Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология

Файлы: 1 файл

Реферат вопросы и ответы по политологии с кучей всякой хрени.docx

— 210.31 Кб (Скачать)

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

217—223.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 313—315.

Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 130—133.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—147.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—205.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

С.258—263.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.

Право и власть. М., 1990.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997.Гл.10.

51. Разделение властей  как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще

Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что  для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны  какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить  государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную

(назначаемую представительным  органом власти и занимающуюся  реализацией данных законов и  оперативно-хозяйственной деятельностью)  и судебную

(выступающую гарантом  восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей,  являясь самостоятельной и сдерживающей  друг друга, должна осуществлять  свои функции посредством особой  системы органов и в специфических  формах.

Принцип разделения властей  не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также  определенное верховенство законодательной  власти, конституционные решения  которой обязательны для всех.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной  власти используется довольно жесткая  юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить  отлагательное вето при поспешных  решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно  рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать  все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного  законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы  только законом. Сюда можно отнести  сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных  структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед  законом и судом, гласность и  состязательность процесса, отвод судей  и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются  правоограничения, которые запрещают  осуществлять функции, принадлежащие  по закону другому органу.

Деятельность государственных  структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено  законом”.

Принцип разделения властей  должен иметь своим следствием не просто распределение функций между  различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с  действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего  в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в  каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается  созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Принцип разделения властей  в различных модификациях присутствует ныне в конституциях и политических системах демократических обществ.

 

ЛИТЕРАТУРА

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

81—82.

Марченко МЛ. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 10.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 171—173.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл.

22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 26.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

С.220.

Политология: Энциклопедический  словарь. М., 1993. С. 329—332.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 202—203.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.

Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. С. 380—389.

Осавелюк А.М. Современный  механизм системы сдержек и противовесов зарубежных государств // Государство  и право. 1993. № 12.

Право и власть. М., 1990.

Разделение властей и  парламентаризм. М., 1992.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.10.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 73—88.

Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл.1.

Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств. М., 1995.

52. Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная ответственность  государства и личности — самостоятельный  принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту  идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения  политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в  отношениях между государством как  носителем политической власти и  гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной  форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений  в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать  на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в  своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими  государствами.

“Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции  Российской

Федерации.

Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписания  и несут ответственность за нарушения  или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной  власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность правительства  перед представительными органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая  или уголовная ответственность  должностных лиц государства  любого уровня за нарушение  прав и свобод конкретных лиц,  за превышение власти, злоупотребление  служебным положением и пр.;

3) импичмент (процедура  привлечения к ответственности  высших должностных лиц) и т.п.

Формами контроля со стороны  общественности за выполнением обязательств государственных структур могут  быть референдумы, опросы, отчеты депутатов  перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах  строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается  на определенные ограничения и обязуется  подчиняться общим установлениям  государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы  личности, соответствовать тяжести  совершенного правонарушения.

Виды юридической ответственности  по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:

— уголовная (применяется  только за преступления; никто не может  быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как  по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно  на личность виновного, — лишение  свободы и т.д.);

—административная (наступает  за совершение административного проступка  на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в  частности, в таких мерах, как  штраф, лишение специального права  и т.п.);

— гражданская (наступает  за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда —  основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков  в некоторых случаях дополняется  штрафными санкциями, например выплатой неустойки);

— дисциплинарная (применяется  за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения  взыскания должны быть затребованы  объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении  же отдельных категорий — дисциплинарными  коллегиями; меры дисциплинарной ответственности  — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);

— материальная (наступает  за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и  служащими при исполнении ими  своих трудовых обязанностей).

Таким образом, отношения  между государством и личностью  должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности. литература

Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки  и современность. 1994. №4.

Дмитриев Ю.А., Златопольский  А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

Кашанина Т.В., Кашанин  А.В. Основы российского права. М., 1996. С.

45—46.

Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. На пути к социалистическому правовому  государству // Пульс реформ. М., 1989. С. 26.

Марченко М.Н. Теория государства  и права. М., 1996. Гл. 10.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 168—169.

Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл.

22.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

1996. Тема 28.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 202.

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.

Теория государства и  права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

1997. Гл.10.

Теория государства и  права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е  изд. М., 1996.

Лекция 15.

Теория политики: Общие  вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

Саратов, 1994. С. 84—85.

Теория права и государства/Под  ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 259—262.

Эбзеев B.C. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.

53. Понятие, функции и  структура политических партий

Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще  в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма

(XVIII—XIX вв.).

Политическая партия —  это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная  идеологической общностью и борющаяся  за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций  в осуществлении государственной  власти, влияния на политическую жизнь  и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют  несколько партий, что связано  с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой  за преимущества в осуществлении  собственной политики.

Партии занимают особое место  в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений  и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально- экономических  и иных интересов их членов, главным  призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление  власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем  устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой  добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную  власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших  социальных групп;

— активизация и интеграция определенной части людей;

— борьба за политическую власть и за ее использование, определение  форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные  и эволюционно- реформистские, вооруженные  и ненасильственные и т.д.);

— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской  деятельностью;

— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение  пропаганды и формирование общественного  мнения;

— политическое воспитание общества в целом или его части;

— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые  члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Борисов Л.П. Политология. М., 1995. Гл. 10.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"