Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
— развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);
— статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений
(доход, вид занятий,
уровень образования) и их
— характер этнонациональных
общностей, ибо устойчивые государственные
системы формируются на основе нации,
нации стремятся к
— религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей;
— идеология — средство
духовного сплочения и
— средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют;
— общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития;
— политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера. литература
Краснов Б.И. Политическая жизнь и ее демократические параметры //
Социально-политический журнал. 1995. № 4.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 2. Чудинова И.М.
Политическая жизнь // Социально-политический журнал. 1994. №11—12.
13. Типы отношений человека к политике
Важнейшим источником политики, ее решающим компонентом является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично.
Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания.
Можно выделить три основных типа отношений человека к политике:
1) состояние приобщения
человека к политике, выражающееся
в разнообразных формах
2) отчуждение, или аномию,
характеризующуюся разрывом
3) полное слияние человека
и политической структуры,
Характерные черты личности при авторитарном режиме:
— конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
— перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;
— желание власти и боязнь ее носителей;
— оправдание своего поведения поведением других;
— вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров и т.д.
Ныне становится ясно, что формирование у человека ответственного отношения к политике возможно только при введении его в ситуацию социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем повышения влияния человека на властные отношения, позволяет отразить в них многообразие интересов, которые они должны учитывать, и потребности, которые они должны удовлетворять.
ЛИТЕРАТУРА
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Гл. 3.
Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 5. § 1.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 1.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.П. Денисюк и др. Минск, 1997.
Гл.5.§1.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.
14. Политическое поведение и его виды
Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей.
Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов.
Специфика политического поведения определяется самой природой политики
— установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.
В ходе развития любого политического
процесса возникает ощутимая потребность
в закреплении черт, норм, регуляторов
политического поведения в
Очевидно, что в политике,
как и во всякой другой сфере, люди
ведут себя по-разному. В зависимости
от политического поведения
— лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;
— активисты — посредники
между лидерами и последователями.
Они организуют участников движения,
постоянно снабжая лидеров
— последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;
— лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.
ЛИТЕРАТУРА
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 13—15.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Гл.4.
Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7. § 1,2.
Зеркчн Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996.
С.325—329.
Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск,
1997. Гл. 14. § 2.
15. Регуляция политического поведения
Важнейшим стимулом политической
деятельности служит интерес, в его
основе лежит та или иная проблема
в жизни политической общности, понимание
острой необходимости ее решения. Но
для того чтобы факт понимания
перерос в политическое действие,
требуется новое звено —
“завоеванию”, “восстановлению”.
На характер политического поведения оказывают влияние не только интерес и мотивация, которые возникают на его основе, но и внешние факторы:
— роль — форма поведения, которую выбирает участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;
— статус или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;
— принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида социальных отношений;
— участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.
Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля, жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности осуществляющих поведение субъектов.
Как только контроль за политическим
поведением становится тотальным, инициатива,
а вслед за ней участие и
активность уходят, уступая место
вялому исполнению указаний, или вообще
замещаются политическим отчуждением.
Поэтому регуляция обязательно
должна оставлять место для инициативы
и самостоятельности, ни в коем случае
не сводиться к жестким
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.
Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. 1993.
№4.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.14.§ 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.254—269.
16. Специфика массового поведения в политике
В большинстве политических процессов люди участвуют, как правило, не поодиночке, а соединенными в однородные и организованные группы
(классы, нации, профессиональные
общности, общественные организации
и т.п.). В качестве подобной
группы могут выступать и
— статистичностъ —масса не представляет собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
— стохастичность, вероятность. В массе случайность, неупорядоченность отношений между людьми, границы ее размыты, а состав неустойчив;
— ситуативность — характер действий массы полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом ее деятельности или общения;
—разность состава, его межгрупповая природа;
— аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры;
— анонимность — членам массы не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга.
Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности. Она выражается в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущего к утрате личной ответственности.
При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.
Во-первых, это публика, формирующаяся
на основе интеллектуального
Во-вторых, это толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей, например на митинге, в любом общественном месте, где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.
У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.
Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.
ЛИТЕРАТУРА
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Гл.11,12.
Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. Гл. 4—6.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 345—149. Политология:
Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.252—268.
17. Политическая деятельность
Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.
При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.