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния  человека на ход политических процессов.

Образование — это наиболее эффективный и быстродействующий  канал передачи знаний, навыков, важнейших  приобретений политического опыта.

Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших  функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность  донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

 

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л. П. Политология. М., 1996. С. 3—5.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 1. § 2.

Бутенко А.К. Политология  как наука и как учебная  дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. 1993. № 9—10.

Краснов Б. К. Политология  как наука и учебная дисциплина // Социально- политический журнал. 1995. № 1.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 18—22.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993.

6. Политическая мысль античности

Политическая мысль в  Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного  участия граждан в политике, что  предполагает выбор оптимальных  для этого форм государственного устройства, существование механизма  разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие  представлений о путях обеспечения  единства общества при наличии очевидных  и острых социальных различий.

Многие идеи, возникшие  в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ  Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих  произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения  государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах  удовлетворить свои потребности  в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление  об идеальном государстве, т.е. реально  не существующем идейном образе, и  его особенностях: власть здесь принадлежит  людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве  властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве  подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в  том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них  вознаграждение; “коммунизм” как  принцип равенства потребления  осуществляется в высших классах  и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших  искажением задаваемого идеальным  типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий  философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем  политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где  механизм власти подчинен интересам  тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное  неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего  элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и  независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего  класса”.

Столь же актуальные для современности  многие идеи высказал великий римский  мыслитель, оратор, политический деятель  Марк Туллий Цицерон

(106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму  правления, сочетающую в себе черты  демократии и аристократии. Он предложил  версию права как естественного, неотъемлемого качества природы  человека и общества.

В “Кратком пособии для  претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые  вполне годятся для использования  и в современной политической практике.

 

ЛИТЕРАТУРА

Баскин Ю.Я. Очерки по истории  политических учений. Л., 1991. Демидов

А.И.,

Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 30—49. Краснов Б.И.

Введение в историю  политической науки // Социально-политический журнал.

1995. № 2.

Луковская Д.И. Политические и правовые учения: Историко-теоретический  аспект. Л., 1985.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 28—31.

Сморгунов Л., Семенов Л. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 1.

7. Политические идеи средневековья  и Возрождения

Абсолютное господство религии  в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток  и на политические взгляды: все явления  в сфере политики оценивались  с позиций христианского учения.

Политические проблемы рассматривались  как часть проблем теологических, сколок с них.

Именно так их трактовал  крупнейший католический теолог Августин Аврелий

(353—430), по мнению которого  деятельность государства должна  быть всецело подчинена реализации  воли Божьей. Если же оно от  этой воли отходит, то искажает  свое предназначение, смысл которого  состоит в реализации заповеданной  Богом общей пользы. Источник  зла, социальных и политических  потрясений философ видел в  свободе воли человека, отходящего  от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного  примата церковной власти над  светской, который будет впоследствии  рождать острейшие политические  и теоретические коллизии.

Идею божественного происхождения  государственной власти развивает  и

Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить  божественной воле. Этого люди могут  избежать в случае познания всеобщего  порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать  с этим более общим законом  и направлять поведение людей  в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного  закона, подданные имеют право  не следовать ее требованиям.

Отход от чисто теологической  интерпретации политики происходит в эпоху

Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами  итальянского теоретика политики Никколо  Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения  политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством  замыслов, но верным расчетом, умением  предвидеть последствия тех или  иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских  государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него —  удел избранных, но хорошему правлению  можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче. литература

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 600—605. Баскин Ю.Я.

Очерки по истории политических учений. Л., 1991.

Бурлацкий Ф.М. Загадка и  урок Никколо Макиавелли. М., 1977.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 16—19,

34—36.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 31—33.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 2.

8. Политическая мысль Нового  времени

Новое время в Европе —  это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность  создания политических институтов в  соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями  о наиболее целесообразных формах политического  устройства. Активно обсуждается  вопрос о природе государственной  власти.

Английский философ и  политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает  государство в качестве инструмента  подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию  “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие  средства. Осуществляющий государственную  власть суверен не ограничен в  своих действиях волей подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского  философа Джона

Локка (1632—1704): он исходит  из того, что люди, движимые защитой  собственного интереса, не обязательно  вредят друг другу, но способны взаимодействовать  и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два  разных варианта трактовки идеи “общественного договора”

— принципа согласования интересов  и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне  рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и  им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим  на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах  Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается  в признании, что каждый человек  обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид  же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые  сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается  в доказательстве необходимости  обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье  вводит различие двух типов действующих  в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений  и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость  соответ ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизма:

— принцип экономической  детерминации политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает  социальную, политическую, духовную жизнь  в обществе;

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"