Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

 

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

5.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

Лекция 2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 9.

Матвеев Р.Ф. Теоретическая  и практическая политология. М., 1993. Гл. 2.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. С.

85—90.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5.

Политология: Курс лекций / Под  ред. Н.П. Денисюк и др. Минск. 1997. Гл.

7.

Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость.

М.,1993.

34. Типология политических  систем

Категория политической системы  выполняет в политологии двоякую  функцию: с одной стороны, она  позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой — представить  политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить  разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных  типах политических систем. Ясно, что  поскольку основания выделения  и сопоставления способов организации  политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии  политических систем.

В зависимости от исторического  опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную

(ориентированную на использование  принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие  задачи решаются в ходе противоборства  различных политических сил) и  социопримирительную

(нацеленную на поддержание  социального согласия и преодоление  конфликтов).

В зависимости от характера  господствующего политического  режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и  тоталитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа:

— правление большинства;

— свобода критики и  оппозиции правительству;

— защита меньшинства и, в  свою очередь, его лояльность политическому  сообществу;

— право народа на участие  в решении государственных дел; уважение и охрана права человека.

Характерные черты авторитарной политической системы:

— использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

—ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

— централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

— сосредоточение функций  управления обществом в одном  лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

— отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства  над всеми сторонами жизни  общества;

— стирание грани между  личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с  властью (Ф. Хайек);

— ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

— радикальное ограничение  инициативы индивида, его полная зависимость  от государственной машины в решении  практически всех политических проблем.

 

ЛИТЕРАТУРА

Борисов, Л.П. Политология. М., 1996. С. 78—83.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.

128—136.

Краснов Б.И. Политические системы // Социально-политический журнал.

1995. №3.

Мирский Г.И. Авторитаризм и  демократия: две модели // Полис. 1997. №6.

Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии

//Социс.1994.№1.

Политология: Курс лекций / Под  ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.

107—114.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство  и право. 1992. № 5.

35. Место и роль государства  в политической системе общества

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение  понятия “политическая система  общества” и раскрыть ее структуру (см. ответ на вопрос 32).

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство представляет собой  универсальную территориальную  форму организации политической власти в социально неоднородном обществе.

Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и  “политическая система общества”  соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в  себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального  института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений  государственных органов обусловлена  самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих  для него проблем.

Именно в этом качестве государство играет особую роль в  политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем  деятельности по управлению, Пользуясь  ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно  обладает следующими признаками:

— выступает в качестве единственного официального представителя  всего народа, объединяемого в  пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

— интегрирует общество, придает ему качества единого  социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

— является носителем государственного суверенитета;

— располагает специальным  аппаратом (публичной властью),

Предназначенным для управления обществом;

— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой  безопасности и т.п.);

— имеет, как правило, монополию  на правотворчество;

— владеет специфическим  набором материальных ценностей (государственной  собственностью, бюджетом, валютой  и т.д.). литература

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 9.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

5.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

Лекции 2,5.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.

Матвеев Р.Ф. Теоретическая  и практическая политология. М.,1993. Гл. 2.

Основы политологии / Под  ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 5.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5. ,

Политология: Курс лекций / Под  ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997.

Гл.11.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997.Гл.7.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 61—88.

36. Происхождение государства

Государство — политическая структура особого рода, возникшая  на определенном этапе общественного  развития, представляющая собой центральный  институт власти в политической системе  конкретного общества.

Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания о  причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные  причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической —  факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические  факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.

В литературе выделяются и  некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Таким образом, возникновение  государственности обусловлено  многими причинами, среди которых  вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат усложнения, прежде всего социально- экономической  жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов  общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Формирование государства  — длительный процесс, у различных  народов мира он шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая  форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет,

Вавилон, Китай, Индия и  т.п.). Здесь устойчивыми оказа  лись социально-экономические структуры  родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем  Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали  организаторами производства.

По другому историческому  пути шел процесс в Афинах и  Риме, где рабовладельческое государство  возникло в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения  государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

В Риме образование государства  было ускорено борьбой бесправных плебеев  против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация  не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые  другие'государства возникли не как  феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной  собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками —  знать еще не имела крупной  частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как  свободу, так и собственность  на землю).

 

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 44—45.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк  теории государства и права. М., 1996. Гл. 1.

 

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

С.67—69.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 4.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 148—149;

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 5.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

С.204—207.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 132—133.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 184—186.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

253—255.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997.Гл.2.

Теория государства и  права. Ч.1. Теория государства / Под  ред. А.Б. Вен- герова. М., 1995. Тема 2.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е  изд. М., 1996.

Лекция 2.

Теория государства и  права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

М., 1997. Гл.5.

Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и  государства.

М., 1985.

37. Понятие и признаки  государства

Центральным институтом политической системы общества является государство. Термин “государство” в политологии  обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом  высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и  в узком, собственном смысле слова. Последнее понимание — строго научное. В его рамках государство  определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически  организованного общества:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не  совпадающей с населением страны, материализованной в специфических  принудительных учреждениях и  распространяющейся на всю территорию  страны и на всех находящихся  там лиц (государство обязательно  обладает аппаратом управления  и принуждения, ибо публичная  власть — это чиновники, армия,  полиция, а также тюрьмы и  Другие учреждения);

2) система налогов, податей,  займов (необходимы для материального  обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной  и т.п., а также для содержания  государственного аппарата, людей,  не производящих материальные  ценности и занятых только  управленческой деятельностью);

3) территориальное деление  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех  людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности  к какому-либо роду или племени,  вероисповеданию и т.д.);

4) суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость  в международных отношениях);

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"