Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция
5.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Лекция 2.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.
Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. Гл. 2.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. С.
85—90.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск. 1997. Гл.
7.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость.
М.,1993.
34. Типология политических систем
Категория политической системы
выполняет в политологии
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную
(ориентированную на
(нацеленную на поддержание
социального согласия и
В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.
Характерные черты политической системы демократического типа:
— правление большинства;
— свобода критики и оппозиции правительству;
— защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;
— право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана права человека.
Характерные черты авторитарной политической системы:
— использование сильных,
жестких средств решения
—ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
— централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
— сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Характерные черты тоталитарной политической системы:
— отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
— стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);
— ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
— радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
ЛИТЕРАТУРА
Борисов, Л.П. Политология. М., 1996. С. 78—83.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.
128—136.
Краснов Б.И. Политические системы // Социально-политический журнал.
1995. №3.
Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели // Полис. 1997. №6.
Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии
//Социс.1994.№1.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.
107—114.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12.
Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.
35. Место и роль государства
в политической системе
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятия “политическая система общества” и раскрыть ее структуру (см. ответ на вопрос 32).
Государство — это организация
политической власти, содействующая
преимущественному
(классовых, общечеловеческих,
религиозных, национальных и т.
Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе.
Государство — своего рода стержень институционального оформления политической власти.
Понятия “государство” и
“политическая система
Всеобщее значение велений
государственных органов
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное,
ведущее положение в
— выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
— интегрирует общество,
придает ему качества единого
социального организма
— является носителем государственного суверенитета;
— располагает специальным аппаратом (публичной властью),
Предназначенным для управления обществом;
— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);
— имеет, как правило, монополию на правотворчество;
— владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). литература
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 9.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция
5.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Лекции 2,5.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.
Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 2.
Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 5.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5. ,
Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997.
Гл.11.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997.Гл.7.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.
Саратов, 1994. С. 61—88.
36. Происхождение государства
Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении
государства является дискуссионным,
ибо этнографическая и
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально- экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Формирование государства — длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.
На Востоке наибольшее
распространение получила такая
форма возникновения
Вавилон, Китай, Индия и
т.п.). Здесь устойчивыми оказа
лись социально-экономические
По другому историческому
пути шел процесс в Афинах и
Риме, где рабовладельческое
Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.
В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского
государства в значительной степени
связано с завоеванием обширных
чужих территорий, для господства
над которыми родовая организация
не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются
мнения, что Германия, Россия и некоторые
другие'государства возникли не как
феодальные (с классическими признаками
подобной государственности —
ЛИТЕРАТУРА
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 44—45.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 1.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
С.67—69.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 148—149;
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 5.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.
С.204—207.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 132—133.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 184—186.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
253—255.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997.Гл.2.
Теория государства и права. Ч.1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен- герова. М., 1995. Тема 2.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 2.
Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.
М., 1997. Гл.5.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
М., 1985.
37. Понятие и признаки государства
Центральным институтом политической
системы общества является государство.
Термин “государство” в политологии
обычно употребляется в двух значениях:
в широком смысле (как страна,
общество, народ, расположенные на определенной
территории и представляемые органом
высшей власти; в этом значении говорят,
например, о российском, французском,
болгарском и т.п. государствах) и
в узком, собственном смысле слова.
Последнее понимание — строго
научное. В его рамках государство
определяется как организация политической
власти, содействующая
(классовых, общечеловеческих,
религиозных, национальных и т.
Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:
1) наличие публичной власти,
выделенной из общества и не
совпадающей с населением
2) система налогов, податей,
займов (необходимы для материального
обеспечения государственной
3) территориальное деление
населения (государство
4) суверенитет (присущее
государству верховенство на
своей территории и